Цены на бензин взлетят до 50 руб. Скачкообразный рост цен на бензин в одной из крупнейших нефтедобывающих стран мира давно стал явлением регулярным. Автолюбители негодуют, но, сжимая зубы, платят за топливо больше, чем их американские «коллеги», чьи машины питаются в том числе и российским экспортным бензином. АЗС, принадлежащая одному из крупнейших брендов, предлагает Аи-92 по цене 26 рублей за литр на границе России с Беларусью, а уже по ту сторону кордона на аналогичной заправке такой же сорт топлива обходится в 18 рублей за литр. Бензин дорожает по всей стране, и столичный регион не исключение. Между тем нефтяники заявляют, что они приступили к планомерному снижению цен.
Так, сеть ТНК-ВР объявила о «новогодних скидках»: топливо самых популярных сортов (Аи-92 и Аи-95) якобы подешевело на 30-50 копеек. Обрадовали автомобилистов и в ЛУКОЙЛе: представители компании заявили о снижении цен в среднем на рубль. Любопытно, что в народе эти подарки остались незамеченными: автомобилисты в один голос заявляют, что цены на бензин не снизились, а просто стабилизировались. Что касается владельцев дизельных машин, то они могут более не мечтать об экономии, так же как и о долговечности работы двигателя: стоимость солярки неуклонно растет, более того, согласно паспортам качества, дизель на большинстве московских заправок относится к неэкологичному и «устаревшему» классу Евро-2.
Но даже если снижение цен все же станет заметным до Нового года, весной, обещают аналитики, автомобилистам следует готовиться к худшему. Неизбежен новый кризис на топливном рынке, результатом которого станет колоссальное подорожание бензина. Таким образом, езда на личном авто станет поистине «золотой» сразу же после президентских выборов в марте 2012-го: психологическая 30-рублевая отметка будет успешно преодолена. И преодолена на рубли, а не копейки.
«Если нефтяники будут до марта искусственно сдерживать цены, то после президентских выборов это выльется в скачок на 20-30%», – такое мнение в беседе с журналистами «Московских новостей» озвучил аналитик ИФД «Капитал» Виталий Крюков. Причин для существенного скачка цен сразу две, отмечают эксперты. Первая – искусственное регулирование розничных расценок на топливо. Рано или поздно оно – регулирование – будет прекращено. Вторая причина – очередное повышение акцизов. То есть литр топлива может подорожать с сегодняшних 30 руб. за литр до 36-38 руб. При этом не исключено, что цены на качественный бензин европейских стандартов поднимутся до 50 руб. за литр и выше. А высокооктановое топливо (Аи-98) и дизтопливо могут вырасти в цене еще выше.
Напомним, депутаты Госдумы приняли в третьем, заключительном, чтении поправки в Налоговый кодекс, пересматривающие график повышения акцизов на бензин. Действующий график предусматривает в 2012 году рост акцизов на топливо примерно на 1,2 руб. с литра. Принятый законопроект сохраняет эти ставки, но только до июня 2012 года. С июля будущего года акциз на бензин Евро-2 вырастет еще на 35 копеек с литра, а в 2013 году – еще на 1,4 рубля, до 10 100 рублей с тонны. Акцизы на бензин Евро-3 после выборов 2012 года также вырастут еще на 35 копеек,
а с 2013 года – на 1,35 рубля с литра. Дизельное топливо Евро-2 в конце 2012 года подорожает на 20 копеек, Евро-3 – на 40 копеек.
Таким образом, вполне реальной видится перспектива удорожания Аи-92 до 33-35 рублей за литр. Что выведет российский бензин на уровень европейского – не по качеству, но по стоимости. То же самое касается и солярки. Ее будет много, но она будет дорогой – таков вкратце итог госрегулирования и работы властей по недопущению нового кризисного дефицита на топливном рынке. Эксперты, участники рынка и чиновники уверены, что ожидать перебоев с поставками дизтоплива не следует. Это приятная новость. Неприятная: за все хорошее надо платить. И платить немало. Только за ноябрь в результате действий правительства солярка выросла в цене на 4,8 процента. Дорожать она будет и в дальнейшем.