В пресс-центре «Комсомольской правды» состоялась конференция, посвященная новому соглашению между ГИБДД и Управлением федеральной службы судебных приставов по Челябинской области. Теперь приставы имеют право наложить запрет на снятие автомобиля с учета, на изменение регистрационных данных и проведение государственного техосмотра. Для более оперативных действий в отношении должников они получили доступ к базам ГИБДД.
Структурные подразделения пришли к выводу: чтобы обеспечить гарантированную оплату штрафов, нужно пойти проверенным путем – ужесточить наказание за неисполнение.
«Начиная с 2006 года, когда стартовала федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения», в законы внесли достаточно изменений по ужесточению наказаний за правонарушения. Взять, к примеру, вождение в нетрезвом виде: за последние четыре года количество ДТП с участием таких водителей снизилось с 17% до 5-7%. Если раньше они могли отделаться штрафом, то сейчас это стопроцентное лишение прав. Так и в случае со штрафами: чтобы их оплачивали, нужно обеспечить неотвратимость наказания».
На сегодняшний день неуплата штрафа карается по статье 20.25 КоАП, которая предусматривает либо увеличение «штрафной» суммы в два раза, либо арест на срок до 15 суток. Арест, как правило, налагается на злостных нарушителей, за плечами которых не один и даже не два неоплаченных штрафа. Причем подобные решения принимаются только судом и только в присутствии нарушителя. Если, к примеру, лишить прав могут заочно, то в случае со статьей 20.25 решение не будет вынесено, пока обвиняемый не явится на заседание лично.
Обязанность доставить нарушителя в суд ложится на плечи судебных приставов. Сотрудники ГИБДД тоже имеют на это право, если, к примеру, они остановят водителя за очередную провинность или для элементарной проверки документов. Проще говоря, пока сотрудник Госавтоинспекции не остановит, можно копить штрафы дальше.
«По действующему законодательству инспектор ДПС может только вынести постановление об административном нарушении и выписать протокол для оплаты штрафа, – поясняет начальник отдела УГИБДД по Челябинской области Максим Куляшов. – Дальнейшие решения принимает судья. После того, как сотрудник ГИБДД выписал протокол, водителю дается 10 дней на оспаривание этого решения и еще 30 дней на добровольную оплату штрафа. С 41 дня суд имеет право обратиться к статье 20.25 и определить наказание».
С этого же дня ГИБДД направляет судебным приставам документы, по которым возбуждается исполнительное производство. Согласно статье 45 закона «Об исполнительном производстве», приставы могут применять принудительные меры для взыскания долгов, к которым в частности относится наложение ареста на имущество и его реализацию.
Теперь по принятому соглашению приставы смогут наложить запрет на всяческие регистрационные манипуляции с автомобилем и прохождение государственного техосмотра. Даже если вы не оплатили сторублевый штраф (например за превышение скорости, за движение задним ходом или разворот в местах, где такой маневр запрещен, или неподанный сигнал поворотника при маневрировании и прочее), продать машину или пройти ежегодную процедуру техосмотра отныне будет невозможно. При этом автомобиль остается при вас – ни на какую штрафстоянку его не забирают. Но рано или поздно вы просто лишитесь права управлять автомобилем, пусть даже через год, когда на пункте техосмотра вам снимут регистрационные знаки.
Как отмечают приставы, штрафы не оплачивают по большей части из-за простого нежелания отвечать за свои проступки.
«Если раньше говорили, что приходится стоять часами в очередях, чтобы оплатить долг, или придумывали всяческие отговорки: некогда, забыл и прочие в этом же духе, то сейчас для этого оснований фактически нет, – утверждает начальник ГИБДД. – В частности, ГИБДД заключила договоры с банками, Почтой России, чтобы можно было проплачивать штрафы. Налажена работа по системе «Город», есть возможность оплаты через Интернет, плюс ко всему сейчас каждый может узнать о своих штрафах на нашем сайте».
С 1 января 2008 года водители, оплатившие штраф, не обязаны предоставлять квитанции об оплате в ГИБДД. С одной стороны, это экономит время водителям, но с другой – возникают недоразумения, когда уже оплаченные штрафы числятся долгом.
Сотрудники ГИБДД советуют проводить оплату в тех банках и учреждениях, с которыми у них налажена обратная связь. То есть при оплате через Сбербанк, Челябинвестбанк, Челиндбанк, КУБ, Уралпромбанк, отделения Почты России или по системе «Город» отметки о платеже автоматичеки заносятся в базу ГИБДД. Все происходит достаточно оперативно. Впрочем, случается, что подводит и система «Город».
Если вы оплатили штраф, но информация об этом к инспекторам не поступила и к вам есть претензии со стороны приставов, вы должны уведомить их о совершенной проплате. На этот случай хорошо бы иметь квитанцию. Если документ не сохранился, приставы делают запрос в банке или госучреждении о транзакции. После подтверждения о факте оплаты с их строны к вам никаких претензий быть не может.
Как мы говорили, неоплаченный вовремя штраф карается новой, удвоенной суммой, то есть общий «штрафной»долг будет составлять 300 рублей (100+200 рублей). Но на этом дело не заканчивается. Первые 500 рублей исполнительского сбора вы платите за просроченный платеж сторублевого штрафа. Теперь суд назначил второй, увеличенный штраф, и приставы обязаны отследить и его оплату, а это считается новым производством, то есть облагается еще 500 рублями. Проще говоря, штраф в 100 рублей может обернуться в 1300 рублей.
Помимо этого злостные должники лишаются права выезда за границу на срок, установленный судебным органом, а информация о долге, достигшем в общем размере 25 тысяч рублей, направляется по месту работы.
x