Теория разбитых окон

12 years ago

9



цитата:
В 1980-х годах Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рисковано ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити.

Вот что рассказывали о нью-йоркской подземке:

«Выстояв бесконечную очередь за жетоном, я попытался опустить его в турникет, но обнаружил, что монетоприемник испорчен. Рядом стоял какой-то бродяга: поломав турникет, теперь он требовал, чтобы пассажиры отдавали жетоны лично ему. Один из его дружков наклонился к монетоприемнику и вытаскивал зубами застрявшие жетоны, покрывая все слюнями. Пассажиры были слишком напуганы, чтобы пререкаться с этими ребятами: «На, бери этот чертов жетон, какая мне разница!» Большинство людей миновали турникеты бесплатно. Это была транспортная версия дантова ада».

Город был в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории.

Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко пошла на спад. За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число тяжких преступлений – наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки тысяч психов и гопников перестали нарушать закон.

Что произошло? Кто нажал волшебный стоп-кран и что это за кран?
Его название - «Теория разбитых окон». Канадский социолог Малкольм Гладуэлл в книге «Переломный момент» рассказывает:

«Разбитые окна» — это детище криминалистов Уилсона и Келлинга. Они утверждали, что преступность — это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям».

Гладуэлл занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек нарушает закон не только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг. Контекст.

Нидерландские социологи подтверждают эту мысль (источник). Они провели серию любопытных экспериментов. Например, такой. С велосипедной стоянки возле магазина убрали урны и на рули велосипедов повесили рекламные листовки. Стали наблюдать – сколько народа бросит флаеры на асфальт, а сколько постесняется. Стена магазина, возле которого припаркованы велосипеды, была идеально чистой.

Листовки бросили на землю 33% велосипедистов.

Затем эксперимент повторили, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками.

Намусорили уже 69 % велосипедистов.

Но вернемся в Нью-Йорк в эпоху дикой преступности. В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее. «Парень, займись серьезными вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!» Но Ганн был настойчив:

«Граффити — это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма - известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».

И Ганн дал команду ощищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как религиозное действо», — рассказывал он позже.

В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.

«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, - рассказывал он. - В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это был наш мэссидж для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит»…

В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом – тяжкими преступлениями, он вплотную взялся за… безбилетников. Почему?

Новый начальник полиции верил - как и проблема граффити, огромное число «зайцев» могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком.

Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали «зайцев» по одному, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Там безбилетники стояли, пока не завершалась «большая ловля». После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом.

«Для копов это стало настоящим Эльдорадо, - рассказывал Браттон. - Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд».

В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города. Кстати, в Википедии написано, что именно Джулиани впервые применил Теорию разбитых окон. Теперь мы знаем, что это не так. Тем не менее, заслуга мэра несомненна – он дал команду развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка.

Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям. Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму.

Уровень городской преступности стал резко падать - так же быстро, как в подземке. Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: «Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений».

Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.

Волшебный стоп-кран сработал.

avatar
Raleks
21 May 2011

Теория разбитых окон
7K
views
22
members
33
posts

avatar
Blinker
21 May 2011

2

цитата:
Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям. Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму.

...вот тока когда этот мэссидж дойдёт до тех, кто ворует вагонами и берёт взятки в шесть цифр?...
Скрытый текст
avatar
plombir
21 May 2011

2

Больше всего понравилось , что они не мешали рисовать . Просто ждали , а потом все закрашивали . И ни какого насилия .
avatar
Fantastika
21 May 2011


Спасибо, интересно!
avatar
Джо Домингес
21 May 2011


Blinker
Порядок на улицах не зависит от воровства миллионов, им то да нас дела нет, самим надо жить по человечески и себя уважать. Тупые пиндосы это поняли, святая русь все на царя батюшку кивает.
avatar
Сволочь
21 May 2011

6

Raleks
В кратце это называется - стадный эффект.

Алексей понимаешь теперь почему я принципиально докапываюсь даже до мелких нарушений ПДД?
Я помоему где-то гаварил, что у нас на дороге хаос - потому что все ездят так как им удобно. И большинство оправдываются тем, что они серьезных статей ПДД не нарушают. Плюсом кивают на всех остальных... и в упрек выкатываю фразы типа: "а тут че, все праведники собрались?" - x250 Вишневый с клубными рамками (сообщение #10073516)
avatar
KOM
21 May 2011

-1

dirty alex
Вот только учить других ты не имеешь права. Можешь показывать пример, но учить - нет.
Zee
21 May 2011


avatar
KOM:

учить других ты не имеешь права

а пачиму?
avatar
Джо Домингес
21 May 2011


KOM

Кризуешь дядя .

Мустанг пора покупать.
avatar
KOM
21 May 2011


Джо Домингес
Мне иппонской помойки хватает, зачем мне ещё раз форд?
avatar
KOM
21 May 2011


Z
Zee:

а пачиму?

ты кто?

Ну это типо еврейский ответ, на такой же вопрос.
avatar
Antas
21 May 2011


цитата (dirty alex @ Сегодня в 20:34)
Raleks
В кратце это называется - стадный эффект.

Алексей понимаешь теперь почему я принципиально докапываюсь даже до мелких нарушений ПДД?
Я помоему где-то гаварил, что у нас на дороге хаос - потому что все ездят так как им удобно. И большинство оправдываются тем, что они серьезных статей ПДД не нарушают. Плюсом кивают на всех остальных... и в упрек выкатываю фразы типа: "а тут че, все праведники собрались?" - x250 Вишневый с клубными рамками (сообщение #10073516)

avatar
Джо Домингес
21 May 2011


Вобщем уговорили, выгоню всех на субботник исчо рас.
avatar
KOM
21 May 2011

1

avatar
Джо Домингес:

Вобщем уговорили, выгоню всех на субботник исчо рас.

Да, кстати, мечтаю поймать граффитчика и запихать ему его балон. Расклейщика объявлений уже учил, клея на лоб.
avatar
vSAS
21 May 2011


слушай а что ты делаешь с кондомами кладущими объявы под дворник?
Алекс, а кто навел порядок? Может сами гопнеги решили убрать графити или графитчики проверять билеты?
Пока т имеешь право зафиксировать правонарушения и сообщить полисментам...
Zloy_Lev
21 May 2011


я эту теорию читал еще когда в 10м классе учился.
но россии она не поможет
avatar
Сволочь
21 May 2011


avatar
KOM:

Вот  только учить других ты не имеешь права.

Ваще вапрос спорный канечно...

Но, я ни каго и не учу. Я проста малчать ни умею. И слушать меня никаго не заставляю.
А учат абычна меня... тарапыжки например.
avatar
Deika
21 May 2011


Raleks
Интересно! А где ссылка на первоисточник?
Я в его поисках нашла вот еще статейку по этой теории - экспериментов-то было много.
Тынц!
Amaton
21 May 2011


Всегда будет процент людей, которые не станут ходить по линейке, но остальное стадо вполне поддается дрессировке
avatar
Dr.FeelGood
21 May 2011

1

цитата:
Интересно!    А где ссылка на первоисточник?

Баянище
Доренко две недели назад ,,постил,, на РСН
avatar
Deika
21 May 2011


Dr.FeelGood
Пасиб, по этому ключевику нашла
avatar
Dr.FeelGood
21 May 2011


Deika
Серёжа ащо рассказывал про соцэксперэмэнт голландский ,суть в следующем где красиво и чисто не гадят .
avatar
Raleks
22 May 2011


Deika
Ссылку не стал давать потому что нашел цитату на не всем интересном ЖЖ. Показалось интересно, тем болеее что про это слышал, но без подробностей.
avatar
Raleks
22 May 2011


Dr.FeelGood
Доренко не люблю.
avatar
Обмарак
22 May 2011


avatar
KOM:

Можешь показывать пример, но учить - нет

Можешь показывать пример и сдавать в полтсьён
avatar
Primal
22 May 2011


теме АП!
avatar
Primal
22 May 2011


ХОЧУ поддержать данную тему в актуальном вопросе касающихся НАС с вами дорогие клубни!!!
а именно дороги!!! ну и поведение наших с вами братьев и сестер на них а оно лично меня давно "расстраивает". Давно еще смотрел данное видео и вытащил его из за дальнего угла...

прошу прощения нарезать нету времени скажу время на видео которое я хочу показать вам, что на мой взгляд является в тему (Все видео целиком немного другой вопрос освещает но пересекает наш с вами вопрос по этому просьба видео в целом не будем обсуждать я хочу показать только некоторые моменты и четко высказанное мнение людей на мой взгляд очень точное)

само видео по ссылке

http://www.youtube.com/watch?v=7IIWg6LyTz8

рекомендуемые отрывки

1) 24.13 - 24.55 Мнение С. Безрукова про цепную реакцию...согласитесь когда вам уступают мы начинаем сами уступать... и наоборот так не в кайф ты пропустил а тебе даже аварийкой не помигали...
2) 28.07 - 28.24 Опять же Безруков

еще раз хочу повториться что видео в целом немного не в тему и вообще довольно спорное так что не будем перетекать плавно на обсуждение данного видео
wwb
22 May 2011


avatar
Raleks:

Dr.FeelGood
Доренко не люблю.

он тебя тоже
avatar
Messir
22 May 2011


Согласен с тем, что надо наказывать даже за мелкие нарушения.
А пока всем на это класть, так и будем зарастать говном и обыдливаццо...
avatar
Медный_чайник
27 February 2015


Странно, что эта тема не получила развития.
А ведь она отвечает на много вопросов.
Начиная с общего. почему "начни с себя" в подавляющем большинстве применений - вульгарная демагогия,
и заканчивая частностями - обочечниками, парковщиками на тротуаре, неуберальщиками собачьих какашек, кидателями окурков с балконов.
Всё оказывается просто.
Сложно только то, что изменение сложившегося декаданса перекладывается а власти, службы и правоохранительные органы, что в нашем холопском мирке ни в какие ворота не лезет

1 person online

1 person online

Log in to leave a message or Sign up
Popular on website
FF2 эксплуатация
Про пыльники ШРУСов
FF3 эл.оборудование
Панель приборов
FF3 ходовая
Подвеска на ФФ3
FF3 кузов и салон
Багажник на крышу ФФ3


up