Михаил Хазин
Кризис – это всегда время «вскрытия» многих различных историй, которые до того лежали, что называется, под спудом. И дело даже не в том, что уж совсем никто ничего не знает.
Как раз наоборот: кому надо – много чего знают. Просто в нормальной ситуации действует принцип, блестяще сформулированный Оруэллом: «Все люди равны, но некоторые равны особенно». Что в конкретном приложении к элите означает, что закон, конечно, для всех, но не для членов элиты… Правда, такое благолепие действует только тогда, когда все хорошо, а вот когда плохо, начинаются проблемы, поскольку ресурсов становится все меньше, а значит, «закрывать» накопившиеся «дыры» становится все сложнее и сложнее. И, соответственно, наименее полезных представителей элиты начинают сбрасывать с корабля. Вот так не так давно был сброшен некто Мэдофф…
Напомним: в декабре 2008 года в США была разоблачена крупнейшая в истории финансовая пирамида, которую создал и возглавил Б.Мэдофф – бывший председатель совета директоров биржи NASDAQ и основатель инвестиционной компании Bernard L. Madoff Investment Securities LLC. «Пирамида» Мэдоффа функционировала не менее 20 лет, а потери инвесторов от мошенничества оцениваются в $65 млрд.
В ходе судебного процесса Мэдофф признал себя виновным и покаялся перед пострадавшими вкладчиками. Адвокат вкладчиков Ирвинг Пикард подал около 20 исков с запросом на возврат $17,5 млрд из средств фондов-доноров, друзей и членов семьи Мэдоффа, однако пока смог вернуть жертвам махинаций лишь $1,5 млрд. Сам Мэдофф был приговорен судом к 150 годам заключения.
Но, как понятно, такая система не могла столько времени существовать «в вакууме», не говоря уже о том, чтобы «освоить» такое количество денег. И вот по мере развития кризиса подробности начинают всплывать: американская банковская группа J. P. Morgan Chase обвиняется в соучастии в финансовой пирамиде Бернарда Мэдоффа, передает телеканал NBC. Иск в Манхэттенский федеральный суд по банкротствам подан адвокатом Ирвингом Пикардом, которого суд назначил попечителем пострадавших в результате махинаций Мэдоффа.
Он требует от банка компенсации жертвам аферы в объеме $6,4 млрд. Эта сумма включает $1 млрд от прибылей и сборов, а также $5,4 млрд за дополнительные убытки. «В J. P. Morgan Chase умышленно закрывали глаза на мошенничество, даже получив многочисленные сигналы о мошеннической деятельности Б.Мэдоффа», – подчеркнул один из адвокатов команды И.Пикарда Дэвид Дж. Шиан. По его мнению, J. P. Morgan Chase являлся одним из основных соучастников в схеме Мэдоффа.
Естественно, в банковской группе J. P. Morgan Chase выдвинутые обвинения назвали «беспочвенными и абсолютно лживыми». «Жалоба, поданная сегодня попечителем И.Пикардом, искажает в равной степени как факты, так и закон в попытке создать резонанс в прессе», – говорится в официальном заявлении банка.
Как сообщается, крайний срок подачи исковых заявлений на истребование компенсаций пострадавшими от аферы Мэдоффа и его фондов наступит 11 декабря 2010 года. В течение прошедшей недели Пикард подал более 100 исков, требующих компенсации потерянных финансовых средств. Самым нашумевшим стал иск против швейцарского банка UBS: обвинив его в потворстве деятельности Мэдоффа, Пикард потребовал от банка компенсировать ущерб в размере приблизительно $2 млрд.
В общем, картина получается достаточно интересная. Во-первых, стало понятно, что Мэдофф взялся не с неба, что его партнерами были крупнейшие банки США, да и не только США. Во-вторых, совершенно очевидно, что такое расследование, уж коли оно началось, закончить практически невозможно: на стороне пострадавших – не менее серьезные представители правящей элиты, которых примитивно развели на деньги, но которые теперь, когда тему разрешили вывести в публичное поле, терпеть этого больше не будут.
В-третьих, блокировать выход таких тем в публичное поле становится все более и более сложным. Если бы можно было сохранить в тайне участие крупнейших банков в аферах Мэдоффа, то, разумеется, это было бы сделано. Но в условиях элитного раскола, связанного с невозможностью найти более или менее осмысленный выход из кризиса, поддерживать элитный консенсус становится все труднее и труднее.
Ослаблять денежную политику или ужесточать, прекращать эмиссию или еще более ее усиливать – это не просто теоретический вопрос. Когда эксперт видит, что усиление эмиссии ведет к углублению кризиса, он бежит к политику и объясняет ему, что эмиссию допускать нельзя, предъявляя соответствующие аргументы. Но другой эксперт видит, что к катастрофе ведет прекращение эмиссии, – и бежит с соответствующей информацией к другому политику. И начинается жесточайшая схватка уже политиков, которая очень быстро теряет исходный смысл и становится самодостаточным фактором, определяющим развитие событий.
Беда для США только в одном: любая политика сегодня приведет к катастрофе – до тех пор, пока спрос и доходы населения не придут к равновесному состоянию. Но до этого еще, мягко говоря, далеко. А значит, истории типа вскрытия участия крупных банков в заведомых аферах будут открываться все чаще и чаще.
http://fintimes.km.ru/obzory/medoff/14395x