Длинные январские выходные кажутся, по всей видимости, нескучными. О том, чтобы петербуржцы не засиживались за столами, не злоупотребляли спиртными напитками и телевизором, а вели здоровый образ жизни, позаботились в небесной канцелярии. Снег продолжает падать, синоптики обещают снегопады и в первые дни следующего года. Коммунальные службы фактически расписались в своем бессилии. И, скорее всего, горожанам придется взяться за лопаты (или их самодельные аналоги) самим.
Хроника снежной войны
Всю прошедшую неделю имеющаяся в городе уборочная техника героически боролась со снегом. Первые заявления о том, что коммунальные силы проигрывают в неравной борьбе, прозвучали 27 декабря — Смольный обратился к горожанам с призывом проявить сознательность и помочь в уборке. Всем сумевшим дозвониться на «горячую линию» комитета по благоустройству и дорожному хозяйству» обещали вручить лопату — к тому времени этот нехитрый инструментарий стал во второй столице России остродефицитным товаром.
На призыв городских властей немедленно откликнулись блогеры. В сети появились стихотворные произведения о нерадивых чиновниках, не способных справиться с зимним снегом, и прозаические заявления на ту же тему. Наиболее резко высказалась писатель Татьяна Толстая, посетившая в эти дни наш город — в своем блоге она предложила губернатору Валентине Матвиенко «самой взять в руки лопату».
Пользователи Живого Журнала устроили стихийную викторину «Куда пропали все дворники?». Версии, объясняющие внезапное исчезновение людей этой героической профессии разнообразием не отличались. Высказывались предположения о коллективном запое работников коммунальных служб, о массовом увольнении в период снегопада и о том, что дворники просто отсиживаются по своим каморкам и ждут, когда снег растает сам. Некоторым счастливчикам повезло — им удалось услышать «шкрябанье» дворницкой лопаты, а особо избранные даже видели этих скромных тружеников за работой.
Впрочем, независимо от призывов Смольного, петербуржцы быстро поняли, что помощи от властей ждать не приходится и взялись за дело сами. Если в первые дни снегопада на улицу с лопатами выходили только автомобилисты, чтобы откопать свой транспорт, то позднее к ним присоединились и родители, пробивающие дорогу для своих чад на детские площадки, и владельцы собак. В городе появились основательно протоптанные тропинки и передвигаться стало более или менее возможно.
Интересно, что, хотя, по закону, участки тротуара обязаны убирать и владельцы, предприниматели расчистку снега перед входом в принадлежащие им здания организовывать не стали. Например, на Большом проспекте Васильевского острова убран вход перед одним-единственным сетевым магазином, на Большом проспекте Петроградской стороны проходы к бутикам пробивали в сугробах курсанты «Можайки». Вне конкуренции оказался «Северо-Западный телеком»: сосулька, сорвавшаяся с крыши здания на Большой Морской, 24, которое принадлежит этой компании, уложила петербурженку на больничную койку.
29 декабря Смольный объявил о том, что коммунальные службы все же начинают борьбу со снегом. Дорожники вспомнили про правила парковки по схеме «чет/нечет» и опубликовали график работы эвакуаторов, которые будут убирать с улиц автомобили, мешающие работе снегоуборочной техники. Губернатор города Валентина Матвиенко сообщила, что на очистку города от сугробов понадобится около 20 дней.
Однако необходимого времени властям города погода не предоставила. 30 декабря начался новый снегопад, и, как предупреждает Гидрометеоцентр, он - не последний. Одновременно на город надвинулась еще одна беда — на крышах начали образовываться ледяные наросты. Как уже писала «Фонтанка», на очистке кровель от наледей трудится чуть больше 700 человек. Сколько времени потребуется этому количеству специалистов на то, чтобы сколоть лед со всех 17,5 тысяч крыш в городе (которые, к тому же, стремительно обледеневают заново) — неизвестно.
На подходе еще одна проблема: снежная беда грозит превратиться и в мусорную — из-за снега коммунальные службы прекратили вывозить бытовые отходы. Городские помойки и урны переполнены мусором. «Теперь нам надо научиться еще и мусор самим перерабатывать?» - недоумевают петербуржцы, активно обсуждающие эту тему в интернете. Городские власти сложившееся положение пока не комментируют.
Справедливости ради, надо заметить, что блогеры не только ругают городские власти или делятся опытом по борьбе со стихиями. Например, известный журналист Виталий Третьяков, проживающий, правда, в Москве, выступил у себя в блоге с резким заявлением «Отстаньте от зимы и снега!». Он доходчиво разъясняет, что задача очистить город от снега так, чтобы проезжая часть улиц и тротуары были чистыми, а по обочинам дорог лежали аккуратные сугробы, абсурдна и недостижима. Оказывается, при нынешнем уровне автомобилизации населения убрать снег с оживленных магистралей — нереально: мешают машины и пешеходы, которые ходят и ездят по городу почти круглые сутки. На вопрос, почему нельзя убрать хотя бы небольшие улицы и внутриквартальные территории, автор не отвечает.
А как у них?
«Фонтанка» заинтересовалась, как же справляются со снежными заносами власти крупных европейских и американских городов, где количество автомобилей на душу населения значительно выше, чем в России. Ответы оказались ожидаемыми: снега нет не там, где он не падает, а там, где его убирают.
Снегопад, обрушившийся на Нью-Йорк в двадцатых числах декабря, на какое-то время парализовал даже работу «подземки» - в тех местах, где линия выходит на поверхность, рельсы оказались засыпаны. Однако на каждой станции дежурила бригада дворников, которая регулярно, через каждые двадцать минут, выходила на расчистку, рассказывает блогер innyc, проживающий в этом городе. Автовладельцы предпочли оставить свои машины в гаражах и передвигались во время «снежных дней» на общественном транспорте.
В Гамбурге, который считается северо-европейским городом, снег выпадает на несколько дней в году. «То, что у нас считается обычным явлением, у них — стихийное бедствие, - рассказывает Алексей, проживший в этом городе около трех лет. - Снегоуборочной техники, как правило, не закупают — содержать ее ради нескольких дней невыгодно, но улицы очищают буквально за несколько часов — работают дворники плюс каждый домовладелец убирает свой кусок тротуара. И такой каши под ногами, как у нас, там нет». Излишне говорить о том, что автовладельцы в эти дни воздерживаются от поездок.
Власти Цюриха предпочитают справляться со снежными заносами с помощью снегоуборочных машин. «А для того, чтобы не мешали припаркованные автомобили, вместе со снегоуборщиками ездит эвакуатор. Он переставляет машину, а потом возвращает ее на место», - рассказывает переселившийся в Швейцарию Кирилл. О практике скандинавских стран, где принято посыпать снег гранитной крошкой, а потом убирать получившуюся смесь пылесосом, знают многие петербуржцы. О том, что ни в Швеции, ни в Финляндии, профессия дворника не считается вымершей, говорить, наверное, излишне.
Можно, конечно, предположить что «такого» снегопада в Европе не бывает. Но справляться со снегопадами умеют и на отечественных просторах. И в Мурманске, и в Норильске, и в Сыктывкаре, и в Екатеринбурге - снег на улицах не вызывает таких уж апокалиптических проблем и не приводит к транспортному коллапсу. Возможно, идея блогеров «Фонтанки» послать коммунальные службы Петербурга на стажировку в Сибирь не лишена здравого смысла?
"Фонтанка.ру" (с)
x