Источники проблем
Продажи «АвтоВАЗа» начали падать в ноябре 2008 г. (см. график на стр. 08). А еще 11 октября 2008 г. тогдашний президент предприятия Борис Алешин и председатель его совета директоров, гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов написали письмо премьер-министру Владимиру Путину с просьбой предоставить заводу из бюджета 26 млрд руб., говорится в отчете Счетной палаты. Это «соответствует двухмесячному обороту компании», констатируют аудиторы. Деньги предполагалось потратить на «погашение просроченной задолженности поставщикам, погашение биржевых облигаций, векселей», а также на «частичное покрытие затрат по простою в январе — феврале 2009 г. в размере 1 млрд руб.».
30 марта правительство одобрило выделение «АвтоВАЗу» госпомощи на сумму 25 млрд руб. А днем позже совет директоров предприятия одобрил антикризисный план, говорится в отчете. Документ предусматривал решение трех блоков вопросов: восстановление ликвидности, выход на уровень операционной рентабельности и разработку стратегии долгосрочного развития «АвтоВАЗа».
Господдержка позволила бы «АвтоВАЗу» сохранить «оборотные средства и средства для развития производства, за счет чего удержать свою долю на рынке (даже в условиях общего падения спроса), а также избежать массовых увольнений <...> персонала» предприятием и его поставщиками, говорится в отчете. При этом Минпромторг прогнозировал, что бюджетные вливания и общие меры поддержки автопрома позволили бы автогиганту реализовать дополнительно 250 000 машин. Но этого не произошло, констатируют аудиторы.
Руководство «АвтоВАЗа» тем временем реализовывать антикризисные меры не спешило. С опозданием сокращалось производство машин, что стало причиной затоваривания. Остатки автомобилей на складах выросли с 17 000 на начало 2008 г. до 102 000 на начало 2009 г., говорится в документе. Да и при выборе базового сценария развития ситуации в 2009 г. была допущена ошибка. Еще в марте 2009 г. предполагалось, что продажи «АвтоВАЗа» составят 669 000 машин (падение на 22% к 2008 г.), но уже к концу года стало понятно, что они будут как минимум на 40% ниже.
У компании резко выросла потребность в оборотных активах — на 19 млрд руб. в 2008 г. и на 5,1 млрд руб. в течение первых трех кварталов 2009 г. Ее «АвтоВАЗ» стал восполнять за счет увеличения кредиторской задолженности: она выросла с 24,7 млрд руб. в начале 2008 г. до 62,7 млрд 1 октября 2009 г. (с учетом 25 млрд руб. госпомощи), отмечается в отчете Счетной палаты.
Но мартовская антикризисная программа оказалась неэффективной. Например, задача частичного снижения запасов была решена не за счет мер по стимулированию продаж, а за счет полной остановки завода в январе и августе. Простои обошлись «АвтоВАЗу» в 7,7 млрд руб., говорится в отчете.
Не оправдалась и ставка на завоевание рынков Урала, Сибири и Дальнего Востока: предполагалось, что из-за введения запретительных пошлин на подержанные иномарки местные жители будут более благосклонны к продукции «АвтоВАЗа», но в этих регионах падение продаж в первых трех кварталах 2009 г. было даже больше, чем в целом по России, — 51% против 44%. Безрезультатными оказались надежды и на увеличение госзаказа (в 2009 г. в рамках госзаказа было продано 14 059 Lada — в 2,8 раза меньше, чем годом ранее) и рост корпоративных продаж (результаты отсутствуют, говорится в отчете СП).
Из-за завышенного прогноза продаж поехали все финансовые показатели предприятия. Базовый сценарий предполагал, что в 2009 г. выручка «АвтоВАЗа» составит 136 млрд руб. А за счет повышения цен на Lada на 8% или введения переменной маржи для стимулирования дилеров — вырастет до 159 млрд руб. при соответствующем росте расходов со 151 млрд до 154 млрд руб. В реальности за январь — сентябрь выручка составила лишь 61 млрд руб., а расходы — 66 млрд руб. Лишь в сентябре совет директоров «АвтоВАЗа» признал, что ряд предложенных в антикризисной программе мер исполнить невозможно, в том числе повысить цены на автомобили. Таким образом, все запланированные мероприятия не были исполнены либо не дали существенного эффекта, а задача восстановления рентабельности была провалена, констатирует Счетная палата.
Планы долгосрочного развития «АвтоВАЗа» тоже оказались под вопросом. Антикризисная программа предусматривала выделение в течение четырех лет 115 млрд руб. инвестиций, самым дорогим проектом (24 млрд руб.) стала разработка и постановка на конвейер автомобиля C-класса. Вторым по объему затрат был проект по запуску производства автомобилей на базе платформы RF-90, купленной у Renault, — 13 млрд руб. В июле объем инвестпрограммы был скорректирован до 80 млрд руб., а в сентябре — до 33,9 млрд. Эти деньги предполагалось получить из внешних источников, но в программе они не были определены, отмечается в отчете Счетной палаты. На конец прошлого года инвестпрограмма фактически не финансировалась, говорится в отчете.
Приобретение лицензии у Renault, как выяснила Счетная палата, содержит существенное ограничение: даже если «АвтоВАЗ» за свой счет улучшит выпускаемые по лицензии машины, права на эти улучшения все равно останутся за французским автоконцерном. Зачем это было сделано, представители «АвтоВАЗа» и Renault рассказать не смогли.
«АвтоВАЗ» слишком поздно начал заниматься реализацией долгосрочных планов — лишь в середине 2009 г., когда предприятие уже находилось в кризисе, а госпомощь была получена. Так, например, уже новый менеджмент начал работать над повышением качества продукции лишь в октябре 2009 г., хотя количество выявляемых дефектов за первые три месяца эксплуатации составляло 306 для Lada Priora и 268 для Lada Kalina, при том что для лучших марок в этом классе этот показатель равен 20, отмечается в отчете СП. Осенью же с государством были согласованы планы по сокращению персонала предприятия с 94 000 до 72 000 человек.
Представители «Ростехнологий» и Алешина и директор «АвтоВАЗа» по внешним связям Игорь Буренков не стали комментировать результаты проверки.
Чиновник Минфина рассказал «Ведомостям», что при принятии решения о выделении помощи «АвтоВАЗу» его антикризисные инициативы действительно рассматривались, но практически никакого значения это не имело. «Решение было политическим, просто заводу необходимо было помочь», — утверждает он. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков в декабре комментировать результаты проверки не стал, вчера с ним связаться не удалось.
Главная ошибка менеджмента «АвтоВАЗа» действительно состояла в том, что компания не стала снижать объемы производства, несмотря на начавшееся в IV квартале 2008 г. падение продаж. Из-за этого ее склады оказались затоварены, а долг перед банками и поставщиками резко вырос, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Она отмечает и факт девальвации рубля, случившейся в I квартале 2009 г. Менеджмент «АвтоВАЗа» наверняка рассчитывал, что благодаря этому получит преимущество перед иностранными конкурентами, рассуждает Сахнова. Но в реальности рубль опять начал укрепляться, а иностранные автопроизводители все первое полугодие распродавали машины, завезенные еще в 2008 г. Это и стало одной из главных причин снижения спроса, полагает она. А второй главной ошибкой менеджмента «АвтоВАЗа» Сахнова назвала плохую работу со сбытом: из-за недостаточной поддержки дилеров начались их банкротства, в том числе «АвтоВАЗ» после банкротства «Инком-авто» и «Элекс-полюса» практически потерял крупнейший для него московский рынок. Если бы не это, продажи могли бы быть на 100 000 Lada больше, резюмирует она
x