Зазоры что в современных моторах (например, коренные, шатунные), что в моторах, спроектированных 40 лет назад не отличаются.
Про маслоканалы - они выпоняют транспортную функцию доставки масла до узла, потери на каналах минимальны.
Так называемые системы изменения фаз ГРМ далеки от гидравлических систем (в гидравлике
давления сотни атмосфер и там ошибка по вязкости черевата), sae30 или sae 40 для них (фазовращателей) не принципиалны.
Вязкость (при 100С) масел sae 30 и sae 50 отличается всего на 7-10 сантистокс. Это исчезающе мало.
Тогда как вязкость не прогретого масла и прогретого масла, отличается на сотни и тысячи сантистокс. И это - много для мотора.
К чему это? К маслоголоданию. На прогретом масле при исправном моторе маслоголодание практически исключено (оно может быть
при перегреве масла и критическом падении давления) независимо от того, 5w50 это или 0w30.
А вот на не прогретом масле очень и очень веротяны последствия.
Например, недавно у друзей "застучал" мотор порше. Масло - строго с одобрениями Порше А40 (М1 0w40).
Для информации, на порше три маслонасоса, все - исправны.
Причина - масляное голодание из-за наваливания на не прогретом, все еще густом, масле.
С вяскостью в на несколько сотен (!) сантистокс выше рабочей. Недавно мотор починен, все хорошо, теперь владелец прогревает
мотор до наваливания, а не вместо)) Дорогой урок, стоимостью в не одну сотню тысяч рублей.
Далее, вернемся к Volvo Т5. На моторах с примерно 2005-го года основное отличие - в конструкции пакета колец (жесткость).
Которая позволила лучше воспринимать вязкость масел АСЕА А5. Маслоканалы и зазоры - не причем))
Но для СТ300, регулярно видящем полный наддув достаточно продолжительное время, я бы не рисковал с АСЕА А5.
В идале, сделать пару-тройку анализов (на своем моторе в своих условиях эксплуатации),
чтобы видеть что с маслом. Одного анализа недостаточно - не видно тенденции.
Дело даже не в вязкости, а в крепости допусков при одновременном ACEA A5.
Но даже не на СТ300, судя по моим анализам, видна разница между VR1 5w50 (базовое масло гр.III)
и маслом 0w40 (гр. IV, V (эстеры)), оба масла - АСЕА А3. Хотя и разница не криминальная, вполне допустимая.
Первое масло в свежем виде - почти "сороковка", а второе почти густая "тридцатка".
Но дело, поалагаю, не в вязкости, а в композиции масла. Ибо у VR1 пакет не стандартный ("пустой" если судить по лаб.анализу),
а в 0w40 - стандартный, лубризолвский (ведущий партнер Valvoline), на эстерах и пао.
По поводу прочности масляных пленок разных масел, интересно почитать (на англ.).
Масла в основном доступные на севроамериканском континенте, европейских масел (АСЕА) почти нет, но нем не менее.
Пишет о проведенных тестах один из инженеров ассоциации SAE:
http://forums.corvetteforum.com/1583830943-post109.htmlИнтересно отметить, что нет прямой связи между количеством противоизносных присадок и фактическими свойсвами
масла по защите от износа. Т.е. много ZDDP это не означат лучшую защиту от износа. Малое количество ZDDP
в другом масле может превосходить другое масло с большим ZDDP по защите от износе.
Также нет прямой связи между вязкостью масла и прочностью масляной пленки.
Кроме того, минералка по защите от износа может превосходить синтетические масла.
Я об этом уже говорил: важна итоговая композиция (сочетание) пакета, базовых масел, загустителя,
а не их количество.
Всем - хорошей защиты от износа :-)