В российском обществе, как мне видится, сформировано своеобразное отношение к воспитанникам детских домов - этакая "брезгливая жалость". С одной стороны, "бедные сиротки, никому они не нужны, ах-ах", с другой - "ничего хорошего из них не выйдет, и держаться от них лучше подальше". Поэтому среднестатистический обыватель сейчас, когда благотворительность стала модным трендом, оказывается в двойственной позиции: вроде как и надо что-то делать, чтобы держаться "в струе", но ужасно не хочется в это лезть. Проще всего выйти из положения "и рыбку съесть, и костью не подавиться" - поучаствовать материально без каких-либо моральных затрат.
Главная беда отечественной системы государственного призрения, на мой взгляд, состоит в том, что решение проблем социальной адаптации, прописанное как основополагающее на нормативном уровне, по факту отсутствует. Выпускники сиротских учреждений абсолютно не приспособлены к жизни все их стен - ни на психологическом, ни на социальном, ни на юридическом уровне. Эта проблема осознаваема, но в рамках косной, трудно меняющейся системы практически не решаема. И ее решение представляется мне - и не только мне - основной задачей волонтерства. Но оно предполагает вовлечение, которого большинство из тех, кто в этом участвует, старательно избегает.
Я думаю, нет нужды объяснять, что все, что мы делаем, мы делаем исключительно для себя. И благотворительностью мы занимаемся тоже для себя - для получения социального одобрения, эмоционального самопоглаживания или "плюса в карму". При этом естественного, в общем-то, желания получить максимальный результат при минимальных затратах никто не отменял. В итоге мы приходим к тому, что люди банально откупаются, сводя на нет саму суть волонтерства, которая во Всемирной Декларации Добровольчества определена как
"способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала".
Почему "сводя на нет"? Потому что
по данным Генпрокуратуры РФ только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, еще 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством. И благотворительность в существующем формате, как ни парадоксально это звучит, тому способствует. Потому что удовлетворяя все, даже самые неразумные, желания под лозунгом "подарим детям чудо!" и отметая здравую критику возмущенным "они и так жизнью обижены", формирует у сирот потребительскую модель поведения, которая, оказываясь в дальнейшем нереализованной, толкает их на путь криминальный и/или аморальный. И где здесь место "личностному росту"?
Работа волонтеров, на мой взгляд, в первую очередь должна способствовать социальной адаптации. И я уже
писала об этом. Но единственным ответом оказалось "а что мы можем сделать? у них же есть учебный план, вот пусть в рамках его и адаптируют". Очень показательно.
Резюмируя: чтобы добиться положительного результата, нужно менять общественное сознание. Иначе так и будут на входе мешки подарков, а на выходе - бандиты и проститутки. Честно признаю, что к единоличному подвижничеству не готова.
x