Антон Уткин
Электрика, Aвторынок, Электрооборудование, За рулем, За рулем 1998/1ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫРЫНОК
ПОКУПАЯ, НЕ ОШИБИСЬ
ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ
Серию обзоров автомобильного электрооборудования (см. ЗР, 1997, № 6-9, 12) продолжает статья о звуковых сигналах.
Антон УТКИН
Группа 3721 - "Звуковые сигналы". Принципиально конструкция этих приборов не менялась уже несколько десятилетий. По-прежнему они бывают двух типов - шумовые и тональные.
Схема шумового или безрупорного звукового сигнала показана на рисунке. При подаче напряжения на выводы 10 ток проходит через обмотку 6, сердечник 5 намагничивается и притягивает якорь 2. При этом мембрана 4 прогибается, контакты 1 размыкаются и цепь обмотки обесточивается. Мембрана благодаря своей упругости принимает прежнюю форму, и контакты снова замыкаются. Цикл повторяется 220-510 раз в секунду, вызывая звук. Соответственно, частота звуковых колебаний металлического дискового резонатора 3, закрепленного на стержне мембраны, составляет 220-510 герц (Гц). Чем больше упругость мембраны, тем выше частота, то есть тон сигнала. В небольших пределах частоту, тембр и громкость можно регулировать винтом 9, изменяя момент размыкания контактов.
Тональный или рупорный сигнал работает по аналогичному принципу, только роль резонатора здесь выполняет столб воздуха, заключенный в рупоре. Чем он короче и чем толще мембрана, тем выше тон сигнала. Ради компактности ему придают форму спирали - "улитки" или "змейки" (вспомните духовые музыкальные инструменты).
Почти всегда звуковые сигналы закрепляют на упругой подвеске в виде миниатюрной многолистовой рессорки. Теоретически ее длину можно подобрать так, чтобы обеспечить максимальную амплитуду колебаний корпуса сигнала, а значит, максимальную громкость звука. Но на практике подвеска всегда значительно короче оптимальной - опять-таки ради компактности. По согласованию с автозаводом сигналы иногда выпускают без подвески - тогда резонансные колебания корпуса обеспечивает податливая деталь кузова, на которой закреплен сигнал.На протяжении полувека шумовые сигналы ставили на малолитражки, грузовики и мотоциклы, тогда как более дорогие, благозвучные и, как правило, более мощные тональные были привилегией солидных легковых автомобилей. Машины среднего класса имели по два рупорных сигнала разного тона, а представительские лимузины - даже три. В последние годы заметен отказ от тональных сигналов в пользу шумовых. Специалисты заключили, что резкий, неприятный звук сигнала эффективнее для экстренного оповещения пешеходов и водителей, нежели чистый музыкальный тон. Недаром на последних моделях "мерседесов" стоят мощные безрупорные сигналы.
Главное свойство звуковых сигналов, интересующее потребителей, - громкость, - принято выражать в децибелах, показывающих уровень звукового давления на расстоянии 2 м. Хотя для большей части сигналов приведен один и тот же разброс громкости - 105-118 дБ, абсолютная величина звукового давления в паскалях (Па) у "близких по громкости" сигналов может отличаться в десятки раз. Скажем, для сигнала 12.3721 от мотоцикла "Восход", больше похожего на зуммер, и "волговского" "ревуна" С302-Г указан одинаковый уровень звукового давления - до 118 дБ, что показывает бесполезность иных табличных данных. Отсюда вывод: сравнить громкость звуковых сигналов потребитель может лишь собственным ухом. Впрочем, для рупорных сигналов косвенным признаком громкости звука служат их размеры. Чем больше диаметр мембраны, тем больше воздуха она загоняет в рупор, а значит, тем выше амплитуда звуковых колебаний.
И еще: чувствительность человеческого уха максимальна в диапазоне частот 1000-3000 Гц, поэтому звуковые сигналы "высокого" тона (400-550 Гц) воспринимаются нами как более громкие, нежели сигналы "низкого" тона (220-400 Гц) с одинаковым звуковым давлением.В России звуковые сигналы для автомобилей выпускает только завод ЛЭТЗ (Лысково, Нижегородская обл.). Его разработки традиционно базировались на передовых зарубежных конструкциях, в частности фирмы "Хелла" (Hella, ФРГ). Большинство выпускаемых заводом моделей сигналов - шумовые.
Тональные шли в основном на легковые автомобили ГАЗ и ЗИЛ. "Волговский" комплект сигналов (С302-Г и С303-Г) достаточно популярен у автолюбителей - его нередко ставят на автомобили других марок. Однако лишь на "Волге" они звучат так неподражаемо раскатисто, вызывая резонанс ее кузовных деталей.Самые слабые из отечественных сигналов - малогабаритные тональные С308 и С309, впервые появившиеся на VAZ 2103. По моде тех лет "жигулям-люкс" полагались сигналы "более высокого класса". Но уже тогда стало ясно, что "трешке" не перекричать пронзительно звенящий голос "копейки". Несмотря на это, С308 и С309 прижились на большинстве моделей ВАЗа и АЗЛК. С середины 80-х годов оба автозавода ограничились установкой единственного хилого С308 или С309 на свои переднеприводные модели. Автолюбители отреагировали немедленно - с прилавков стали исчезать "жигулевские" безрупорные сигналы, а с казенных "волг" - мощные тональные. И только в начале 90-х "Самара" наконец-то получила вполне подходящий ей шумовой сигнал новой разработки - 20.3721.
Ну а лучшими из отечественных сигналов остаются С304 и С305, комплект которых идет на VAZ 2104 и 2105 и которые ЛЭТЗ до сих пор делает в соответствии с первыми, еще фиатовскими ТУ. Даже владельцы "волг" иногда добавляют к своим двум "ревунам" высокотональный С305, придавая голосу машины неповторимый тембр и окраску.Впрочем, желающим усилить голос своей машины теперь есть из чего выбирать - в продаже появились мощные импортные сигналы. Например, малогабаритный шумовой итальянского производства легко поставить на штатное место любого другого, причем на тех машинах, где не предусмотрено реле включения, оно и не потребуется - потребляемый сигналом ток невелик. А если место позволяет, то можно купить два больших рупорных (хотя бы производства Объединенных Арабских Эмиратов) - их услышит и самый злостный меломан за рулем, оглушенный своей магнитолой. Наиболее частыми объектами для такого тюнинга стали VAZ 2106 и 2107, которые завод до сих пор комплектует слабыми тональными сигналами.
Несколько слов о звуковых сигналах иных типов (не электромагнитных). Пьезоэлектрические, использующие достижения современной электроники, разработки которых проводили японские фирмы, широкого распространения не получили. Гораздо более распространены пневматические сигналы - самые простые по конструкции и самые мощные. Таков С40-В производства ЛЭТЗ - примитивный блок из двух прямых рупоров. Он применяется на полноприводных армейских грузовиках и седельных тягачах. Тем, кто его слышал с близкого расстояния, не надо объяснять, что такое "звуковое давление" - они почувствовали его не только ушами, но и кожей. Кстати, для С40-В таблицы указывают те же 108-118 дБ...
Всем хорош пневматический сигнал, недостаток только один - для его питания нужен компрессор, сжимающий воздух до 6 атмосфер. Для легковых автомобилей, где такого источника сжатого воздуха нет, продают импортные наборы: портативный электрокомпрессор и три-шесть рожков-рупоров разной длины. Стоят такие наборы 350-500 тыс. руб. (статья видать до деноминации написана), сила звука у них заметно меньше, чем у пневмоклаксонов грузовиков, да и высокооборотный компрессор долговечностью не отличается. А особо "навороченные" многотональные конструкции, проигрывающие, например, "Ламбаду", "Кукарачу" и т. п., и вовсе незаконны, поскольку пункт 7.8 ПДД прямо запрещает применение сигналов с чередованием тонов.
Применяемость и цены наиболее распространенных 12-вольтовых электромагнитных сигналов приведены в таблице.
(на сайте ЗР таблица сдохла)
Шумовые (безрупорные) сигналы: С311-В-01 (слева) и 20.3721 (справа).
Тональные (рупорные) сигналы: С302-Г и С303-Г.
Схема шумового (безрупорного) звукового сигнала: 1 - контакты; 2 - якорь; 3 - резонатор; 4 - мембрана; 5 - сердечник; 6 - обмотка электромагнита;
7 - стержень мембраны;
8 - искрогасящий конденсатор; 9 - регулировочный винт; 10 - выводы обмотки.