Рассказывая о больных детях, мы нередко просим вашей помощи в сборе средств на поиск доноров в Международном регистре, потому что шанс на выздоровление этим детям может дать только трансплантация костного мозга. Внешне эта сложнейшая процедура – по сути, пересадка иммунной системы одного человека другому – выглядит как обыкновенное переливание крови. Однако все совсем не так просто...
О пересадке костного мозга – одном из методов современного лечения онкогематологических и наследственных заболеваний, нам рассказали в Институте детской гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой, где ежегодно проводят более 200 трансплантаций.
Ольга Макаренко немножко волшебник. Она умеет «расплетать» ДНК.Поиск доноров костного мозга во всем мире происходит по одним и тем же принципам и методикам. Сначала исследуется возможность использования в качестве доноров родственников больного. Оптимальный вариант – родной брат или сестра. Согласно статистике, 25% доноров находят именно среди них. Если же родственники не подошли, врачи обращаются в один из международных регистров (фонд «АдВита» работает с Международным регистром доноров костного мозга Стефана Морша в Германии). Существует и единая база данных Bone Marrow Donors Worldwide, в которой собрана информация о донорах, живущих в разных странах.
Кстати, в мире сейчас насчитывается около 20 миллионов потенциальных доноров костного мозга (больше всего их в США и Германии). Для сравнения: в 1989 году их было всего 200 тысяч человек. Никакого финансового вознаграждения за свою готовность спасти другого человека эти люди не получают. Более того, они не знают даже имени больного – только возраст и его диагноз, и эту информацию обязуются хранить в тайне. По существующим правилам, стать донором можно только для одного пациента.
– Зная генотип больного, мы можем сразу увидеть в регистре, есть ли у него потенциальные доноры и сколько их, – рассказывает руководитель лаборатории тканевого типирования Александр Алянский. – Количество потенциальных доноров индивидуально для каждого больного и зависит от частоты, с которой встречаются отдельные гены, отвечающие за тканевую совместимость. Если в по результатам предварительного поиска мы видим, что для какого-то пациента потенциальными донорами могут быть, скажем, около 10 тысяч человек – это хороший результат, который позволяет нам позитивно оценить перспективу поиска наибольшей совместимости. А вот когда это число меньше 20, поиск донора может быть длительным и нерезультативным. Фактор времени часто является жизненно важным для больного, поэтому, если полностью совместимый донор не найден, регистр может предложить на рассмотрение донора с минимальным отличием в генотипе...
Если же находят нескольких подходящих доноров, тогда смотрят на их пол, возраст, вес, рост, группу крови, наличие инфекций и выбирают наиболее оптимальный вариант. Немаловажным фактором для донорства костного мозга является возраст: чем моложе донор, тем выше концентрация гемопоэтических стволовых клеток в трансплантате и их «качество».
Подойдет пациенту донор или нет, определяют с помощью сравнения генов. Для этого кровь типируют.
– Типирование, как правило, проводят по десяти основным генам, отвечающим за тканевую совместимость донора и реципиента, – объясняет врач лаборатории тканевого типирования Ольга Макаренко. – Говоря по-простому, ДНК «расплетают» и определяют последовательность аминокислот: аденина, гуанина, тимина и цитозина. Для трансплантации необходимо очень высокое совпадение донора и реципиента на генном уровне, поэтому вначале гены сравнивают, условно говоря, до сотых долей, потом до тысячных, десятитысячных и дальше. Максимально точное генетическое совпадение необходимо для улучшения прогноза реакции «трансплантат против хозяина», когда сталкиваются два иммунитета и клетки донора начинают атаковать организм реципиента. Это одно из наиболее грозных осложнений после пересадки костного мозга.
После того как донор найден, назначается дата пересадки – «день ноль», и начинается подготовительный этап, который идет параллельно и у донора, и у реципиента. За 5 дней до трансплантации донор получает препараты, стимулирующие выделение стволовых клеток костного мозга в кровь, где их затем «отлавливают». А пациенту проводят высокодозную химиотерапию, которая уничтожает собственное кроветворение. Забор трансплантата (под наркозом через прокол в тазовых костях или из периферического кровотока) идет в пункте, наиболее приближенном к месту проживания донора. Туда летит врач клиники и везет его в Россию. Все процессы строго синхронизированы по времени, и любой сбой на этом этапе может привести к серьезным негативным последствиям.
В России, к сожалению, нет единого регистра доноров костного мозга – существуют лишь небольшие разрозненные базы в профильных медицинских учрежденях. А отечественный регистр крайне необходим. И не только потому, что поиск донора за рубежом и доставка трансплантата стоят очень дорого – от 20 до 30 тысяч евро в зависимости от страны проживания донора. Даже среди 20 миллионов человек, занесенных в Международную базу данных, подходящих доноров не могут найти для 20 – 25% нуждающихся в этом россиян. Связано это во многом с гетерогенностью популяционного состава нашего населения – другими словами, с тем, что на территории РФ проживает множество редких народностей.
x