МВД: удар регламентом по криминалу
Бизнес, основанный на краже и возврате за вознаграждение автономеров, должен потерять экономический смысл. Приказ, утверждающий новые правила регистрации автомобилей, подписан министром Колокольцевым и поступил на регистрацию в Минюст. В распоряжении «Водителя Петербурга» оказался текст с уже внесенными правками. Несколько строчек, дополнившие проект, облегчат жизнь тысячам автовладельцев и оставят десятки жуликов без работы.
Проект нового административного регламента МВД «По предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» был размещен на сайте ведомства в марте 2013 года. «Фонтанка» узнала: приказ, утверждающий новые правила, подписан, и получила текст с правками, внесенными Минюстом. Существенное отличие подписанного приказа от проекта – один абзац, который решает проблему краж автономеров и борьбы с этими кражами.
Здравый смысл против криминала
В сводках, которые ежедневно ложатся на стол руководству ГУ МВД по Петербургу и области, большая часть заявлений граждан – сообщение о пропаже с автомашин государственных регистрационных знаков. О проблеме знают все, но никто до недавнего времени не знал, как ее решить. Верховный суд дал отрицательное заключение на проект петербургских законодателей признать кражу госзнаков уголовным преступлением, так что серьезное наказание похитителям не грозит. Автовладельцу, лишившемуся номеров, проще заплатить злодеям две-три тысячи рублей за возврат «найденных» номеров, чем вступать в отношения с регистрационными подразделениями ГИБДД, что связано с поездкой в МРЭО, очередями и заменой свидетельства о регистрации. Многократно проблема увеличивается, если авто стоит на учете в другом регионе: получить новые номера можно только там.
Оборот нелегального бизнеса можно подсчитать. По данным петербургской полиции, предоставленным депутату ЗакСа Алексею Макарову, за 2011 год в Петербурге зарегистрировано 2669 обращений по поводу утраты номерных знаков, в 2012 году – 2639 обращений. По той информации, которая имеется у журналистов «Водителя Петербурга», в 2013 году ситуация не исправилась: ежедневно в каждом районе 3 - 5 человек сообщают о пропаже госзнаков. Средняя такса за возврат – 3 тысячи рублей. Арифметические действия каждый может произвести самостоятельно.
Примитивный, но действенный незаконный алгоритм, который стал не только массовым, но и приобрел организованно-этническую окраску, будет порушен дополнением, внесенным в пункт 42 приказа МВД.
«Изготовление дубликатов государственных регистрационных знаков взамен утраченных, похищенных или пришедших в негодность производится индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими свидетельство об утверждении изготовленного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем образца специальной продукции соответствующего типа, при условии предоставления собственником (владельцем) транспортного средства соответствующего регистрационного документа».
Переводя с бюрократического языка: если собственник обнаружит, что вместо госзнаков на его машине лежит записка с номером телефона и предложением заплатить пару тысяч за возврат, ему будет проще обратиться к изготовителю, показать свидетельство о регистрации и получить абсолютно легальный дубликат. Стоимость услуги не предполагает быть дорогой. Учитывая, что госпошлина за регистрационные действия с выдачей номерных знаков новым регламентом установлена в 1500 рублей, сами номера не могут стоить дороже.
Еще о приятном
Те облегчающие жизнь автомобилиста нововведения, которые предусматривались проектом, в приказе остались.
Так, исключена необходимость снятия авто с учета перед продажей, это действие объединено с постановкой на учет. Исключено такое понятие, как временный регистрационный учет транспорта по месту пребывания владельца. Закреплено право автовладельца обращаться за госуслугой в любое регистрационное подразделение ГИМБДД на территории России.
О несбыточном
Согласно действующим правилам, регистрационные действия должны быть выполнены за 3 часа с момента обращения гражданина. В проекте регламента на официальном сайте МВД срок предоставления госуслуги по регистрации автотранспорта определен в 2 часа. В подписанном министром приказе – один час.
Звучит музыкой в сердцах автовладельцев, но представляется скорее мечтами, чем реальностью.
В МРЭО готовятся выслушивать легковерных автолюбителей: «Большое спасибо министру. Он подписал один час, и все, кто это прочитает, будут на министра ссылаться и справедливо требовать. Но это невозможно». Как объяснили наши собеседники, в регламенте присутствуют красивые слова, такие, как «система межведомственного электронного взаимодействия», то есть, по мнению авторов регламента, все должно делаться нажатием нескольких кнопок на компьютере. К сожалению, это не всегда так.
Во-первых, этих кнопок иногда надо нажать много. Например, при первичной постановке на учет транспортного средства хочешь не хочешь, но необходимо вручную набрать все необходимые сведения, не допустив ошибки ни в одном знаке.
Во-вторых, мало нажать клавишу, надо, чтобы компьютер работал. Как объясняют сотрудники МРЭО, достаточно часто они не работают. Новое программное обеспечение, установленное два-три года назад, наверное, хорошее и может многое. Но чем сложнее система, тем чаще отказы. Каковые иногда занимают половину рабочего времени.
В-третьих, далеко не все делается в электронном виде. В соответствии с новым регламентом, гражданин имеет право проводить регистрационные действия со своим автомобилем в любом регистрационном подразделении ГИБДД. Но инспектор, проводя эти действия, обязан связаться с тем отделом, где транспортное средство стоит на учете, чтобы убедиться, что на него не наложено никаких ограничений и нет препятствий к его снятию с учета. Делается это посредством аппарата, который в наше время все чаще воспринимается как архаика, – факса, путем отправления документа с подписью и печатью и получения такого же ответа. Временные затраты, учитывая ограниченность количества телефонных линий и сотрудников, – непредсказуемы.
Когда же?
Несмотря на то, что новый регламент, как известно «Водителю Петербурга», вовсю изучается и обсуждается в регистрационных подразделениях регионального управления ГИБДД, официально он как бы не существует, о чем и сообщили в пресс-службе ведомства: «Приказ министра о новом регламенте в управление не поступал, регистрационные подразделения в своей работе руководствуются постановлением Правительства России от 12 августа 1994 года номер 938».
В Департаменте организации дорожного движения МВД пояснили, что приказ № 605 подписан Владимиром Колокольцевым 7 августа 2013 года, в настоящее время находится на согласовании в Министерстве юстиции и будет опубликован в ближайшее время.
Коротков Денис |