- У нашего тренерского штаба постоянный контакт с внешним миром, даже когда мы находимся на базе. Так что не стоит драматизировать. Тем более что в Тарасовке я жил не всю первую половину чемпионата. Два месяца провел в Москве с женой.
- Известно, что ваша мама пристально следит за матчами команд, которые вы тренируете. В "Спартаке" у нее уже появились любимчики?
- Мама - один из моих главных критиков. Пока у нее не получалось выбраться в Москву, но этот недочет обязательно исправим. Вот когда она посмотрит игру "Спартака" на "Открытие Арене", тогда и появятся любимые игроки. Хотя я уже могу предположить и кто ей понравится, и кого станет критиковать. Нужно просто дождаться ее приезда и, конечно, советов(смеется).
- Во вторник "Спартак" отдал в аренду "Милану" Сальваторе Боккетти. Его уход обусловлен экономическими причинами, такими как разгрузка зарплатной ведомости, или все же игровыми?
- Сальваторе тяжело и долго восстанавливался после травмы. Футболисту такого уровня хочется получать игровую практику, и мы понимаем это стремление. Поэтому и приняли решение об аренде. Оно было совместным.
- Не боитесь, что центральных защитников останется слишком мало для остатка сезона, в котором не обойтись без травм и дисквалификаций?
- С Боккетти у нас было шесть центральных защитников, теперь осталось пять.
- Такой же вопрос про центральную зону средней линии. Ушли Широков, Тино Коста, Рафаэл Кариока.
- Здесь ситуация похожая. Нам остается провести 13 матчей, возможность для ротации есть. Будем пробовать разные схемы - с одним опорником или с двумя. У нас есть Ким Чельстрем, Денис Глушаков и Ромулу. Плюс молодые футболисты - Самсонов и, при определенных обстоятельствах, Тимофеев, за которым мы следим. Все наши решения обдуманны. В полузащите нам хватит футболистов.
- Стоит ли ждать новичков в "Спартаке"?
- Острой необходимости нет, пока мы трансферы не планируем. Надо исходить из того, что впереди 13 важных матчей. Будем надеяться, что обойдется без травм. С другой стороны, если нас покинет кто-то еще - а по некоторым игрокам мы раздумываем, не стоит ли им получить больше игровой практики, - то возможны и приобретения. Но мы скорее рассчитываем сделать ставку на молодых.
- Фотография, на которой вы идете с Дзюбой, уже стала знаменитой. Зачем вы решили взяться за руки?
- После интенсивной тренировки мы решили, что футболистам для восстановления надо зайти в море - хотя бы по колено. Артем был не очень рад этой перспективе. Тогда я взял его за руку и сопроводил.
- Если Дзюбу не радовала такая возможность, то почему он улыбался?
- А он действительно улыбался? Я этого не видел. Моя задача заключалась в том, чтобы сначала довести его до воды, а потом убедиться, что Артем в целости и сохранности вышел из моря и не нанес там себе никакого повреждения (улыбается).
- Не боитесь ли вы, что Дзюба может покинуть команду?
- Разговоры о переходах - часть футбола. Мы привыкли жить в таких условиях. Так что просто посмотрим, что произойдет. Пока Артем связан контрактом со "Спартаком". Думаю, он хочет играть здесь на максимуме, и мы обязаны предоставить ему такую возможность, тщательно подготовив. Пока у Дзюбы контракт, мы идем вместе, действуем в общих интересах и стараемся добиться максимального результата.
- Вас, безусловно, замучили вопросами про стиль, но… Считаете ли вы правильным, что детско-юношеская школа и дубль воспитывают игроков, ориентируясь на фирменный спартаковский футбол, а вы прививаете команде совсем другой?
- Основа может стоять особняком, потому что тренеры в академии годами работают по выработанной философии и придерживаются только ее. В первой же команде специалисты меняются. Так что постоянства достичь невозможно.
В любом случае, нам нужно смотреть в будущее, но ориентироваться на нынешнюю ситуацию, исходить из того, какие игроки есть в распоряжении, и в зависимости от этого выбирать стиль, который поможет добиться успеха здесь и сейчас. Не нужно смотреть только в прошлое, думать о прежних временах и полировать старые кубки, которые стоят в шкафу.
- Классический спартаковский стиль во многом напоминает "Барселону". Если бы вы возглавили каталонский клуб, тоже решились бы на кардинальные перемены?
- Сейчас выражусь несколько жестко, но давайте прекратим мечтать. Мы не можем говорить о том, что тот футбол, в который играет "Барселона", сейчас возможен в "Спартаке". 13 лет без титулов - это значит, что последние успехи были два поколения назад, а потом было принято достаточно неверных решений. Футбол - это не прошлое, а настоящее и будущее. Надо работать на перспективу.
- Что такое спартаковский стиль, вам может рассказать капитан Артем Ребров: он был фанатом команды, когда она штамповала титулы.
- Но мы говорим о будущем, о футболистах новых поколений, а не том игроке, который помнит прошлое. О Зуеве, Давыдове, Кутине, Самсонове и других! Сколько лет им было, когда "Спартак" взял последний титул? Шесть? Или уже семь? Я думаю, что турецкий и российский менталитеты схожи в том, что мы понимаем кое-что важное: успех надо завоевывать, добиваться. Он не придет сам по себе.
- Полгода назад болельщики надеялись, что стиль может вернуться с появлением Широкова, но Роман пришел и почти сразу ушел. Он чем-то вас разочаровал?
- Разочарования нет. Повторю: в футболе нельзя жить прошлым. Я много слышал о том, чего Роман добивался, какой он футболист и какие у него были успехи - в прошлом. Но с какого-то момента нужно уже смотреть в будущее. И открывать новые перспективы.
- Но все-таки: почему у Широкова не получилось в "Спартаке"?
- Не готов сейчас говорить о том, что Широков стал играть лучше или хуже. Просто он не вписался в состав, исходя из тех требований, которые я предъявляю команде. Мне нужны командные игроки. Личности не решают задачи на протяжении длительного времени. Да, они могут определить судьбу конкретной встречи, но не всей турнирной дистанции.
Когда возникло понимание, что Роман не вписывается в те схемы, которые мы хотим использовать, мы решили, что лучше пойти разными путями. В свое время клуб дал Широкову шанс, взял его травмированным, подписал с ним контракт. Мы предоставили ему достаточно времени, чтобы он смог восстановиться. Но футболисты такого уровня нуждаются в постоянной игровой практике, мы ему этого гарантировать не могли. Тем более что лечение Широкова было длительным и так или иначе сказалось на его кондициях.
- Последняя аналогия с "Барселоной": пришедший в новую команду одновременно с вами Луис Энрике использовал 28 версий стартового состава, прежде чем окончательно определился. Вы пока ни разу не повторились - 19 вариантов основы. Получается, скоро тоже должны прийти к какому-то решению?
- Сложно коротко ответить на этот вопрос. Но должен заметить, что мы себя ни с кем не сравниваем. Прошлым летом начали работу с тридцатью футболистами в составе. И каждому дали шанс проявить себя. К тому же ротации способствовали и повреждения. Например, поначалу мы сделали ставку на Тино Косту, а он получил травму. Затем выбыл Дзюба. А еще мы столкнулись с дисквалификациями.
Важно также отметить, что в тот момент физическое состояние команды было далеко от желаемого уровня. Не говорю, что физическая форма была плохой, просто мы хотели большего. При выборе состава нужно было учитывать все факторы: открытие нового стадиона, долгое отсутствие Широкова, Мовсисяна и так далее.
x