Нынешним летом в России вступили в законную силу новые правила прохождения освидетельствования для маломерных судов.
— Многим любителям отдыха на воде про эти законодательные изменения до сих пор неизвестно, — говорит Андрей Гониченко, начальник отдела государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) ГУ МЧС России по Пермскому краю. — И поэтому они могут попасть в неприятную ситуацию при проверке их инспекторами нашей службы.
До июня этого года государственный осмотр маломерных судов было ежегодным. Сейчас срок действия выданного талона увеличен до пяти лет. Причем время следующего освидетельствования определяется не со дня последнего осмотра, а с момента регистрации судна в ГИМС. Например, если моторка поставлена на учет в Пермском крае в 2011 году, то следующий визит к инспекторам надлежит совершить в 2016-м. Это означает, что если у владельца лодки есть свидетельство старого техосмотра, пройденного, скажем, год, два, три или четыре назад, то в этом году ему его снова проходить не надо.
Также освидетельствование обязательно перед постановкой маломерного судна на учет, если оно не прошло обязательную сертификацию на заводе-изготовителе или является самоделкой.
— Еще осмотр надо пройти перед перегоном судна в другой регион и после ремонта или устранения замечаний, высказанных во время предыдущего техосвидетельствования, — добавляет Гониченко.
Талон без волокиты
В этом году житель Перми Дмитрий Милков жаловался друзьям и знакомым на сложность прохождения ежегодного осмотра своего 10-местного заграничного катера Capri с 300-сильным двигателем.
— И дорого, и сложно, — говорил он. — Судно находится на учете в государственном регистре, а там такие требования, что исполнить их очень накладно. Как-то бы надо перейти в категорию маломерных судов. За них и сборы гораздо меньше, и волокиты практически нет.
Дмитрий, чтобы решить свою проблему, не читал законы, а надеялся на знакомства. Он даже был готов дать взятку сотрудникам ГИМС, чтобы они поставили его катер на учет в качестве маломерного судна. Однако какой-то посредник запросил с него за «дружбу» с инспектором аж 70 тысяч рублей, и Дмитрий загрустил. Он, как и многие владельцы подобных плавсредств, не знал, что еще с прошлого года изменился закон об их регистрации. Раньше на учет в ГИМС принимались суда с мощностью двигателя не более 75 лошадиных сил. Сейчас же маломерным судном считается плавсредство длиной не больше 20 метров, на котором могут разместиться не более 12 человек.
Узнав об этом, Дмитрий Милов тут же обратился в ГИМС, и, заплатив тысячу сто рублей за регистрацию и выдачу судового билета, избавился от многих проблем.
Аналогично сейчас поступают владельцы катеров как заграничной, так и российской постройки.
— Надо еще уточнить, что вообще не подлежат регистрации плавсредства массой до 200 килограммов с двигателем мощностью не больше восьми киловатт, — отмечает Гониченко. — Без регистрации могут обойтись владельцы безмоторных парусников, длина которых не превышает девяти метров и где нет мест для отдыха.
Бортовое испытание
Одной из самых больших проблем для инспекторов ГИМС является постановка на учет лодок-самоделок. Их в Пермском крае несколько сотен.
Когда владельцы привозят их на регистрацию, то перед инспекторами встает непростая задача. Им необходимо определить, сколько человек может разместиться в кустарно изготовленной лодке. Кроме того, проводится целый комплекс испытаний судна — на непотопляемость, остойчивость, определяется верхний предел мощности двигателя, который можно установить на него.
— Главное при этом — безопасность пассажиров такой лодки, — говорит Гониченко. — Бывает, владелец заявляет, что в ней спокойно разместятся восемь человек. А после нашей проверки выясняется, что безопасно находиться в таком плавсредстве могут лишь четверо-пятеро пассажиров.
Житель Добрянки Юрий Плюсов четыре года строил деревянный катер в расчете на шесть мест, но после того, как прошел испытания в ГИМС, их количество сократилось до четырех. И если он, будучи на реке, возьмет кого-либо на борт свыше установленной нормы, то будет наказан в административном порядке.
Алкотест для капитана
В Пермском крае 29 тысяч рек и 150 озер. И практически везде есть рыбаки, туристы и другие любители водного отдыха. За порядком на водоемах Прикамья наблюдают 49 инспекторов ГИМС. За последние годы они получили новые суда, различную технику, и порядка на пермских реках стало гораздо больше.
— Алкотестеры у нас появились, — перечисляет Андрей Гониченко. — Можем на месте определить, пьян судоводитель или нет. Газоанализаторы — чтобы выхлоп проверить. Также оснащаемся коммуникаторами для прямого выхода в Интернет, чтобы по базе данных проверить — кому принадлежит это судно. Скоро на наших судах поставим видеорегистраторы. Надо понимать, что основной задачей является не количество выявленных нарушителей, а обеспечение безопасности всех отдыхающих на воде граждан.
Одно из неудобств, которое испытывают в своей работе пермские инспектора ГИМС — это отдаленность их офиса от воды. В Татарстане, например, у гимсовцев есть роскошная база на берегу с причалами. А в Перми владельцы маломерных судов вынуждены тащить свои плавсредства на прицепах по центру города, создавая неудобства другим участникам дорожного движения. Но региональные власти пока никак не реагируют на обращения ГИМС о выделении им подходящей базы на берегу Камы.
комментарий
Мария Гребнева, заместитель Пермского транспортного прокурора:
— Проблемы в работе государственной инспекции маломерных судов в Пермском крае, безусловно, есть. Например, иногда затягиваются сроки постановки на учет плавсредств. Бывает, что протоколы об административных правонарушениях не соответствуют требованиям закона. А это приводит к тому, что нарушитель может уйти от ответственности. Не все участки оборудованы необходимой техникой. Но надо отметить, что жалоб от граждан на работу пермских инспекторов ГИМС к нам в прокуратуру практически не поступает. А это значит, что общество оценивает их работу как вполне удовлетворительную.
По всем вопросам, касающимся регистрации и технического освидетельствования, необходимо обращаться по адресу: Пермь, улица Горького, 44. Тел. (342) 212-55-39, 210-18-41.
Информация, которая может помочь судовладельцам, размещена на сайте ГУ МЧС Пермского края по адресу www.59.mchs.gov.ru в разделе «Направления деятельности» — «ГИМС».
Пожаловаться на работу ГИМС можно в Пермскую транспортную прокуратуру: Пермь, улица Генкеля, 9 телефон (342) 230-30-01.
x