Долгие годы, пока питерский хоккей пребывал между жизнью и смертью, когда СКА боролся за выживание, а лучших игроков расхватывали едва ли не со льда клубы побогаче, мы гордились Святославом Хализовым. Конечно, не он один добывал славу ленинградскому и петербургскому хоккею, но лишь он один прошел с армейцами самые тяжелые годы — 1990-е. О многих питерских хоккеистах осталась на родине добрая память, и слава их не подлежит сомнению. Но именно Хализов был тем мостиком из славного прошлого в светлое будущее, без которого команда могла бы и не выжить.
Родился Святослав Хализов в 1963 году. Во времена его детства питерские хоккеисты редко радовали своих поклонников, в отличие от сборной. Но хоккей все равно был видом спорта номер один — побед сборной СССР хватало на всю страну. А на одну футбольную трансляцию, по статистике, в начале 1970-х приходилось 3,2 хоккейных. Так что не приходилось сомневаться, в какую секцию будут проситься мальчишки, едва только подрастут. Только вот мест на всех желающих не хватало — отбор был жестким. Да еще и за успеваемостью юных спортсменов следили пристально: чуть что, и с хоккеем приходилось прощаться.
Шло время, и Хализова заметили. Из СК «Сокол», где он начинал играть, перспективный защитник перебрался в московский ЦСКА. В Москве как раз строили новую команду. Почти одновременно в команде появились Александр Тыжных, Алексей Касатонов, Святослав Хализов, Владимир Крутов, Игорь Ларионов, Александр Герасимов, Михаил Панин, Михаил Васильев, Александр Зыбин, Игорь Мишуков… У недавнего ленинградца в ЦСКА дела пошли не сразу, но постепенно он завоевал твердое место в основном составе.
По тем временам игра в составе московских армейцев гарантировала все блага, на какие только мог рассчитывать советский хоккеист. Не попасть со временем в первую сборную можно было лишь при невероятном стечении обстоятельств. Плюс ко всему столичный комфорт, квартира, машина, оклады и премии. Да и звания опять же бежали быстро, и за «жизнь после хоккея» можно было не беспокоиться. Не говоря уже о спортивных амбициях — личные коллекции московских армейцев издавна украшали бесчисленные трофеи.
Однако в Москве Хализов задерживаться не стал. Едва истекли два года, пошедшие в зачет воинской службы, как Святослав запросился домой. Кто-то скажет, что он искал тихую гавань, опасаясь конкуренции. Но это не так. Ведь Хализов регулярно вызывался в молодежную и во вторую сборную СССР. Именно там с ним произошел занятный случай. На турнире вторых сборных в Ленинграде Святослав подрался с Домиником Гашеком. Тогда тот еще не был Доминатором, а его фамилия была известна лишь немногим специалистам.
Шли годы, прекратились вызовы в сборную. Виктор Тихонов словно не замечал надежной и эффективной игры Хализова за СКА. Видно, запомнил, что ленинградец предпочел играть на родине. А дома дела складывались как нельзя лучше. Постепенно подобралась конкурентоспособная команда, и в 1987 году в городе на Неве оказались бронзовые медали. Зато у сборной СССР наметился системный сбой — в 1985 и 1987 годах Тихонов не смог выиграть чемпионаты мира. После пяти побед подряд на первенствах планеты спад был налицо.
И в 1989 году вспомнили о Хализове. Надо сказать, что чемпионат мира в Швеции для «Красной машины» ознаменовался тем, что в ее составе на лед в последний раз в полном составе вышло легендарное звено Фетисов — Касатонов — Макаров — Ларионов — Крутов. Наша команда одержала 10 побед в 10 матчах и вернула себе титул сильнейшей на планете. Хализов очков тогда не набрал, но достойно представлял Ленинград на крупном турнире. Состоялась и вторая встреча с Гашеком: СССР победил 1:0 команду тогда уже известного голкипера.
Тем временем прекратил существование Советский Союз, а вместе с ним и сборная, и единый чемпионат. Многие хоккеисты отправились искать счастья в НХЛ, а кто не надеялся устроиться там — в Европу. В начале 1990-х годов встретить в российском клубе чемпиона мира было проблематично. А в СКА такой хоккеист был — Хализов остался верен армейской команде. Многие тогда ходили на хоккей, чтобы посмотреть именно на него.
Только в 1995 году Святослав решил перебраться в Германию. Год в «Эслингене» и год в «Вальдкрайбурге» — как потом вспоминал сам Хализов, минимум удовольствия от хоккея и максимум комфорта. И снова невские берега, снова армейский клуб. Еще два года опытный защитник не только сам выходил на лед, но и помогал тренерскому штабу работать с молодежью, ведь зрелых игроков в Петербурге тогда катастрофически не хватало.
После 20 лет активной карьеры Хализов решил повесить коньки на гвоздь. Недолго отдыхал от хоккея, а потом решил заняться тренерской деятельностью. В последнее время работал с фарм-клубом СКА — ХК ВМФ. Всегда оставался открытым, добрым человеком. Оптимизму и стойкости Святослава многие завидовали, но абсолютно все его уважали. Многого добившись, он продолжал оставаться скромным и сдержанным человеком. Настоящим ленинградцем.
А седьмого июня Святослава Хализова не стало. У него остановилось сердце на даче. Ему было только 47 лет.
x