Но вот уж сенсация так сенсация, вот уж овация так овация: фильм француза Мишеля Хазанавичуса "Артист". В конкурс его включили в последний момент, в начале мая - до этого он значился в фестивальной программе, но внеконкурсной. По правде сказать, до Канна я и не ведал о таком режиссере, а когда выяснил, кто он, то изумился, потому что он всегда делал не каннское, а коммерческое кино. В частности, снял два пародийных боевика про агента 117, который не просто Джеймс Бонд, а самый тупой из всех возможных джеймсбондов. И вдруг - "Артист".
Это, если не ошибаюсь, третий полнометражный немой фильм, сделанный в эпоху звукового кино после "Новых времен" Чаплина и "Юхи" финна Ака Каурисмяки, чей новый фильм "Гавр" в конкурсе завтра. Это - в одном флаконе - пародия на немое кино и дань уважения к нему, смешнейшая комедия - и изумительная мелодрама, напоминающая по стилю о еще одном чаплинском фильме "Огни большого города". Главный герой - суперзвезда немого кино Джордж Валентин, который не приемлет кино звуковое и с приходом звука моментально, как в реальности произошло тогда со многими звездами, становится никому не нужен, битой картой из старой колоды (один из смешнейших - истинно сюрреалистических - эпизодов: в какой-то момент все вокруг начинает звучать. Стул - с грохотом падать, телефон - звенеть, девушки - смеяться. Герой тоже пытается попробовать голос, заговорить, потом закричать, а голоса-то у него и нет. Тут герой просыпается - это был кошмарный сон. Дальше фильм опять развивается как немой).
Вдобавок наступает эпоха великой депрессии, и вчерашний суперстар становится нищим. Зато в суперзвезды вырывается влюбленная в него и почти не знакомая ему девушка, которой он пару лет назад по доброте душевной открыл дорогу в Голливуд. Дальше пересказывать глупо, ведь фильм развивается по логике и правилам именно немого кино. Скажу только, что, несмотря на всю искусственность сюжета (но тут искусственность как раз уместна), к финалу действие достигает такого мелодраматического и даже трагического накала (он собирается стреляться, она, не умея водить, несется к нему на выручку на виляющем по дороге авто), что начинаешь искренне переживать. Но и тут с хохмами все в порядке. На экране возникает титр: BANG! (то бишь БАБАХ! Именно так - большими буквами). Думаешь: он застрелился. Но нет: это она возле его дома врезалась-таки в дерево.
Короче, не знаю, как там насчет "Золотой пальмовой ветви", но на актерские призы дуэт Жан Дюжарден - это он играл агента 117 - и Беренис Бежо претендовать будут точно. Как играют! А уж как танцуют! Еще один актерский приз фильму гарантирован уже сейчас. В Канне есть не только Palm D'or, но и Palm Dog - приз лучшей экранной собаке. Его вручает неофициальное жюри. Так вот фокстерьер героя "Артиста" - тоже самый настоящий артист.
x