...ЙКА
16 ИЮЛЯ 2012 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
В языке индейцев кечуа есть слово huayco, обозначающее внезапный ливневой паводок в Андах, особенно частый во время теплого течения Эль-Ниньо.
В английском или русском такого слова, потому что в Англии и России это явление редкое: у нас нет ни Анд, ни Эль-Ниньо.Есть выражение «ливневый паводок» или flashflood. С учетом того, что случилось в Крымске (а случившееся имеет сильно латиноамериканский характер), предлагаю ввести слово «хуайко» в русский язык в исконно русской, хорошо передающей смысл явления транскрипции.
Итак, хуайко — это ливневый паводок, образующийся в течение нескольких часов в тех случаях, когда в горах на небольшой площади за несколько часов выпадает многомесячная норма осадков и все это по мгновенно вздувшимся ручейкам сбегает вниз в одну большую горловину или каньон.
К примеру, 9 июня 1972 года в США в городке Рапид-Сити в результате такого явления погибли 238 человек и были уничтожены 1335 домов и 5 тыс. автомобилей. 31 июля 1976 года в каньоне Биг-Томпсон в Колорадо на шоссе 34, вьющемся по дну каньона, в результате flash flood погибли 134 человека из трех тысяч туристов, приехавших в каньон по случаю праздника.
Значит ли это, что хуайко — чисто природное явление?
Нет. В густонаселенной местности не бывает чисто природных катастроф, по той причине, что в ней нет чистой природы. Технологические объекты, существующие в данной местности — дома, дороги, насыпи, пруды, водохранилища, ядерные электростанции и пр. — всегда являются составной частью данной катастрофы, увеличивая ее или уменьшая.
К примеру, американскиеflash flood в 1972 и 1976 года были показателем состояния американского общества, его градостроительных норм и системы предупреждений о ливнях на тот период.
Сейчас повторение трагедии в Рапид-Сити или на шоссе 34 практически невозможно благодаря созданию компьютерной и спутниковой сети раннего предупреждения, а также изменения градостроительных правил (в Рапид-Сити все затопленные земли были выкуплены у частников и превращены в парк, хотя ливни такой интенсивности бывают там раз в 500 лет).
Другое дело Латинская Америка: там жертвы постоянно, и социальный характер бедствия отчетливо виден на видео. Мы видим, как в одном и том же городе, например, перуанской Чозике, huayco сносит ветхие трущобы, без разрешения выстроенные на склоне горы, и одновременно, не причиняя особого вреда, течет по более цивильной части города, где под него заготовлено высокое бетонированное русло.
Когда в 2004-м американский писатель Майкл Крайтон выпустил свой триллер The state of Fear, он описал в нем злоумышленников, которые созывают в нациоальный парк тысячи отдыхающих — а сами между тем воздействуют на надвигающийся грозовой фронт, провоцируя исключительной силы осадки, чтобы вызвать flash flood. В 2004-м Майклу Крайтону не пришло в голову, что злоумышленники, устроив flash flood, снесут американский город — это было уже невозможно.
В том, что произошло в Крымске, должна была бы разбираться парламентская комиссия. Она должна была бы ответить на массу неприятных вопросов. Я не имею возможности на них ответить. Я могу их только задать.
Первое: искусственный или естественный характер ливня?
Путин любит отдыхать в Краснодарском крае. Обычно, когда он приезжает, ему, насколько я знаю, обеспечивают хорошую погоду по методу Лужкова: то есть опрыскивая тучи йодистым серебром и провоцируя тем самым обильное выпадение осадков на подходе к высочайшей резиденции. Опрыскивали ли тучи 6 июля? Могло ли это интенсифицировать и без того сильный ливень? Отдают ли себе отчет те, кто обеспечивает отдых Путина, что опрыскивание туч в горах может приводить к результатам принципиально иным, чем когда на равнине дождик вместо Москвы проливается в Малоярославце?
Второе: ливневка.
В каждом городе существует ливневая канализация, призванная как раз, в отличие от обычной, справляться с последствиями сильных дождей. Особенно она необходима в городах, расположенных у подножия гор. Насколько я понимаю, ливневка в Крымске была попросту забетонирована, на ней стояли три ларька. Кому принадлежали ларьки? Кого надо сажать?
Третье: самострой.
Не только в Краснодарском крае, но и по всему Кавказу строят где хотят и как хотят. Как и в перуанской Чозике, в Крымске снесло нахаловку, выстроенную беднейшими слоями населения. Ее же снесло в 2002 году, причем жители не получили компенсаций еще за 2002-й. Кто, как и за какие взятки выдавал разрешения строиться в нахаловке и закрывал на это глаза?
Следует также отдавать себе отчет, что дома, построенные в русле, по которому идет ливневый паводок, не только становятся его жертвами, но и порождают еще более высокую волну. Вода, которая катится через узкие пространства между стенами домов, поднимается выше, чем вода, текущая по равнине.
Четвертое: система предупреждения.
Городские власти получили предупреждение о возможном наводнении в 10 вечера. Потоп начался в 1.20-1.30 ночи. В каждом российском городе существует система ГО и ЧС, на содержание которой отпускаются огромные деньги. Она автоматически вступает в действие по получении телефонограммы о чрезвычайной ситуации, причем дать ей ход может даже не градоначальник, а дежурный, принявший телефонограмму. Тут же включается сирена (сигнал «Внимание»), тут же по улицам едут патрульные машины с мегафонами. Для того чтобы предотвратить трагедию, достаточно было проехать с мегафоном по улицам нахаловки и приказать жителям собраться в высокой части города. Даже в Чозике, в куда более ужасающей нахаловке, в апреле 2012 года погибло 2 (два) человека! Губернатор Ткачев заявил жителям Крымска: «Что, нужно было каждого обойти? Это невозможно». Это заявление — за пределами добра и зла.
Пятое: пруд.
В пяти километрах выше Крымска на притоке реки Баканки расположен небольшой промысловый пруд; после наводнения пруд обмелел вдвое, а в Крымске находили зеркальных карпов. Вообще-то интуитивно понятно, что обмеление пруда является не причиной, а следствием наводнения и в любом случае большой воды пруд Крымску не добавил. Но хотелось бы иметь не интуицию, а твердые расчеты.
Шестое: дорога.
Руководитель лаборатории дистанционного зондирования Земли из космоса Института географии РАН Лев Десинов, изучив снимки из космоса, назвал самую разумную, на мой взгляд, непосредственную причину 7-метровой волны, хлынувшей на Крымск.
А именно: на южной окраине Крымска от трассы А-146 перпендикулярно к ней и поперек реки Адагум отходит шоссе, высота которого над уровнем реки составляет 7 метров.
В ночь наводнения ворота для пропуска воды, видимо, сначала забились всяким мусором, нанесененным с нечищенного русла, а потом эту спонтанную дамбу проравало и семиметровая волна ринулась на город.
Видимо, это обстоятельство из числа тех, которые нельзя предсказать, но легко потом объяснить (в роде шоссе номер 34). Оно как раз и иллюстрирует тот факт, что не бывает чисто природных катастроф в месте, где есть технические объекты. Но при будущем проектировании дорог ливневые паводки в этих местах стоит учитывать.
Седьмое: Неберджаевское водохранилище.
Сразу после наводнения среди жителей города пошли слухи о том, что воду, затопившую город, сбросили с Неберджаевского водохранилища, чтобы спасти дачу Путина (вариант — Новороссийск).
Это неправда. Плотина водохранилища цела (хотя технологическая дорога размыта, то есть вода лилалсь, вероятно, и через верх), водохранилище полно воды, нижнего спуска в нем попросту нет, и к тому же, как показал независимый эколог Сурен Газарян, подъем воды в реке Неберджай(на которой стоит водохранилище) был ниже подъема воды в реке Богаго до их слияния.
Однако к Неберджаевскму водохранилищу очень много вопросов. Самый простой — почему на водохранилище не было нижнего спуска (точнее, он был забетонирован из-за аварийного состояния водохранилища)? Ведь водохранилище все-таки сливало воду. Согласно Виктору Волосухину, директору Института безопасности гидротехнических сооружений, который разрабатывал проект реконструкции водохранилища,оно делало это с 1 до 5 ночи, через верхний спуск, и объем сливаемой воды составляли как минимум 75 кубометров в секунду (пропускная способность верхнего спуска, а видимо, хлестало через край).
Спуск воды, как несложно видеть, происходил в самый разгар наводнения. И хотя через Крымск проходил в это время объем воды, сопоставимый со стоком Волги (1000-1400 кубометров в секунду), лишние 100 кубов вполне могли означать для кого-то жизнь или смерть.
Если бы у водохранилища был нижний спуск и сброс начался в 5 вечера, этой лишней воды не было бы.
Кроме того, Неберджаевское водохранилище находится в аварийном состоянии и еще в 1999 году на его ремонт были выделены деньги. Где они? Ведь в 2009-м, через десять лет после их выделения, водохранилище снова было признано аварийным и под этим предлогом продано частной компании ОАО «Евразийский», владельцы которой стали собирать деньги с Новороссийска за воду под предлогом будущей реконструкции водохранилища. А в апреле 2012 года была принята государственная программа, которая предусматривала реконструкцию Неберджаевского водохранилища уже за бюджетные деньги. Очевидно, что парламентская комиссия должна была бы дать оценку всей этой истории. Тем более что владельцы водохранилища, г-да Светлицкий и Балло, находящиеся под следствием за махинации с деньгами ВЭБа, ровно на следующий день после трагедии были переведены из обвиняемых в подозреваемые. То есть следствие раньше думало, что это Светлицкий и Балло (зампред ВЭБа) распилили 14 млн долларов ВЭБа, переброшенных из офшора в офшор. А теперь оно не уверено. Может быть, это сделал не Балло, а его кошка. Такое решение следствия — плевок на могилу мертвых и в лицо обществу.
За месяц до наводнения на Неберджаевском водохранилище случился гидроудар, из него насосами выкачали всю воду, оно стояло пустым. Таким образом, как представляется на первый взгляд, в результате исключительного совпадения, бесхозяйственности и воровства Неберджаевское водохранилище а) будучи пустым, вобрало в себя значительный объем воды, который иначе обрушился бы на Крымск, б) не имело нижнего спуска и поэтому обрушило дополнительные 75-100 кубометров воды в секунду на Крымск тогда, когда он и без того тонул. Но это только предположения — комиссия должна была бы заняться точным подсчетами.
Восьмое: Варнавинское водохранилище.
Варнавинское водохранилище расположено в 10 км ниже по течению реке Адагум в 3 м над уровнем моря. Крымск расположен на высоте 11-60 м (в зависимости от района) над уровнем моря. На первый взгляд Варнавинское водохранилище, расположенное ниже, не может иметь никакого отношения к трагедии Крымска, но, похоже, это не так.
Согласно Олегу Митволю, который в данном случае выступает как ньюсмейкер и бывший замглавы Росприроднадзора, произошло следующее. Накануне паводка директор водохранилища получил предупреждение о ливне. Он должен был бы открыть шлюзы и сбросить лишнюю воду, готовясь к приему новой. Однако день был солнечным, а разнообразных прогнозов директор за последние пять дней получил 18 штук. Варнавинское водохранилище предназначено для орошения частных рисовых полей, и если бы директор сбросил воду, а дождя бы не было, то владельцы полей попросту его убили бы.
Поэтому директор прогнозу не поверил и воду не сбросил, а начал ее сбрасывать только поздно вечером 6-го, после многочисленных согласований. В результате мощнейший поток воды, хлынувший из шлюзов Варнавинского, преградил дорогу воде, идущей сверху, и сбил поток. Произошел подпор воды, который сыграл свою роковую роль. Это теоретически возможная картина, которая требует, разумеется, дополнительных расчетов.
К сожалению, ответы на все эти вопросы вряд ли будут получены. Парламентская — или любая иная — комиссия вряд ли будет заинтересована в выяснении правды. Она будет заинтересована только в обелении репутации начальства.
Еще раз: в современном обществе не бывает природных катастроф, бывают катастрофы только социальные.
В Крымске выяснилось, что в России нет государства. Точнее, у нас есть государство, которое обеспечивает в Крымске 95% голосов за «Единую Россию», раздает в частную собственность водохранилища и позволяет за взятки строить дома там, где их строить нельзя. У нас нет государства, которое способно ремонтировать водохранилища, вовремя сбрасывать из них воду и оповещать жителей о надвигающихся катастрофах.
Государства у нас нет. А ...йка — бывает.
x