Раздел 1. Общие положения
Изменилась трактовка понятия «Обгон». В прежней редакции обгоном называется опережение транспортного средства с выездом из занимаемой полосы. Теперь это «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения». Следовательно, опережение машины с перестроением на соседнюю полосу попутного направления обгоном не считается. Для уточнения этого введен термин «Опережение» – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства».
Поправками вводится понятие «Ограниченная видимость», которое раньше не расшифровывалось, но упоминалось. Теперь ограниченной видимостью считается «видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами». Согласно такому определению, получается, что на российских дорогах – всегда и везде ограниченная видимость?
Зато абсолютно понятен термин «Препятствие» – неподвижный объект, не позволяющий транспортным средствам беспрепятственно продолжить движение по полосе. Притом особо отмечается, что пробка и общественный транспорт, высаживающий пассажиров, препятствиями не являются, а вот сломавшийся автомобиль, посторонние предметы и дефекты дороги – являются. Дополнен этот раздел правил и еще одним определением: «Дневные ходовые огни» – внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток».
Раздел 2. Общие обязанности водителей
Если сейчас «допускается не пристегиваться ремнями безопасности обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах – водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб», то теперь такие привилегии снимаются, и пристегиваться обязаны будут все водители и пассажиры без исключения.
Раздел 4. Обязанности пешеходов
В новой редакции изложен пункт 4.7 этого раздела, который предписывает пешеходам пропускать спецтранспорт с включенными световыми и звуковыми сигналами: «При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть».
Раздел 11. Обгон, опережение и встречный разъезд
Пожалуй, самые важные изменения коснулись обгона. В измененной редакции изложен пункт 11.6, касающийся тихоходного транспорта: «В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства». Но главное, отныне в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен», согласно поправкам, разрешается обгонять тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, мопеды и мотоциклы.
Другое новшество – запрет на осуществление обгона на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях (сейчас, если знаки и разметка позволяют, обгонять можно). При том диаметрально противоположное изменение – водителю транспортного средства позволят опережать другие машины на пешеходных переходах, но только убедившись, что нет переходящих дорогу пешеходов (сейчас такие действия категорически запрещены).
Также в приложение второе к ПДД «Дорожная разметка и ее характеристики» внесено существенное изменение, предписывающее водителям руководствоваться исключительно требованиями знаков, в случаях, если разметка им противоречит: «В случаях когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками».
Раздел 13. Проезд перекрестков
Правила проезда перекрестков, где организовано круговое движение, наконец, приведут к европейскому стандарту: водитель, который находится на круговом перекрестке, получит преимущество перед въезжающими. Это положение продублируют установкой соответствующих знаков: 4.3 «Круговое движение» в сочетании со знаком 2.4 «Уступите дорогу» или 2.5 «Движение без остановки запрещено».
Раздел 14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
Согласно поправкам, претерпел изменение пункт 14.1. Теперь водитель транспортного средства, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, «обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода». В нынешней редакции уступать дорогу на нерегулируемых переходах водитель должен только пешеходам, «переходящим проезжую часть».
Раздел 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
Измененный пункт 19.5 этого раздела изложен в новой редакции, согласно которой «в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни». Это обязывает водителей всегда ездить с включенным ближним светом фар в светлое время суток, в том числе и в городе.
x