Принципиально важно - задачи и функции ведомства должны стать другими. У существующего ведомства уже есть собственные задачи, никакого отношения не имеющие к безопасности. Те, кто слышал о кибернетике и ее законах, могут узнать здесь свойство эмерджентности (наличие у сложной системы целей, отличных от целей ее элементов, подсистем и надсистемы). Эти люди и эта организация никогда не сделает нашу жизнь безопаснее.
Что-то с ними придется сделать. Хорошо бы видеть примеры. Несколько десятилетий назад этот путь проделали США. Да, там тоже были насквозь продажные дорожные полицейские! Но я не видел, как там дорожная полиция превратилась в то, чем они являются сейчас. А вот революция в Грузии у нас перед глазами.
Было интересно, и чтобы получить живую и непиарную информацию, попросил одного из френдов "оттуда" (
http://irinajogan.livejournal.com/) поделиться впечатлениями. Она выслала несколько ссылок, наиболее объективно, на ее взгляд отражающих ситуацию, я сделал дайджест.
Предвижу, что большое количество неадекватов (и отслеживающих тексты по долгу службы) слетится троллить этот текст и стараюсь использовать только проверяемые источники. В обывательском обороте есть несколько мифов, касательно Грузии:
Саакашвили - урод, потому, что жует галстук. Без комментариев
Грузия напала на Россию, позор агрессору. Отдельная тема и не этого блога
Саакашвили продался США, а США очень хотят Грузии и России. С этим - к психиатру
ГАИ в Грузии разогнали в один день (были уволены 60 тысяч человек) и в течение нескольких месяцев сформировали абсолютно другую службу, с другими людьми. Полиция превратилась в сервисную службу (помните, в кино - лозунг на бортах полицейских машинах "служить и защищать"?). Главный итог реформы - на улицах абсолютно безопасно, дорожные полицейские в Грузии не берут взяток, машины не угоняют и граждане забыли, что такое бюрократическая волокита МВД. Думаю, что ради такого стоит поинтересоваться, каким образом этого можно добиться. Кстати, Нургалиев был в Грузии и во время и после реформы. Его не заинтересовало...
...В ходе первичной антикоррупционной кампании чиновников, бизнесменов и криминал принуждали под страхом уголовного преследования - в некоторых случаях основания для этого были - возвращать государству «нетрудовые доходы». Эти деньги, в частности, использовались при проведении реформ, пополнив внебюджетные фонды. Из них выплачивались повышенные зарплаты новым чиновникам и финансировались спецоперации.
Система внутренних дел подверглась кардинальной чистке. В течение двух лет из МВД было уволено 75 000 из 85 000 человек. Распустили ГАИ, и в течение трех месяцев дорожную ситуацию не регулировали вообще.
Граждане терпели еще пару лет, пока вновь набранные сотрудники обучались полицейскому делу. До прихода на службу абсолютное большинство новичков не имели о ней ни малейшего представления. Принципиально не брали бывших работников правоохранительных органов и даже граждан с юридическим образованием. В итоге общая численность штата МВД сократилась до 26 000 человек.
Заработная плата в полиции, а потом и во всем государственном аппарате, выросла за годы реформ в 15-40 раз. Средняя зарплата в Грузии - $200. Участковый инспектор зарабатывает $400-500 в месяц, патрульный - $600-1000, начальники отделов и детективы - до $2000. Плюс медицинская страховка, страховка на случай гибели или увечья, иногда премии, которые могут быть довольно существенными в зависимости от выслуги лет, участия в раскрытии конкретных преступлений.
Теперь профессия полицейского - это хороший старт в жизни. В полицию идет в основном молодежь в возрасте от 19 до 35 лет. Идут на невысокую, но достойную зарплату, с возможностью, отработав от двух до пяти лет, уйти. Добросовестно отработавшим полицейским пожизненно сохраняется часть пенсии, какое-то время действует пакет социальных льгот, есть госпрограммы по получению хорошего образования, в том числе за границей, и преимущества при приеме на работу.
Коренной перестройке подверглась система специального образования. На базе нескольких школ МВД в Тбилиси была открыта полицейская академия. ...Для службы в патрульной полиции диплом вуза не обязателен...
Основные подразделения МВД - это патрульная служба и криминальная полиция. Патрульная служба совмещает функции дорожной полиции и моментального реагирования на обращения граждан в службы экстренной помощи. Экипажи из двух человек курсируют по специально разработанным маршрутам. Если ночью забраться на гору, можно наблюдать непрерывное плотное распределение по всему городу красно-синих огней - патрульные машины в обязательном порядке ездят с включенными проблесковыми маяками. Норматив реакции на сообщение о преступлении или происшествии ближайшего экипажа - несколько минут. Все машины оборудованы компьютерами, по которым можно «пробить» любое транспортное средство или личность задержанного. В машинах установлены камеры и ведется запись разговоров экипажа, а также места происшествия - полицейские имеют право задерживать и опрашивать людей только в определенном секторе обзора камеры своей машины. Выезд на линию машины со сломанным оборудованием наблюдения может привести к увольнению экипажа и работника, выпустившего машину на линию.
Освободившись от таких ненужных функций, как сбор левых доходов для себя и вышестоящих, полиция стала как-то добрее. Полицейские доброжелательны, зачастую ограничиваются предупреждением, устным или письменным. Установка на толерантное отношение к гражданам, на то, что в отношении мелких правонарушений полиция в основном применяет «предупреждения», доводится до личного состава руководством министерства.
В патруле обычно находятся двое полицейских, но они постоянно меняются, так что устоявшихся пар не существует. Если полицейский заметит, что напарник совершил неблаговидный поступок или преступление, он обязан об этом доложить. Недонесение чревато тюрьмой, тем более что напарник запросто может оказаться очередной «подставой» так называемой Генеральной инспекции, специального подразделения в составе МВД. В инспекции работает примерно 100 человек, которые ежедневно придумывают изощренные способы отлова внутри системы «предателей» - сотрудников, извлекающих из своей работы посторонний доход, совершающих преступления и правонарушения, торгующих нелегитимными силовыми услугами. Возможные «подставы» - от «пьяных» водителей, грубо нарушающих правила, а потом провоцирующих патрульных на взятки, до сложных схем по поставкам оружия и наркотиков.
В результате деятельности Генеральной инспекции за годы реформ государственный аппарат непрерывно и настойчиво чистится от коррупции. В первые годы из обновленного МВД было уволено или село в тюрьму несколько сотен сотрудников. Сейчас, по утверждению министра Мерабишвили, в полиции арестовывают или увольняют двух-трех человек в месяц.
...Если стало известно, что работник полиции совершает преступления, в разработку берется вся его бригада. Первое время таким образом наказывали целые подразделения. Сейчас такого нет.
...Одним из технически правильных решений реформы, конечно, являются повсеместно установленные стеклянные кубики новых отделений полиции. В этих полностью прозрачных помещениях, на радость гражданам, имеющим возможность своими глазами видеть работу участков, сидят полицейские.
МВД резко сократило бумажный документооборот. В системе действует электронный оборот документов, что позволило повысить качество работы в разы. «Не удалось перевести в цифру только около 5% бумаг, особо секретных, - говорит министр. - Остальное все в сети, программа распределяет документы по сотрудникам, с возможностью отслеживать ход выполнения заданий, с нормативами на ответ, автоматическим архивированием».
Особый разговор - милицейская отчетность о преступлениях. Ее не то чтобы упразднили... Но перестали учитывать ее в качестве основного мерила деятельности МВД и его сотрудников.
...Невозбуждение дела чревато для полицейского уголовной ответственностью, не говоря уже об увольнении и санкциях, поэтому число возбужденных дел резко возросло, но, поскольку это не является больше основным методом оценки работы, полицейские сами стали намного активнее принимать дела в работу.
Значительная часть функций министерства, особенно связанных с взаимоотношениями с гражданами, выведена на аутсорсинг и коммерциализована. Такие функции, как выдача прав, регистрационных документов на машины, техосмотр, переданы в Сервисное агентство МВД и подчинены жестким регламентам (в том числе - по времени). На растаможивание автомобиля, его техосмотр и постановку на учет с выдачей документов и номеров действует норматив - около 20 минут.
Остались в прошлом «блатные» номера, мигалки есть только на нескольких правительственных машинах. Номера «выдает» компьютер. При этом за деньги можно заказать себе любой номер, лишь бы он был уникален и состоял из любых семи символов. Несколько попыток ввести «блатные» серии номеров жестоко пресекались - вплоть до увольнения исполнителей и руководителей этого направления. Так же под страхом увольнения запрещено обслуживать в специальном режиме чиновников. Я лично наблюдал, как стоит в очереди за номером замгенпрокурора республики. Я попробовал представить себе встречу с главой СКП Бастрыкиным в районном ГИБДД и не смог.
Благодаря новой системе регистрации ушли в прошлое доверенности на автомобили и пользование имуществом. Два покупателя могут, не видя друг друга, купить-продать автомобиль, находясь в разных городах, - сделка будет совершена через терминалы Сервисного агентства.
Когда отменяли доверенности, многие беспокоились, что это приведет к росту угонов. Но МВД начало в этот момент борьбу с организованной преступностью (угон машин - одна из основных специализаций преступного бизнеса), сделав акцент на искоренении угонов. В прошлом году в Тбилиси было угнано... 0 автомобилей. Информацию министра не проверял, но опрошенные мною грузины говорили, что машины действительно угонять перестали
x