В ближайшее время первые «письма счастья» от Госавтоинспекции получат 582 водителя. Именно столько нарушений Правил дорожного движения зафиксировали стационарные комплексы фотовидеофиксации «Одиссей» с начала их эксплуатации в штатном режиме. Час икс для тюменских водителей наступил с ноля часов 15 апреля. По словам начальника ГИБДД Тюменской области Геннадия Лоточкина, 582 нарушения за первые часы работы – это очень много.
В Центре оперативного управления системой фотовидеофиксации региональной Госавтоинспекции принтеры практически не отключаются, каждую минуту распечатывая очередной протокол об административном правонарушении с цветной фотографией автомобиля-нарушителя. Инспекторы ДПС по административному законодательству аккуратно складывают распечатанные листы в конверты. Дважды в день накопленные письма с сопроводительным реестром будут отправляться на Главпочтамт для рассылки по адресатам.
Впрочем, в ГИБДД основательно подготовились к круглосуточной работе центра. Закуплено все необходимое оборудование: цветные принтеры, картриджи, конверты, две тысячи коробок с бумагой. С неподдельным удовлетворением начальник отдела ДПС, розыска и исполнения административного законодательства ГИБДД Тюменской области Эдуард Ступак отметил, что перебоев с материалами в ближайшее время не будет. Закупленной бумаги хватит на 500 тысяч зафиксированных нарушений. «Кроме того, как показывает практика использования подобных комплексов в других регионах, они полностью окупаются в течение полутора-двух лет», – признался Эдуард Ступак.
В областном центре установлено шесть комплексов фото и видеофиксации. Они разместились по адресам: ул. Одесская, 16 (светофор возле ГИБДД Тюменской области), ул. Мельникайте, 116, ул. Федюнинского, 7 (надземный пешеходный переход), перекрестках улиц 50 лет Октября и Одесской, 50 лет ВЛКСМ и Мориса Тореза (путепровод), Республики и Первомайской. В ближайшее время заработает седьмой «Одиссей» на перекрестке улиц Республики и Первомайской. Все необходимые подготовительные работы уже проведены, осталось установить видеокамеры и подключить их к электросетям.
«К трем из введенных в эксплуатацию комплексам проведены линии оптиковолоконной связи – ул. Одесская, 16, ул. Мельникайте, 116, и ул. Федюнинского, 7. Это позволяет видеть ситуацию на указанных участках дороги в режиме реального времени. Остальные комплексы работают в режиме Wi-Fi. В этом случае инспекторы ДПС, подъехав к видеокамерам, подключают ноутбуки к системе и скачивают информацию на электронный носитель со скоростью до двух тысяч нарушений за три минуты», – рассказал Эдуард Ступак.
Многих водителей интересуют условия, при которых работают комплексы. Они рассчитаны на режим работы в температурном диапазоне до минус 40 градусов. Комплексы подключаются к городской электрической системе, а значит перестают работать при отключении электроэнергии. Чтобы установить к каждому комплексу систему бесперебойного питания, по словам установщиков, требуется очень высокое напряжение, что невозможно в городских условиях. Комплексы допускают двухпроцентную погрешность при замере скорости движения.
«Фиксация скорости транспортного средства начинается со скорости 72 километра в час, – говорит Эдуард Ступак. – Это означает, что за вычетом погрешности, реальная скорость автомобиля составляет 70,6 километра в час». Спокойно проезжать мимо «Одиссеев» могут мотоциклисты. Их фиксация невозможна по причине отсутствия спереди знака государственной регистрации. «Что касается нарушения Правил дорожного движения машинами VIP-персон и специальных служб, то решение по ним будет приниматься отдельно, с учетом всех обстоятельств», – заверил Геннадий Лоточкин.
Тюмень стала третьим регионом после Пермского края и Москвы, где установлены «Одиссеи». Их преимущество в том, что они могут легко переноситься и устанавливаться на других аварийных участках дорожной сети города. Чем региональная Госавтоинспекция обещала регулярно пользоваться. Как показывает практика, в местах установки видеокамер уровень аварийности снижается на 50 процентов. «Мы будем уведомлять автолюбителей о переносе комплексов «Одиссей», – заверил Геннадий Лоточкин.
Напомним, измерительный комплекс «Одиссей» работает круглосуточно в автоматическом режиме, фиксируя превышение скоростного режима и проезд транспортных средств на запрещающий сигнал светофора. Комплексы могут фиксировать и другие виды правонарушений, например, непристегнутый ремень безопасности, перевозку детей без специальных средств. Может использоваться при раскрытии угонов транспортных средств, в случае, если преступник попадет в поле зрения камеры. Также можно определить время прохождения технического осмотра по талону ТО на лобовом стекле автомобиля и привлекать автовладельцев за нарушение сроков прохождения очередного техосмотра.
Комплекс «Одиссей» считывает и грязные номерные знаки автомобилей, и знаки, «защищенные» специальными сетчатыми накладками, которые в экстренном порядке начали закупать тюменские автомобилисты. На таких водителей инспекторы ДПС будут составлять протоколы за несоблюдение ГОСТов номерного знака. В целом же комплексы фото и видеофиксации «Одиссей» призваны минимизировать участие сотрудников ДПС в составлении административных материалов».
Зафиксированное правонарушение по каналам связи поступает в региональное ГИБДД, где обрабатывается инспекторами ДПС по административному законодательству. Далее протокол с фотографиями, фиксирующими нарушение, и разъяснениями нарушенных пунктов КоАПа заказным письмом направляются собственнику транспортного средства. Именно он, по законодательству, несет ответственность за нарушения.
После получения почтового уведомления в течение 10 дней можно обжаловать постановление, а в течение 30 дней – оплатить штраф. Если собственника транспортного средства после истечения 30 дней не удается найти и письмо возвращается в ГИБДД, материалы в отношении него направляются в службу судебных приставов, которая и будет взыскивать штраф.
В Госавтоинспекции не исключают, что в первое время работы комплексов возможны проблемы с потоком информации. Например, в Челябинске в первые месяцы работы один комплекс видеофиксации регистрировал 200–300 нарушений в сутки. Спустя полгода эта цифра снизилась до 60–80 нарушений. Еще одна проблема – нарушение ПДД водителями, управляющими автомобилями по доверенности. В этих случаях при получении постановления о нарушении Правил дорожного движения владелец автомобиля должен прибыть в региональное ГИБДД в отдел по исполнению административного законодательства и предъявить постановление. Вместе с собой он должен привести гражданина, который управлял его автомобилем и совершил нарушение. В отношении собственника производство прекращается с внесением изменений в личную карточку учета правонарушений, а в отношении водителя возбуждается дело об административном правонарушении.
В случае, если правонарушение предусматривает лишение права управления транспортным средствам, все материалы направляются в суд. И собственник вместе с лицом, управлявшим его автомобилем, должны явится на заседания суда, который рассмотрит вопрос по существу. В случае, если собственник не предоставит ГИБДД и суду человека, управлявшего его автомобилем, меры административного воздействия полностью ложатся на него.
Все видеофайлы правонарушений хранятся в базе центра в течение 12 месяцев. Если возникают спорные вопросы, по запросу суда ГИБДД может предоставить видеоролик. «Одиссей» позволяет увеличивать картинку до размеров, когда можно различить лицо водителя. В этом случае на основе видеозаписи суд и примет решение.
Подобные комплексы видеофиксации размещаются в Перми, Татарстане, Челябинске и других регионах России. За время их работы был зарегистрирован только один случай технического сбоя аппаратуры. В Татарстане камера зафиксировала превышение допустимой скорости более чем на 60 километров в час, при этом водитель ехал с гораздо меньшей скоростью. В ходе проведенного анализа удалось восстановить всю картину, и перед водителем извинились, производство в отношении него прекратили.
Больше повезло водителям транзитного транспорта. Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России ведет активную работу по объединению баз субъектов РФ в единую информационную систему. Но пока все находится на стадии разработки. Поэтому, если комплекс зафиксирует нарушение ПДД транзитным транспортом, в отношении нарушителя принять административные меры воздействия ГИБДД Тюменской области не сможет, поскольку не имеет возможности установить место жительства нарушителя, его имя и фамилию. Подобная информация будет храниться отдельно до создания единой базы данных зарегистрированных транспортных средств.
В ближайшее время в городе будут расставлены информационные щиты, предупреждающие водителей о том, что на данном участке ведется фото и видеофиксация. В дальнейшем дополнительные комплексы видеофиксации будут установлены в Тюмени, а также Тобольске и Ишиме.
x