Что-то мы ударились в жуткий оффтоп, но не могу не ответить, потому что считаю что ты заблуждаешься...
цитата: |
хай фай на помещение не расчитываеца в отличии от дк, хотя конечно зависит от положения акустики и места прослушки... хай фай это больше мониторное прослушивание |
Смысл этой фразы в чем? В том что хайфай это в основном мониторы? Так чтоже тогда слушают тысячи наших соотечественников? Я чессно гря мало себе представляю мониторы в домашней обстановке, как ближнего так и дальнего поля... Это как рабочий письменный стол в квартире...
Или хайфай это по твоему из серии музыкальных центров бумбоксов?
цитата: |
по поводу 3 компонентки, да мидбас может и одинаков что в 2х что в 3х, но 3х компонентка должного уровня подразумевает звук без перекрываний частот излучателей, |
3х компонентка любого! уровня подразумевает что в ней 3 полосы, и больше ничего. Как эти полосы между собой перекрываются решает человек который проектирует и настраивает систему. Если для звука надо что бы она перекрывалась - она будет перекрыватсья.
Ты никогда не сделаешь систему в которой у тебя полосы не будут перекрываться, потому что кросоверы режут полосы не как колбасу, а с определенным затуханием.
Если создать АС в которой взять излучатели с идеально ровной АЧХ в используемом диапазоне и перекрестить их полосы, то в диапазоне их пересечения, суммарная АЧХ системы будет иметь горб. Такая АС никому не нужна.
Кросоверы больших порядков для 3х полосной АС которые режут с крутизной 36.. 48 дб на октаву очень сложно проектировать, он будет содержать несколько килограмов меди и стоить немеряно. Обычно используется 1 и 2 порядки, с затуханием 6 и 12 дб/окт.
Поэтому перехлест полос присутствует в 100% случаев. Посмотри на сайтах производителей ачх любой системы любого уровня.
цитата: |
40 литровая дверь для 6.5 это никакой конкретики, без должного внутреного акустического оформления (да и с ним сложновато будет). |
А кто сказал что 6,5 дюймовая акустика не может быть фриэйрной? Еще как может. Ты знаешь чем отличается фриэйрная акустика от не фриэйрной и как это определить не прослушивая ее в разных оформлениях?
цитата: |
практически любой мидбас 6,5 (уровня повыше) расчитан на дверь только для галочки(точнее не расчтитан а просто играет), дверь это пачти фриар да и бас в ней будет просто лишний (нужна четкость), а так он должен играть в ЗЯ гдето 4 - 6 литров (иначе частоты будут уже ниже 85-90), а это не порядок в системе с сабом, это пачти правило для излучателей таких размеров (сужу по опыту в дк и систем с полочниками). |
Так вот где собака порылась... ) Ты просто не очень понимаешь зачем вообще нужна дверь или любое другое оформление динамика.
Этот мир устроен так:
1. Идеальная система с точки зрения тонального баланса - это система с одним излучателем (динамиком) с ровной АЧХ в диапазоне от 20-20000Гц.
2. Таких излучателей не бывает. Поэтому и существуют многополосные системы.
3. Присутствие любого фильтра (кроссовера) в системе оказывает негативное влияние на нее - перекрытие полос, вращение фазы, уменьшение чувствительности.
4. Мидбас не должен играть "в ЗЯ 4-6 литров". ЗЯ и любое другое оформление это способ которым можно влиять на АЧХ динамика.
5. Из п.1 следует что чем ниже у тебя будет играть мидбас тем лучше, так если он отыграет от 20 Гц, сабвуфер станет ненужным - следовательно одной полосой меньше.
6. Сабвуфер - это не достоинство системы. Это костыли для системы в которой фиговый мидбас.
7. Не каждый саб играет от 20 Гц, такие достаточно сложно найти.
8. Играть - подразумевает неравномерность ачх -3 дб, то есть это полоса в которой неравномерность ачх укладывается в эти ограничения.
9. из п.6 и 7. следует что если мидбас отыграет от 30-40 Гц то саб можно не ставить.
10. Если мидбас не играет от 30-35, то нужен саб. Но из этого не следует, что как только поставили саб то мидбасы надо резать на как можно выше. Наоборот их нужно резать как можно ниже, что бы сабу досталось меньше.
11. Человек не может определить на слух нахождение источника звука НЧ, т.е. направление откуда идет звук.
12. Из а.11 конкретно для авто и для дк - если саб будет играть высоко например до частоты 85-90 то сцена исказится, так как все инструменты будут играть спереди - центр сцены будет между левой и правой колонкой, а ударная установка вдруг окажется в том месте где стоит саб, при этом тарелки от нее отделятся и окажутся в другом месте. )))
13. Максимальная частота раздела саба и мидбаса в системах с отдельно стоящим сабом 60 Гц, причем это критический уровень. Желательно 40-50.
Теперь по поводу правила для 6,5 4-6 литров... И зачем вообще нужно оформление...
Параметы тиля-смола включают в себя - резонансную частоту, добротность и эквивалентный объем. Это электро-механические параметры которые зависят от конструкции динамика.
Динамик играет нормально только выше резонансной частоты. До какой частоты - это неважно в данном случае. Ниже частоты резонанса начинается спад АЧХ. Вид АЧХ в этой области - крутизна спада и наличие горба определяются занчением полной добротности. Резонансную частоту и добростность - а следовательно нижнию границу до которой будет играть динамик и вид его ачх в этой области можно изменить с помощью акустического оформления. Для вычисления объема акустического оформления используется третий параметр - эквивалентный объем. Засунув динамик в ЗЯ, мы получим АС у которой резонансная частота и добростность будет оличаться от того что было у динамика до этого. Существуют формулы по которым можно рассчитать влияние различных оформлений на динамик.
Одно из лучших значений добротности придумал дядка Баттерворт, и оно равно 0,707. Эта добростность обеспечивает наименьшую нелиейность АЧХ. С помощью применения офрмления к динамику добростность можно только увеличить. Поэтому если динамик изначально имеет добротность больше этого значения - то считается что это фриэйрный динамик, так как если мы его засунем в любой ящик, добротность увеличится и на АЧХ в районе частоты резонанса появится горб! В тоже вреимя существует куча динамиков которые имеют добротность ниже рекомендуемой и это делается специально. Если такой динамик засунуть в ящик, то его добротность увеличится. Если первоначально она у него была, к примеру 0,3, то доведя ее с помощью оформления до 0,707 мы получим меньшую неравномерность, меньшую крутизну затухаяни ниже часто резонанса, и самое главное! увеличится резонансная частота получившейся системы динамик + ящик, но ни нижняя частота от которой динамик играет, т.е. выходит на уровень -3 дб уменьшится, то есть он сможет играть гораздо ниже чем был расчитан благодаря добротности 0,707!
Выводы отсюда такие: динамик можно заставить играть ниже засунув его в ящик. Если его добротность больше 0,7 то лучше его в ящик не пихать, если ниже то крайне желательно запихнуть.
Почитать про все это можно здесь:
http://www.avtozvuk.com/az/Az_0305/htm/020-027.htmhttp://www.avtozvuk.com/az/Az_0405/htm/054-057.htmТам же на сайте можно найти все про кроссоверы - как работают, как влияют и как их используют.
Теперь берем первые попавшиеся тесты 6 дюймовой акустики и быстро по ним пробежимся:
Бюджет фри
http://www.avtozvuk.com/az/Az_0805/htm/032-042ivolga.htmДобростность изначально выше батервортовской, рез. частота 55 Гц - типично фриэрный динамик для установки в дверь. Играть будет от 55, больше ничего с ним не сделаешь.
во фриэйре рез частота 56, граница -3 47,
в ящике 22 литра рез частота 66, граница 52, добростность 1.
Тоесть в данном случае ящик хуже так как частоты ползут вверх и появляется горб.
Небюджет фри
http://www.avtozvuk.com/az/Az_0905/100-105.htmТоже фриэрный динамик для установки в дверь так как высокая добросность, причем по фактическим параметрам играет от 65, что выше чем у иволги и без саба не обойтись.
Небюджет бокс
http://www.avtozvuk.com/az/Az_1205/058-061.htmТут на сайте не проводили расчетов по оформлению, но я посчитал их сам.
Во фриэйре мидбас имеет резонанс 71 Гц, граница по уровню -3 163 Гц.
В двери резонанс 76, граница -3 160 Гц, добротность 0,4
В ящике 2,6 литров резонанс 138, граница 138, добротность 0,707
В ящике резонанс растет, но граница с уменьшением бокса идет вниз, а добротность стремится к баттерворту. Вывод - пихать в маленький ящик + подпирать сабом.
Бюджет бокс
http://www.avtozvuk.com/az/Az_0305/htm/052-055.htmИдеальный вариант ящик 40 литров. То есть дверь. Саб не нужен.
Мы получили три динамика для установки в дверь. Но в каждом случае это обусловлено разными факторами. В 1 и 2 случае дверь потому что в салоне автомомобиля ящика больше чем дверь нету. А нам нужен максимально большой ящик, что бы не снижать добростность и не увеличивать рез. частоту.
А в 3ем случае - дверь потому что именно в ней динамик играет наилучшим образом.
Найди в инете программу JBL Speakershop, подставь в нее параметры тиля-смолла динамиков, они обычно приводятся на сайте производителя, и посмотри как будет вести себя ачх в различных объемах и типах оформления.
Рассуждения о том нужен саб или не нужен по большей части условные, потому как многое еще зависит от того что есть "дверь" в каждом отдельно взятом авто, насколько она заглушена и т.д. Т.е. на практике надо слушать, но общие тенденции обстоят именно так.
цитата: |
спорить насчет дорогих систем можно долго, но вывод только 1 дверь ящег не переиграет не будет того качества. |
Спориить можно долго, только законы физики от этого не изменятся.
ЗЫ. я кстати, не учел передаточную функцию салона, поэтому в салоне авто частота по уровню -3, везде где я считал сам, будет ниже. без передаточной функции эти расчеты верны для домашней системы.
Про нее можешь почитать здесь
http://www.avtozvuk.com/az/Az_0800/p68-72-1.htm