На Руси "Духов день" совпадал с семиком - славянским праздником жертвоприношений предкам и божествам растительности, с которым связаны обряды и поверья о русалках. Считалось, что на "Духов день" русалки выходят из своих жилищ, плещутся на поверхности воды, а иногда выходят на сушу. В этот день люди старались не купаться. Неделя, начиная от Духова дня, называлась "русалкиной неделей".
Этот праздник уходит корнями еще в язычество. Но церковь, так и не сумев его искоренить, в V веке узаконила его. Испокон веков считается, что в этот день выходит на свет белый всякая нечисть. А в первую очередь – русалки, то есть души девушек, утопившихся из-за несчастной любви. Долгом чести для каждой русалки считается в этот день соблазнение случайного прохожего. А если этот случайный прохожий упорствовал в своем нежелании полюбить русалку, они его щекотали до смерти.
Чтобы отпугнуть русалок от своих женихов, не дать им поглумиться над милыми, в Духов день деревенские девушки сами притворялись речными обманщицами. Они раздевались догола, надевали маски и парики из конского волоса, чтобы их не смогли узнать местные молодые люди. Затем прятались в кусты у водоемов в ожидании прохожих. Парни не заставляли себя ждать. Они приходили гурьбой, выманивали «русалок» и целый день, до глубокой ночи гоняли их по полям.
В дореволюционной России существовал особо строгий запрет на работу в Духов день, как и в день Благовещения. В "Духов день", говорят, еще и земля именинница: тревожить ее ни в коем случае нельзя - ни копать, ни сажать.
В церкви в этот день служится служба, которая испепеляет всякую нечисть. Поэтому люди именно в этот день приводят в церковь детей, подверженных сглазу.
В Духов день, как и в Троицкую субботу ( в родительскую субботу), необходимо добрым словом помянуть всех покойников, разрешается даже помолиться о самоубийцах. Считается, что в этот день можно просить Бога упокоить их души.
Цветы и травы, собранные и засушенные в Духов день, считались обладающими особенными свойствами: в этот праздник, по народному поверью, светлые силы одерживали верх над злыми духами, оказавшимися в пределах досягаемости. Поэтому те спешили спрятаться, чтобы не быть уничтоженными небесным огнем.
На Духов день, выходя из церкви, нужно было раздать нищим всю мелочь, оказавшуюся в кармане. Считалось, что таким образом человек охранит себя от болезней.
В народной традиции с Духовым днём часто связаны грозы; по другим поверьям, погода в Духов день определяет и погоду на всё оставшееся лето.
P.S Может кому будет интересно узнать хотя бы для общего развития.
Считается, что в Духов день души усопших предков и близких прилетают и садятся на ветви деревьев (берез) и смотрят, как мы поживаем
therrmaltake:
|
...совпадал с семиком - славянским праздником жертвоприношений предкам и божествам растительности, с которым связаны обряды и поверья о русалках. P.S Может кому будет интересно узнать хотя бы для общего развития. |
А ничего так, что Духов день - "плавающий" праздник, т.к. зависит только от того, когда Пасха в этом году? Язычники тоже свои празднества к Пасхе привязывали?
цитата: |
А ничего так, что Духов день - "плавающий" праздник, т.к. зависит только от того, когда Пасха в этом году? Язычники тоже свои празднества к Пасхе привязывали? |
И как не странно духов день плавающий числами но он всегда в понедельник.
Ритмика праздников и будней в дохристианский период была подчинена смене времен года, которые обуславливали занятия земледельца. Русичам-язычникам после крещения пришлось овладеть не только знанием православного учения, но постичь, принять пантеон христианских святых и соотнести все это с прежними своими верованиями. Все это отобразилось на праздниках: народные, языческие, они вбирали праздники христианские, или наоборот, самый светлый праздник Пасхи вобрал в себя языческую Радуницу – день памяти по умершим, когда ушедших родных и близких поминают едой, что не принято в христианстве.
Многие христианские обряды впрямую сходятся со стародавними. Именно поэтому все эти праздники были основаны на верованиях и нравах наших предков язычников, и связаны с временами года.
Как то так наверно.
Спутник
4 June 2012
Что ж тут странного? Пасха тоже всегда в воскресенье.
Но вот высчитывается это воскресенье довольно сложно из нескольких параметров. Уж никак не просто по некоей "смене занятий земледельца". Так что, боюсь, автор исходного текста лукавит. Про сглаз и "испепеление нечисти" промолчу, пожалуй.
therrmaltake
4 June 2012
1
Дата празднования православной пасхи определяется по лунно-солнечному календарю. Язычники очень следили за луной и солнцем, и все посевы и сборы уражая были приурочены к определенной фазе луны и солнца. И как я понимаю у них был своеобразный календарь (как такого во не было). А все праздники были напрямую связаны как раз с этими явлениями природы солнца и луны. Они же этому и поклонялись , логично?
Интересная ссылочка про календарь.
И если вдаваться во все подробности то можно долеко зайти
Не надо далеко. Надо до истины.
С празднованием православной Пасхи все ясно: есть определенные правила, которые НЕ ЗАВИСЯТ от языческих славянских праздников. Единственный дополнительный вариативный параметр - пасха иудейская.
Согласно правилам I Вселенского собора (Никея, 325 г.) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресенье приходится после дня празднования еврейской пасхи; в противном случае празднование православной Пасхи переносится на первое воскресенье после еврейской пасхи. Таким образом, день празднования Пасхи находится в пределах от 4 апреля до 8 мая нового стиля. Однако, надо заметить, что «совершенного» календаря и пасхалии не существует. Если интересно, то подробнее о проблеме можно почитать, например, здесь:
http://www.liturgica.ru/bibliot/kalender.html
Спутникцитата: |
есть определенные правила, которые НЕ ЗАВИСЯТ от языческих славянских праздников. |
ну-ну
Конечно-же евреи самые умные были, кто-бы спорил
therrmaltake
4 June 2012
1
Праздник в честь Рождества св. Иоанна Крестителя , был приурочен к языческому празднику Купалы- день летнего солнцестояния, или нет ?
Так как христиане всю жизнь трудились на земле все праздники и приурочены к определенному времени года, так же как было у язычников.
Да на Руси был приурочен. На христианском же Востоке известен, по-моему, века с III-го...
СпутникУ каждого своя вера
Моя такова, что предки славянских народов на несколько тысяч лет раньше достигли разума, чем предки иудеев, а соответственно и наблюдения за природой и математика с астрономией у славян гораздо более развиты были на момент появления христианства.
Так у иудеев и у славян одни предки - Адам и Ева.
Вполне разумные, но... в некий момент своевольные.
Спутник
С кем же тогда Ева согрешить могла, что беленькие и черненькие появляться начали?
Почитай. В Библии все про это написано.
http://www.rusbible.ru/sinodal/byt.html
цитата: |
Они раздевались догола, надевали маски и парики из конского волоса, чтобы их не смогли узнать местные молодые люди. Затем прятались в кусты у водоемов в ожидании прохожих. Парни не заставляли себя ждать. Они приходили гурьбой, выманивали «русалок» и целый день, до глубокой ночи гоняли их по полям. |
Вот это тема была
, я бы тоже голых девок погонял, рамантика
, без пошлостей это же природа