В Мосгорсуде начался процесс по «делу Довгия». Бывшего главу ГСУ СКП Генпрокуратуры будут судить присяжные заседатели в открытом для прессе режиме. Адвокаты разругавшегося с Бастрыкиным следователя считают, что это хороший знак.В Московском городском суде прошли предварительные слушания по делу бывшего руководителя Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре России Дмитрия Довгия. На них было объявлено, что судить обвиняемого в получении взятки в 750 тыс. евро бывшего главу ГСУ будет коллегия присяжных заседателей. 12 основных и как минимум двоих запасных ее членов должны отобрать 15 апреля. Таким образом, суд удовлетворил ходатайство стороны защиты. Кроме того, процесс сделали открытым для прессы.
Адвокат Довгия Юрий Баграев сообщил, что на предварительном судебном заседании, которое состоялось сегодня, он не заметил «явного обвинительного уклона».
«Нас услышали, не отмахнулись и дали возможность представить доказательства невиновности моего подзащитного присяжным заседателям», – сказал адвокат. Говоря о психологическом состоянии своего клиента, Баграев отметил, что Довгий «в боевой готовности и готов драться, доказывая свою невиновность». Оптимизм стороны защиты понять можно: Баграев еще в декабре 2008 года заявлял «Газете.Ru», что «единственное спасение для его клиента от «следственной машины», частью которой он сам перестал быть минувшей весной, – суд присяжных. «Если дело будут рассматривать профессиональные судьи, можно уже сейчас примерно представить приговор. А присяжные – это все-таки суд народа», – считает адвокат.
В ходе сегодняшнего заседания адвокаты заявили ходатайство о возвращении дела прокурору в связи с «недопустимыми ссылками на сомнительные доказательства, в которых были допущены факты фальсификации». Адвокат второго фигуранта так называемого «дела Довгия» – Андрея Сагуры – Роберт Зиновьев заявил, что при первичном ознакомлении с делом защита сфотографировала материалы, однако впоследствии были обнаружены новые документы, которых ранее не было. Зиновьев отметил, что, по заявлению защиты, в данный момент проводится доследственная проверка по фактам появления новых документов. В удовлетворении данного ходатайства суд отказал. При этом, по словам Зиновьева, судья сказал, что результаты проводимой проверки без внимания суда не останутся.
Кроме того, на заседании защита просила приобщить к уголовному делу шесть томов телефонных переговоров, которые она считает важными для судебного процесса, но суд оставил эту просьбу без ответа, уточнив, что сам истребует биллинги в случае необходимости.
Из-под стражи экс-главу ГСУ Мосгорсуд освободить отказался. Та же участь постигла и Сагуру.
Ходатайство об изменении меры пресечения было заявлено адвокатами обвиняемых, но суд оставил их арест в силе. В спецкорпусе «Матросской тишины», построенном в 1991 году для членов ГКЧП, Довгий находится с 20 августа 2008 года. По словам адвоката, условия там неплохие, в камерах сидят по три человека, а сотрудники изолятора обращаются с арестантами «подчеркнуто вежливо». Но, вместе с тем, в отношении «спецсубъектов» (сотрудников спецслужб, правоохранительных, следственных и судебных органов) приняты особые меры безопасности – за Довгием и его сокамерниками наблюдают 24 часа в сутки.
Напомним, что Довгию инкриминируется ч. 1 ст. 286 (превышение должностных полномочий) и п. «г» ч. 4 ст. 290 (получение взятки в крупном размере) УК РФ. Его сослуживцу Сагуре предъявлено обвинение по ч. 5 ст. 33, п. «г» ч. 4 ст. 290 (пособничество в получении взятки в крупном размере) УК РФ. По данным следствия, Сагура получил для Довгия взятку в размере 750 тыс. евро от «известного предпринимателя, в отношении которого ГСУ расследовалось уголовное дело по ст. 174 УК РФ (легализация денежных средств, приобретенных другими лицами преступным путем)».
И сам обвиняемый, и его адвокат Юрий Баграев считают «сфабрикованное дело» личной местью главы СКП Александра Бастрыкина за конфликт экс-сотрудника с ведомством.
Адвокат Довгия полагает, что у его клиента начались проблемы из-за критики, которой несговорчивый следователь, занимавшийся расследованием уголовных дел в отношении замминистра финансов России Сергея Сторчака, генерала ФСКН Александра Бульбова и петербургского предпринимателя Владимира Барсукова (Кумарина), подвергал свое бывшее руководство в прессе. Ранее в интервью «Газете.Ru» Баграев назвал действия СКП «провокацией и актом мести за публичные признания Довгия в прессе относительно нарушений и злоупотреблений в ведомстве».
Довгий пытался судиться со Следственным комитетом из-за своего незаконного увольнения после того, как ему пришел приказ, датированный 21 апреля 2008 года и подписанный лично Бастрыкиным. Как сообщала пресс-служба СКП, уволить Довгия решили по результатам проверки, в ходе которой было установлено, что он нарушил закон «О прокуратуре РФ» (несоблюдение ограничений и неисполнение обязанностей, связанных со службой) и закон «О государственной гражданской службе РФ» (разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных, в соответствии с федеральным законом, к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставшей известной в связи с исполнением должностных обязанностей).
На Довгия донесли его же подчиненные, рядовые следователи Зигмунд Ложис и Сергей Чернышев.
В докладных записках подчиненных Довгия говорится, что руководитель ГСУ получил $1,5 млн от фигуранта одного из уголовных дел – директора компании «Петро-Юнион» Клигмана.
Еще 2 млн евро Довгию якобы заплатили за освобождение из тюрьмы бывшего зампреда правления Траст-банка Олега Коляды, проходящего по делу «Томскнефти». Двое других попавших под подозрение сотрудников Следственного комитета – Сергей Глухих и Юрий Ермаков – якобы намеревались незаконно перевести из московского СИЗО «Матросская Тишина» в Санкт-Петербург криминального авторитета Владимира Барсукова (Кумарина).
Получив докладные записки, 25 марта глава Следственного комитета Александр Бастрыкин подписал приказ об отстранении Довгия. Вместе с начальником ГСУ от работы были отстранены и его подчиненные: первый заместитель Алексей Новиков, начальник одного из отделов управления Сергей Глухих и следователь по особо важным делам Юрий Ермаков. Позже все трое были уволены из управления.
x