Первоначально было запланировано, что с 1 января 2010 года будет прекращено производство, а с 1 сентября 2010 года и продажа топлива класса Евро-2 - АИ-80. АИ-92 должен был исчезнуть к сентябрю 2011 года. По мнению руководства нефтеперерабатывающих компаний, вступление в силу этой нормы должно было вызвать серьезный дефицит бензина. Предсказания поставщиков автомобильного топлива стали реальностью нынешней весной, когда, закрывшись на модернизацию, нефтеперерабатывающие заводы серьезно снизили свои мощности. На АЗС выстроились очереди. В историю было вынуждено вмешаться правительство России. И уже к осени был готов пакет поправок, которые продлевают выпуск и продажу топлива Евро-2 - АИ-80 и АИ-92 до 31 декабря 2012 года. При этом 92-й бензин с 1 января 2013 года должен соответствовать стандарту Евро-3.
Принятые меры дают лишь дополнительное время тем автовладельцам, которые не успели переоснастить свои машины. В основном это касается обладателей отечественных авто, среди которых множество разной спецтехники - машины медиков, полицейских, почты, школ, фермеров. Одни приготовились заранее, помня о сроках, прописанных в первоначальной редакции технического регламента. Другим сейчас приходится нести серьезные финансовые затраты. Так, в МВД по Коми МС рассказали, что переделка служебных «УАЗиков» ведомству обошлась в стоимость переписки с заводом-изготовителем.
- Мы следовали рекомендациям завода-изготовителя. Нам эта переделка ничего не стоила, - отметил собеседник МС, уточнив, что отечественные «УАЗики» и «буханки» преобладают среди полицейских машин.
Другому ведомству - Минздраву Коми, дабы не испортить транспорт неподготовленным переходом на топливо с более высоким октановым числом, приходится проводить серьезные технические работы. Начальник автотранспортного управления Минздрава Николай Мазур рассказал, что модернизация каждой медицинской «буханки» обходится ведомству в 30 - 35 тыс. руб.
- У нас очень много техники работает на 80-м бензине. Нам приходится зажигание переделывать, чтобы не сгорели моторы. Мы опасаемся, что когда закончатся запасы АИ-80, на какое-то время нам придется встать. Такой переделке у нас подлежит 80% всего автопарка. Это и хозяйственные машины, и мусоровозы, и восемь автобусов. Мои «кулибины», конечно, пытаются что-то сделать, но если машина спроектирована для 80-го бензина, на другом она нормально ездить не будет, - рассказал Николай Мазур.
Более новые автомобили работают в автопарке Сыктывкарской станции скорой помощи. Замглавврача Владимир Цымбал отметил, что в последние годы автопарк обновлялся, в результате чего «любителей 80-го бензина» осталось немного - меньше десятка. Более того, вся новая техника, которая поступает в медицинские учреждения, будь то отечественные автомобили или иностранные, заранее подготовлена к использованию более экологичного, чем АИ-80, топлива. Так, переданные весной 2011 года в районные больницы «УАЗы», по словам начальника автотранспортного управления Минздрава Коми, в переделке под технический регламент «О требованиях к бензину» не нуждаются.
Часть медтранспорта будет переведена на газ. Очевидная экономия на разнице в цене бензина и газа, как уверяет Николай Мазур, скажется далеко не сразу - переделка стоит порядка 50 тыс. руб., а газовых заправок в Коми слишком мало.
- Попробуем, как наши восемь автобусов будут ездить на газе, и будет ли в этом какая-то экономия. А там видно будет, - заметил он.
Как отмечает начальник транспортного отдела Минздрава, предупреждение о прекращении поставок 80-го бензина в ведомстве получили только около месяца назад. Письмо пришло от поставщика АИ-80 - «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт». На одноименных заправках, по словам представителей компании, этого вида топлива уже нет.
- Завод нам не отгружает АИ-80 уже с 15 августа. На заправках его нет давно, причем юридическим лицам мы перестали поставлять АИ-80 еще раньше, чем частным автовладельцам на АЗС, - рассказали МС в отделе розничной торговли компании.
Пока что в Сыктывкаре неэкологичный и ставший дефицитом АИ-80 можно найти на заправках «Компании 2000». По словам директора сети АЗС Николая Романовского, топливо им поставляет Киришский нефтеперерабатывающий завод. Нашелся 80-й и на АЗС «Пилот». Впрочем, представители компании говорят, что распродают старые запасы.
Отсрочка, предоставленная государством нефтеперерабатывающим заводам для перехода на производство топлива класса Евро-3, Евро-4 и Евро-5, активно используется и другими автовладельцами. Министр сельского хозяйства и продовольствия Коми Сергей Чечеткин рассказал МС, что фермеры свой транспорт модернизируют без особой спешки и с государственной поддержкой.
- Мы делали ставки в первую очередь на молоковозы и транспорт, который вывозит сельхозпродукцию. Разработана и действует республиканская программа поддержки сельхозпроизводителей, по которой мы возмещаем до 70% от стоимости такой модернизации. Как правило, это замена двигателя с бензинового на дизельный. Кое-где, конечно, переходят и на газ, но весьма редко, так как газовых заправок очень мало. На сегодня проблемы нет, мы всех постарались предупредить заранее. Те заявки, которые к нам поступили, удовлетворены, - рассказал Сергей Чечеткин.
По его мнению, отказ от использования «грязного топлива» назрел давно.
- Проблему, - сказал министр, - надо решать, и мы давно должны были к этому переходу подготовиться. Все прекрасно понимают, что АИ-80 для природы очень вреден.
Такую заботу об экологии среди собеседников МС проявил только Сергей Чечеткин. Директор «Альфа-Транс» Сергей Ситников, напротив, заявил, что на АИ-80 продолжают ездить все «ПАЗы», имеющиеся в хозяйстве предприятия.
- Пока наш поставщик поставляет АИ-80, мы будем на нем ездить. Когда же заводы перестанут его производить, будем переходить на другое топливо. Для этого необходимо просто провести регулировку зажигания, и хотя есть кое-какие вопросы и опасения, все решаемо, - отметил транспортник.
Глобальные планы правительства, прописанные в техническом регламенте, предусматривают после принятия поправок введение следующих классов топлива: Евро-4 в 2015 году и Евро-5 - в 2016-м. Постепенно, по замыслу авторов документа «О требованиях к бензину», дымящие авто станут редкостью, а урон экологии снизится до европейского минимума.
Однако еще до того, как вступили в силу первые запреты, автовладельцы узнали о том, что такое бензиновый кризис. И если в апреле очереди на АЗС объяснялись просто перебоями с поставками бензина самых ходовых марок, то в сентябре Республика Коми столкнулась с ограничением продажи бензина марки АИ-92. В среду на лукойловских АЗС появилось объявление о том, что до 01.11.2011 для частных лиц объем одноразово отпускаемого топлива ограничен 10 литрами. Причин такого ограничения никто объяснять не захотел. Эксперты уверены, что дело в перестройке НПЗ: производить АИ-80 перестали, объем выпуска АИ-92, на который перешли обладатели некоторых отечественных авто, не увеличили, создав тем самым дефицит топлива. Кстати, говоря о плановом переходе нефтеперерабатывающих заводов на производство топлива более высоких классов, эксперты замечают, что следующим явлением, с которым придется столкнуться автовладельцам, станет рост цен на бензин: свое дело сделают инфляция и вложения заводов в модернизацию производства.x