В этой теме я буду выкладывать интересные статьи, обзоры, фоторепортажи, найденные на просторах сети, которые мне понравились больше всего...ну-с, приступим-с... Всемирно известные здания: история первых советских небоскребовВ начале 1930-х годов архитектура Страны Советов вступает в новую эпоху. В полном соответствии с личными вкусами великого вождя и учителя Иосифа Сталина на смену архитектурному авангарду приходит период «освоения классического наследия». Эстетика античности, Возрождения, европейского и русского классицизма становится для зодчих источником вдохновения, по всей стране начинают строиться помпезные, пышно украшенные сооружения с портиками, пилястрами, балюстрадами, скульптурным декором и прочими чертами архитектурной классики. Своей вершины советский неокласcицизм, или, как его стали называть впоследствии, сталинский ампир, достиг уже в первое послевоенное десятилетие, когда в ряде городов Союза было построено несколько высотных зданий — первых советских небоскребов, которые многие сейчас считают высшим достижением всей архитектуры СССР.Собственно, и начаться новая архитектурная эпоха должна была с небоскреба, причем такого, равного которому не было на всей планете. Столице первого в мире государства рабочих и крестьян, по мнению Сталина, был совершенно необходим соответствующий статусу архитектурный символ, зримо доказавший бы остальному миру преимущества социалистического строя. Идею о строительстве в Москве так называемого «Дворца Советов» впервые озвучили еще при жизни Ленина, в 1922 году, но конкретные шаги по его строительству стали предприниматься только через без малого десятилетие, вместившее и смерть самого человечного человека, и НЭП, и «электрификацию всея страны». Конкурс на проектирование Дворца был объявлен в 1931 году. В Москве должна была появиться, по выражению современников, «трибуна трибун», «пролетарская вышка», монументальное здание с залом для партийных съездов на 21 тысячу (!) человек. Творческое соревнование было действительно представительным. В ходе нескольких туров конкурса на рассмотрение жюри было представлено несколько сотен проектов ведущих советских и зарубежных архитекторов. Так, например, выглядело предложение Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха:
Проект Дмитрия Чечулина, в дальнейшем немало потрудившегося на ниве строительства советских небоскребов:
Вариант академика архитектуры Ивана Жолтовского напоминал чудовищных размеров маяк.
Большинство представленных на конкурс проектов подразумевали отход от господствовавшего до этого времени архитектурного авангарда. Конструктивизм, благодаря которому советская архитектура в 1920-е была на передовых позициях в мире, был разгромлен: его объявили вредным течением, «формализмом», а архитекторов-конструктивистов обвинили в «погоне за украшательством», стремлении к «дешевым эффектам и псевдореволюционной новизне». Советскому руководству потребовался новый, большой социалистический архитектурный стиль, на роль которого был предложен классицизм, вполне отвечавший эстетическим вкусам руководства ВКП(б) и его требованиям к возможности создания монументальных торжественных сооружений. Поэтому неудивительно, что в качестве основы для проектирования Дворца Советов, будущего главного здания главной страны, было выбрано предложение архитектора Бориса Иофана. Так Дворец Советов Иофана выглядел в варианте, понравившемся лично Сталину и утвержденном для дальнейшей разработки:
Из принципиальных вопросов Сталина не устроила только высота здания. Он предложил «верхушку Дворца оформить, продолжив ее ввысь в виде высокой колонны». Подобные предложения принято было выполнять без особенных рассуждений, так и появился знакомый сейчас всем архитектурный образ Дворца Советов.
В дальнейшем и этот проект подвергался корректировкам. В частности, по ценному указанию Сталина верхние ярусы Дворца были из прямоугольных сделаны круглыми («этим он должен отличаться от обычных дворцовых зданий»). Другим важным концептуальным ноу-хау было решение рассматривать все здание как огромный памятник Ленину, высота статуи которого должна была составить до 100 метров.
Дворец Советов планировался действительно грандиозным. Высота от уровня тротуара до макушки Ильича — 415 метров (для сравнения: «Эмпайр Стейт Билдинг», бывший в то время высочайшим зданием в мире, имел только 381 метр), общий объем — 7,5 млн (!) кубометров. Для строительства Дворца уже к концу 1931 года расчистили площадку на Волхонке, снеся располагавшийся там Храм Христа Спасителя.
Внутреннее пространство Дворца занимали в основном два зала для проведения разного рода съездов: 160-метровый в диаметре и 100-метровый в высоту Большой на 21 000 мест, а также Малый, расположившийся в восточном крыле и вмещавший «всего» 6000 человек. Кроме того, внутри проектировались залы для правительственных приемов и прочие общественно полезные помещения. Глаза посетителей должны были радовать 18 000 квадратных метров живописи, 12 тысяч фресок, 20 тысяч барельефов, 12 скульптурных групп до 12 метров высотой, 180 скульптур до 6 метров и прочие произведения советской монументалистики. Обвинения архитекторов-конструктивистов в погоне за украшательством особенно издевательски смотрятся именно на этом фоне.
Так Дворец Советов должен был выглядеть в панораме Новой Москвы. Строительство столь высокого сооружения, аналогов которому в Советском Союзе просто не существовало, было сложнейшей инженерной задачей, и хотя средств на его возведение не жалели, за 5 лет, до 1939 года, строители успели только выкопать гигантский котлован и заняться устройством в нем фундамента. При этом окончание работ планировалось на 1942 год и ни у кого сомнений не вызывало. В честь здания назвали станцию метро (нынешнюю «Кропоткинскую»), его образ был достаточно широко использован в художественном оформлении других сооружений той эпохи и даже с помощью спецэффектов появлялся в кино.
Дворцом Советов список довоенных высотных зданий не исчерпывался. На Миусской площади (и также на месте крупного православного собора) в 1934 году архитекторами Душкиным и Мордвиновым, в будущем поучаствовавшими в возведении послевоенных высоток, был спроектирован так называемый Дом радио.
Все эти планы, как известно, прервала Великая Отечественная война. Формально в 1941 году работа над Дворцом Советов была лишь приостановлена, котлован обнесли забором, и хотя арматуру с фундамента срезали для устройства под Москвой оборонительных укреплений, предполагалось, что по окончании войны строительство Дворца будет продолжено. Этого так и не случилось: котлован сохранился до 1958 года, после чего на его месте устроили открытый бассейн «Москва», а в дальнейшем восстановили взорванный Храм Христа Спасителя. Дворец Советов же запланировали к строительству на Ленинских (Воробьевых) горах (уже по новому, «невысотному» проекту), а позже вовсе от этой идеи отказались. Но при жизни Сталина, который хотя и очевидно охладел к прожекту высочайшего сооружения в мире, но про него не забыл, Дворец Советов по-прежнему оставался неизбежным будущим столицы страны-победителя. Вот только сперва было решено построить достойное его окружение.
В 1947 году Совет министров СССР выпустил постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Городу, потерявшему в 1930-е годы многие идеологически не совпадавшие с новой властью высотные доминанты (типа церковных колоколен), было предложено обогатить свой силуэт новыми домами-символами. В честь 800-летия Москвы архитекторы спроектировали 8 новых высоток: одно 32-этажное здание на Ленинских горах, два дома в 26 этажей (в Зарядье вблизи Кремля и на Дорогомиловской набережной в начале Кутузовского проспекта) и пять 16-этажных высоток (оригинальная этажность впоследствии менялась).
Так все высотные здания (девятым из которых был Дворец Советов) размещались на карте Москвы. Все они были запроектированы в стратегически важных местах. Главный корпус МГУ (№1 на плане) — на господствующей высоте Ленинских гор. Гостиница «Украина» (№2), административная высотка в Зарядье (№6), жилой дом на Котельнической набережной (№9) — на набережных Москвы-реки (сюда же можно отнести и Дворец Советов, №5). МИД (№4), жилой дом на площади Восстания (№3), совмещенное с жилым домом Министерство путей сообщения у Красных ворот (№8) — в местах пересечения Садового кольца с важными радиальными магистралями. Гостиница «Ленинградская» (№7) — на площади трех вокзалов.
Функциональное назначение планируемых к строительству первых советских небоскребов также было разным. Несколько административных зданий, университет, две гостиницы, два жилых дома.
Некоторые специалисты обвиняют архитекторов сталинских высоток в прямых заимствованиях у передовых капиталистических стран, приводя в пример в первую очередь Manhattan Municipal Building в Нью-Йорке (1912)...
...или Terminal Tower в Кливленде (1928, слева внизу). Скорее всего, о прямом копировании речь вести нельзя, но существенное влияние американской высотной архитектуры отрицать сложно. Впрочем, советские архитекторы подняли ее на совершенно новый, парадно-торжественный уровень в полном соответствии с установками партийного руководства. Официальная пропаганда утверждала: «Архитектура московских высотных зданий отличается исключительной выразительностью, ясностью образа, жизнеутверждающим оптимизмом. В отличие от американских небоскребов с их оголенной, безрадостной архитектурой, лишенной национального своеобразия, в наших высотных зданиях отражены характерные черты русской национальной архитектуры с ее красочностью и стремлением ввысь». Оставим это утверждение на совести безымянного автора, но отметим, что московским высоткам для более полного соответствия русской национальной архитектуре определенно не хватает кокошников, закомар и золотых куполов. Такое на бездуховных американских небоскребах действительно сложно представить.
Конструктивно все московские небоскребы представляли собой каркасные сооружения с облицовкой терракотовой керамической плиткой. Строительство жилого дома на Котельнической набережной:
Советские архитектурные критики специально подчеркивали, что в возведении отечественных высоток применялись самые современные строительные технологии, немыслимые в США 1900—1930-х годов, например сварка каркаса вместо его клепки или самоподъемные башенные краны. Строительство Министерства иностранных дел на Смоленской площади:
Для обеспечения «жесткости» зданий и исключения их раскачивания они должны были иметь в плане конфигурацию букв Т, H, П или Х. Строительство здания Министерства путей сообщения (позже — Министерства транспортного строительства) на Красных воротах:
Крупнейшим из построенных после войны советских небоскребов стал корпус Московского государственного университета на Ленинских горах. Первоначальное его проектирование осуществлял автор Дворца Советов Борис Иофан, в представлении которого он выглядел следующим образом. Верхушку здания увенчивала скульптурная группа, позже замененная статуей Михаила Ломоносова, а в конечном итоге — шпилем со звездой.
Впоследствии Иофан впал в немилость у Сталина, проект на Ленинских горах у него отобрали и поручили архитекторам Льву Рудневу, Сергею Чернышеву, Павлу Абросимову и другим. 32-этажное (36-этажное, если считать технические этажи) было построено в 1949—53 годах. В центральной, «высотной» части разместился ряд факультетов университета (географический, механико-математический, геологический), ректорат и администрация, библиотека, актовый зал, Дом культуры и другие общеуниверситетские учреждения.
Боковые крылья — жилые. Тут до сих пор находятся 184 квартиры профессорско-преподавательского состава и общежития для студентов.
Холл главного здания:
Интерьер одной из аудиторий. Высокий сталинский стиль, повсеместное использование дерева, бронзовые светильники на стенах — на строительстве высотных зданий не экономили.
Поточная аудитория:
Центральный вход в здание поражал современников своей торжественностью. В оформлении главного корпуса университета широко использованы произведения монументально-декоративного искусства.
Вторым по высоте послевоенным московским небоскребом стало гостиничное здание на Дорогомиловской набережной. Строилось оно позже остальных высоток (1953—57), завершалось уже при Хрущеве и, вероятно, в честь его родины получило название «Украина». Авторами проекта стали академик архитектуры Аркадий Мордвинов и Вячеслав Олтаржевский.
В центральном 29-этажном корпусе высотой 170 метров располагалась первоначально 1000 гостиничных номеров. В боковых крыльях, как и в главном здании МГУ, были запроектированы 254 квартиры.
«Украина» построена в важнейшем с градостроительной точки зрения месте — в начале Кутузовского проспекта, связывающего центр Москвы с западными районами города. Для этой высотки характерно особенно пышное декоративное оформление: обелиски, вазы в виде снопов пшеницы, повсеместные башенки, мраморная облицовка интерьеров.
После трехлетней реконструкции с 2010 года гостиница работает под брендом Radisson.
Вторая построенная высотная гостиница в отличие от «Украины» оказалась самой маленькой. 132-метровое 17-этажное здание на площади трех вокзалов (Комсомольской) было спроектировано архитекторами Леонидом Поляковым и Александром Борецким.
Самая скромная и компактная из всех семи «сталинских сестер», «Ленинградская», в наибольшей степени использовала мотивы русской архитектуры, в частности русского барокко, за что автор здания Леонид Поляков нещадно критиковался в годы борьбы Хрущева с архитектурными излишествами.
Отдельной достопримечательностью отеля, функционирующего сейчас, как и бывшая «Украина», под флагом международного гостиничного оператора (в случае с «Ленинградской» это Hilton), является освещающая главную лестницу люстра высотой в 7 этажей.
Крупнейшим из жилых домов, построенных к 800-летию Москвы, стал комплекс на Котельнической набережной. 26-этажный (в центральной части) 173-метровый дом был построен в 1949—52 годах по проекту главного архитектора Москвы, академика Дмитрия Чечулина и замыкает перспективу от Кремля к устью Яузы.
Интересно, что здание пристроили к уже возведенному до войны (в 1938—40 годах) по проекту тех же архитекторов 9-этажному жилому дому, ставшему фактически одним из боковых крыльев нового комплекса (на снимке — справа).
В общей сложности в высотке на Котельнической размещены более 700 квартир, магазины и даже собственный кинотеатр «Иллюзион».
Квартиры в здании, конечно, кому попало не выделялись, поэтому интерьеры для советской элиты создавались соответствующие, помогавшие плодотворно трудиться на благо родины. Внутри квартир первых новоселов встречали «белоснежная эмалированная мойка для посуды, белые холодильные шкафы: один зимний, охлаждающийся воздухом, поступающим сюда с улицы; второй — летний, электрический, сушильные шкафы, в ванной — ящик дла хранения белья, зеркальный шкаф для зубных щеток, парфюмерии и бритвенных принадлежностей и даже никелированный калорифер для сушки полотенец и простынь». Уровень комфорта, недоступный в 1952 году большинству жителей Советского Союза.
Похожая ситуация была и в доме на площади Восстания (сейчас — Кудринской), только квартиры в нем получили в основном не деятели культуры, а работники авиационной промышленности и партхозноменклатура. Здесь, так же как и в высотке на Котельнической, первый этаж был оборудован магазинами и собственным кинотеатром («Пламя»).
450-квартирное здание состоит из 24-этажного 156-метрового центрального и 18-этажных боковых корпусов, опирающихся на общий цокольный этаж. Его авторами стали молодые тогда архитекторы Михаил Посохин и Ашот Мндоянц.
Телефонная связь квартир с вестибюлем, газовая или электрическая плита, автоматическая электромойка, холодильник, мусоропровод, автоматическое регулирование температуры в каждой квартире, центральная пылесосная установка, не говоря уже про центральное горячее водоснабжение, мусородробилки под мойками, радио- и телефонофикацию, колясочную в вестибюле, — все это неизменно радовало счастливых жильцов дома.
Любопытно, что у высотки на площади Восстания мог быть и другой, абсолютно непохожий на остальных «сестер» художественный образ, если бы к реализации рекомендовали предложение архитекторов В. Олтаржевского и И. Кузнецова. Но все новые высотные здания Москвы (а в дальнейшем и других городов СССР) создавались в соответствии с неким утвердившимся каноном, определяемым, скорее всего, личными вкусами Иосифа Сталина, и оригинальный проект Олтаржевского-Кузнецова так и остался на бумаге.
Похожая на высотку Посохина-Мндоянца композиция была и у 138-метрового здания на площади Красных ворот (1948—52), в самой высокой точке Садового кольца. Только центральный 24-этажный корпус был административным (его занимало Министерство транспортного строительства), а жилыми были 11—15-этажные крылья (как в гостинице «Украина» и МГУ).
Первоначальный проект авторов здания Алексея Душкина и Бориса Мезенцева несколько отличался от реализованного впоследствии.
Интересно, что из-за сложного состояния грунтов в точке строительства здание возводилось на замороженном (!) грунте в изначально наклоненном (!!) состоянии и приняло вертикальное положение только после окончания строительства с оттаиванием и проседанием грунта. Можно только представить, каких трудов стоил архитекторам и инженерам верный расчет этого процесса и какая ответственность, учитывая эпоху, на них во время этого лежала.
Седьмая «сталинская сестра» была возведена в 1948—53 годах на Смоленской площади для размещения внутри Министерства иностранных дел СССР. Оригинальный проект Владимира Гельфрейха и Адольфа Минкуса предполагал здание с плоским завершением.
Но Иосиф Виссарионович посчитал, что и штаб-квартира ведомства, которому в будущем предстояло немало побороться против звериного оскала капитализма, преступлений американской военщины, высокомерного чванства компрадорской буржуазии и прочего тлетворного влияния Запада, должна быть увенчана шатровым завершением с непременным шпилем.
27-этажное 172-метровое здание содержит в своих 2000 помещений весь цвет советской (а сейчас — российской) дипломатии.
Восьмой высоткой в программе 1947 года должен был стать небоскреб в Зарядье. Здание, для строительства которого снесли несколько исторических кварталов купеческой Москвы, как и гостиница «Украина», начало строиться позже остальных своих «сестер», и к 1953-му, году смерти основного вдохновителя работ, каркас башни был возведен только до половины высоты.
Автором проекта вновь выступил Дмитрий Чечулин, проектировавший высотку и на Котельнической набережной, но получить второй небоскреб за своим авторством ему не удалось. В отличие от гостиницы «Украина» здание, разместиться в котором должно было Министерство тяжелой промышленности, достраивать не стали.
Каркас разобрали, отправив металлоконструкции на строительство центрального стадиона в Лужниках, а на оставшемся фундаменте спустя 10 лет (1964—68) построили крупнейшую в мире гостиницу «Россия». По проекту все того же Чечулина.
Москвой строительство высотных зданий в СССР, разумеется, не ограничилось. По образу и подобию столицы похожие высотки проектировались и в других городах Союза, и даже за его пределами. Успели построить в условиях нестоличного финансирования, впрочем, немногое — как раз здания, которые должны были стать символом новой власти на недавно присоединенных территориях. Во-первых, это Дом колхозника в столице Латвийской ССР, городе Риге.
Авторами 107-метрового здания, в котором после окончания строительства разместились вовсе не колхозники, а Академия наук Латвии, стали местные архитекторы Освальдс Тилманис, Вайделотис Апситис и Карлис Плуксне.
Во-вторых, советское правительство и олицетворяемый им народ подарили «сталинскую сестру» и братской с недавних пор Варшаве.
Дворец культуры и науки (изначально — им. И. В. Сталина), до сих пор самое высокое здание в Польше, возводился в 1952—55 годах ограниченным контингентом советских строителей на советские же средства и по советскому проекту.
Надо отдать должное автору главного здания МГУ Льву Рудневу: его вторая высотка получилась едва ли не самой удачной из всей серии.
В 1954 году строительство высотного гостиничного здания началось и в столице Советской Украины. Проект Анатолия Добровольского, Авраама Милецкого и других архитекторов разрабатывался еще при жизни Сталина и имел типичный для послевоенной высотки облик, но в ходе хрущевской борьбы с архитектурными излишествами здание потеряло не только в излишествах вроде шпиля, но и в высотности.
Закончено оно было только в 1961 году и открыто под названием «Москва» (сейчас — готель «Украiна»).
Традиционно в канон «сталинских высоток», хотя и с куда большей степенью условности, чем вышеперечисленные здания, относят и бывшую гостиницу «Дружба» в Праге (1952—54)...
...и так называемый «Дом свободной прессы» в Бухаресте (1952—56), где размещались все городские издательства, редакции и типографии.
Еще больше высотных зданий осталось на бумаге, ведь они проектировались почти в каждом крупном городе Советского Союза. Ленинград:
Сталинград:
И даже Минск:
Решенные по образу и подобию московских «сестер» и спроектированные вроде бы совершенно разными зодчими, они были уже до скучного однообразия похожи друг на друга, во многом потому, что проектировались для удовлетворения художественного вкуса исключительно одного человека, отца народов и лучшего друга всех архитекторов.Фото с сайтов Panoramio.com, Flickr.com, Wikipedia.org, sovarch.ru, raskalov-vit.livejournal.com.
Advokatvlad
1 February 2014
5
Самая дорогая Олимпиада в истории: на что Россия потратила $44 миллиардаЧерез неделю в Сочи официально и, скорее всего, чрезвычайно торжественно откроются XXII зимние Олимпийские игры. Россия подошла к организации спортивного мероприятия очень ответственно, в общей сложности, только по официальным данным, инвестировав в город и его окрестности астрономическую сумму в $44 млрд.Из общего бюджета Олимпиады затраты на строительство собственно олимпийских объектов, которые, в общем-то, в массовом сознании и станут лицом Игр, составили относительно скромные 214 млрд российских рублей (около $6,3 млрд). Все спортивные и значительная часть инфраструктурных сооружений разместились в двух так называемых кластерах — Прибрежном и Горном. Прибрежный, как следует из названия, находится на берегу Черного моря, в Адлере, в Имеретинской низменности. До 2007 года эта территория была занята частными домами и полями влачившего жалкое существование чайного совхоза «Россия».
Экологи возражали против строительства олимпийских объектов именно на этой территории, утверждая, что здесь находится уникальный для России район «колхидских болот», где с большим удовольствием гнездились редкие птицы, ползал скорпион итальянский, плавала реликтовая колхидская болотная черепаха и радостно росли такие небезынтересные растения, как чистоуст величавый и императа цилиндрическая. К сожалению, государственные интересы оказались важнее интересов величавого чистоуста и реликтовой черепахи, и в 2009 году прямо в колхидском болоте закипела стройка. Так уникальное болото превращалось в Прибрежный кластер.
Рассмотрим устройство Прибрежного кластера подробнее. Его главным элементом является Олимпийский парк — комплекс расставленных по окружности спортивных арен с круглой площадью Medal Plaza в центре. Основные объекты кластера подписаны на рисунке.
Так комплекс Олимпийского парка выглядит в настоящее время.
Архитектурным символом всех Игр, по утверждению их организаторов, стал олимпийский стадион «Фишт». Помимо метафизической функции символа, особой спортивной нагрузки данное сооружение не несет — его будут использовать исключительно для торжественных церемоний открытия и закрытия Олимпиады. Несколько странное на первый взгляд название объясняется просто: Фишт — одна из гор Главного Кавказского хребта, «Белая голова» в переводе с адыгейского.
Именно гору, по мнению авторов здания из института «Моспроект-4» и британского бюро Populous, должен напоминать силуэт арены, способной вместить 40 тыс. зрителей. Полупрозрачная белоснежная поликарбонатная кровля характерной изломанной формы действительно напоминает горную вершину.
Впрочем, реализованное в итоге здание получилось несколько менее эффектным, чем предполагалось на стадии проектирования. Поле стадиона накрыли крышей, а с его торцов появились малопривлекательные пристройки. Арена обошлась российскому бюджету в $770 млн — сумма, во много раз превысившая первоначальную смету, фантастические деньги, учитывая исключительно церемониальную функцию стадиона. Однако после Олимпиады он будет преобразован в футбольную арену и, помимо прочего, примет игры чемпионата мира по футболу 2018 года.
«Фишт» построен на месте бывшего поселка староверов Морлинский. Старое поселковое кладбище, оказавшееся в центре застраиваемой территории Олимпийского парка, пришлось сохранить, огородив его на время игр маскирующей декоративной конструкцией.
Второй по важности объект Игр — Большой ледовый дворец — назвали с куда меньшей выдумкой — «Большой». Эффектный жемчужно-белый купол, спроектированный российскими специалистами из НПО «Мостовик», напоминает уже не гору, а не то каплю, не то половинку яйца, не то оперный театр в Пекине.
В крышу «Большого» вмонтированы специальные светодиоды, позволяющие превратить ее в огромный экран. Вмещает дворец, где пройдут матчи хоккейного турнира, 12 тыс. зрителей. После завершения Олимпиады сооружение, стоившее около $300 млн, будет использоваться по прямому назначению. В конце концов, почему бы не играть в хоккей на льду даже в субтропиках.
Второй ледовый дворец Сочи-2014 — Малый — получил название «Шайба», хотя на шайбу похож лишь отдаленно. Овальная конструкция облицована декоративным фасадом из серо-голубых панелей, образующих абстрактный рисунок с одной стороны и спираль с другой, что должно, по задумке авторов из ЦНИИПромзданий, напоминать «снежный вихрь». «Шайба» — редкий олимпийский объект, строившийся частным инвестором исключительно за свой счет. Возможно, поэтому 7-тысячная арена обошлась куда дешевле «Большого». По разным оценкам, миллиардер Искандер Махмудов и его Уральская горно-металлургическая компания потратили на возведение стадиона около $100 млн.
Разумеется, вторая ледовая арена в шаговой доступности от первой не самому, мягко говоря, хоккейному городу России не нужна. Изначально планировалось, что сооружение будет временным с постолимпийским демонтажом и перевозом в другой населенный пункт, который пожелал бы его принять. Однако неожиданно выяснилось, что из-за особенностей конструкции фундамента демонтаж будет невозможен. Что будет делать с «Шайбой» министерство спорта страны после Олимпиады, пока непонятно.
Конькобежный центр «Адлер-Арена» представляет собой овальный стадион на 8 тыс. зрителей с фасадом из металлоконструкций серо-белого цвета, тонированный витражным остеклением. Спроектированная российскими специалистами арена обошлась в $217 млн. Для сравнения: на весь комплекс «Минск-Арена», куда, помимо конькобежного стадиона, вошли огромная спортивно-зрелищная арена на 15 тыс. человек и велодром, потратили $350 млн.
После Олимпиады здание планируется переоборудовать в выставочный комплекс.
Отдельное здание построили и для по-прежнему экзотического в России керлинга. Четырехэтажный комплекс назвали «Ледяной куб», хотя, строго говоря, на куб керлинг-центр вовсе не похож.
«Ледяной куб» проектировался в виде сборно-разборной конструкции опять же с идеей послеолимпийского демонтажа. Однако в конце концов и этот объект вместимостью 3 тыс. зрителей и стоимостью в $30 млн решили в Сочи оставить, создав на его базе Федеральный центр развития керлинга.
Последнее крупное спортивное сооружение Олимпийского парка — дворец зимних видов спорта «Айсберг», где пройдут соревнования по фигурному катанию и шорт-треку. Волнообразные фасады здания, окрашенные в разные оттенки синего цвета, должны объединить его с окружающими конструкцию горами и Черным морем.
Спроектированный специалистами «Моспроекта-4» дворец на 12 тыс. зрителей стоил почти $300 млн. В дальнейшем предполагается его переоборудование под велодром.
Все эти дворцы и арены окружают расположенную в центре Medal Plaza, где планируют вручать новым олимпийским чемпионам их заслуженные награды. Украшает эту главную церемониальную площадь Игр фонтан и олимпийский факел в виде взлетающей птицы.
Помимо спортивных сооружений, в Прибрежном кластере разместились и важнейшие объекты инфраструктуры, в первую очередь основная Олимпийская деревня — комплекс жилых домов переменной этажности (от 3 до 6 этажей) на 1364 апартамента, в которых могут разместиться 3 тыс. человек.
Жилой микрорайон довольно скромных размеров обошелся в $735 млн. В постолимпийский период эти здания будут преобразованы в курортные комплексы с необходимой для круглогодичного проживания и комфортного отдыха социальной инфраструктурой: магазинами, кафе, ресторанами, салонами красоты, расположенными на первых этажах домов вдоль основных улиц. Продажей этих апартаментов в частную собственность владелец «города-клуба Сочное» Олег Дерипаска надеется компенсировать свои колоссальные инвестиции.
По соседству с Олимпийской деревней находится отель, построенный специально для проживания членов Международного олимпийского комитета. В 10-этажном здании Radisson Blu Resort & Congress Hotel 500 номеров и главный конгресс-центр всей Олимпиады. После ее окончания гостиница продолжит функционирование в режиме обычного пятизвездочного курортного отеля.
Крупнейшее сооружение всей сочинской Олимпиады — главный медиацентр. Его гигантское здание общей площадью 160 тыс. кв. м предназначено для размещения более 2 тыс. представителей аккредитованных СМИ, а также более 6 тыс. телерадиовещателей. Проект разработан известной компанией SPeeCH, в Минске работающей над известным МФК с гостиницей Kempinski на проспекте Независимости у цирка. После окончания Игр здесь разместится торгово-развлекательный центр.
Единый комплекс с медиацентром формирует гостиница для представителей СМИ Tulip Inn Omega. Жизнерадостной расцветки здание, правда, рассчитано лишь на 600 номеров. Бюджет строительства двух сооружений — почти полмиллиарда долларов. Дополнительных $615 млн стоила «медиадеревня» — еще один небольшой жилой район для размещения тех журналистов, которым не повезло остановиться в комфортабельном отеле.
Отдельную девятиэтажку оригинальной формы возвели и для оргкомитета игр. Административное здание, спроектированное немцами из «РКВ Архитектур + Штэтэбау», — это еще $150 млн.
Поразительно, но в бюджет зимней Олимпиады было включено и строительство на территории Олимпийского парка трассы «Формулы-1» длиной 5,8 километра. Часть зданий будущего комплекса (трибуны, паддок, центр управления гонками и так далее) уже возведено, собственно трасса, которая будет огибать сооружения Прибрежного кластера, появится после окончания Игр.
Здесь же, в Адлере, к Олимпиаде построили и новую теплоэлектростанцию. «Газпром» инвестировал в ТЭС установленной мощностью 360 МВт $820 млн.
Инфраструктурные расходы вообще составили львиную долю «олимпийских» затрат. Реконструкция аэропорта «Адлер» — $690 млн.
Строительство дублера Курортного проспекта, главной магистрали бывшей всесоюзной здравницы: решение проблемы пробок длиной 17 километров с мостами, эстакадами и тоннелями — почти $2,5 млрд.
В ходе подготовки к проведению Олимпиады были реконструированы многие железнодорожные станции в городской черте Сочи. Современный терминал по соседству с послевоенным был построен в Адлере.
А рядом с Олимпийским парком даже соорудили новую одноименную станцию, сверху напоминающую летящую птицу.
Но самым затратным «олимпийским» проектом стало строительство совмещенной автомобильной и железной дороги из Адлера в Красную Поляну. 50-километровая трасса, связывающая Прибрежный и Горный кластеры обошлась российскому бюджету в астрономическую сумму в $8,4 млрд.
Для сравнения: строительство Цинхай-Тибетской магистрали в Китае длиной 1150 километров, проходившее в сложнейших высокогорных условиях, обошлось всего в $3,5 млрд.
Второй, меньших размеров олимпийский кластер — Горный — создавался специально для тех зимних видов спорта, которые требуют открытого воздуха и устойчивого снежного покрова. В районе поселка Красная Поляна были созданы комплексы для лыжных и биатлонных гонок, прыжков с трамплина, санного спорта и бобслея, фристайла и так далее.
Горный кластер с высоты птичьего полета.
Комплекс «Горная карусель» с горной медиадеревней и трамплинами «Русские горки» — $2,2 млрд.
Санно-бобслейная трасса «Санки» стоимостью $232 млн.
Лыжно-биатлонный комплекс «Лаура» обошелся в $160 млн.
Центр «Роза Хутор» с тремя олимпийскими объектами: горнолыжным спорткомплексом на 7,5 тыс. зрителей, экстрим-парком для соревнований сноубордистов и фристайлистов и Горной олимпийской деревней из 50 зданий на 2,6 тыс. человек — стоил $250 млн. В горных долинах одновременно со спортивными сооружениями возвели фактически новые жилые поселки, очевидно, вдохновленные европейской альпийской архитектурой, но выполненные с присущей современному постсоветскому зодчеству аляповатостью.
К открывающейся через неделю зимней Олимпиаде-2014 вроде бы все готово. Десятки миллиардов долларов успешно освоены, все объекты сданы в срок, а жители Сочи, пережившие глобальную реконструкцию, вскоре смогут насладиться 16 днями спортивного праздника, во время которого их город будет в центре внимания всего мира. И наверняка многие из них облегченно вздохнут, когда вся эта многолетняя эпопея наконец-то закончится.
Честно говоря, сам прифигел - хочется поделиться...
Это рукотворное чудо - теперь входит в список ЮнескоРисовые террасы Хунхэ-Хани в Китае
На юго-востоке китайской провинции Юньнань, в Хунхэ-Ханиийском автономном округе лежит живописный район Юаньян, славящийся своей природной достопримечательностью – невероятно красивыми рисовыми террасами Хунхэ-Хани . Словно тысячи причудливых зеркал, многоуровневыми каскадами они спускаются с южных склонов гор Айлао вниз к берегам Красной реки (Хонгха).
Культурой выращивания риса в Поднебесной занимаются уже около 7 тысяч лет. В те далекие времена крестьянами было обнаружено, что на залитых водой полях злаки дают в десять раз больше урожая, чем на сухих. Влага не только уничтожает сорняки, но и насыщает азотом дно, таким образом удобряя растения. Фермерам, обитающим на заболоченных территориях, достаточно было в определенное время года высаживать зерна, а затем по мере его созревания собирать урожай, а вот жителям холмистой местности пришлось приспособиться к имеющимся условиям – они преобразили окружающий ландшафт, сделав его пригодным для сельскохозяйственных нужд. Так в результате исканий и экспериментов в Китае и нескольких других азиатских странах возникли рисовые террасы.
Этнические меньшинства Китая, в основном представители группы хани уже в течение 1300 лет выращивают рис на искусственно созданных террасах Хунхэ-Хани. Поколение за поколением вверх по крутым склонам холмов крестьяне вручную вырезали многоярусные ступенчатые образования. Этот процесс требовал ювелирной точности и колоссальных усилий, поскольку малейшая неосторожность могла привести к печальным последствиям – разрушению хрупких стенок бассейнов и ирригационной системы, а также к вымыванию столь ценного верхнего слоя плодородной красной почвы.
Самый привлекательный для осмотра участок рисовых террас лежит на высоте от 1000 до 2000 метров над уровнем моря. Искусственные поля выглядят так, словно расположение бассейнов было выбрано случайно, но на самом деле этот момент тщательно рассчитывался, поскольку водоемы в точности повторяют контуры холмов в зависимости от того, где люди могут их достичь. При этом сохраняется первозданный ландшафт, что придает местности еще большей картинности.
Проживающая на здешних территориях народность хани разработала сложную систему каналов, которая с ранней зимы до глубокой весны обеспечивает поступление родниковой воды к искусственным бассейнам с покрытых густыми лесами горных вершин. Так купающиеся в золотых лучах солнца китайские рисовые поля Хунхэ-Хани считаются полностью автономной, самоорошающейся системой, устроенной таким образом, чтобы верхний слой почвы, который так важен для риса, не вымывался водой.
Посадка риса происходит один раз в год, в апреле, когда почва уже полностью напитана родниковой водой. Пора сбора урожая длится с сентября по ноябрь, в зависимости от высоты, на которой лежит рисовая терраса. Затем бассейны отдыхают и через некоторое время снова наполняются водой, набираясь сил до следующего сезона.
В соответствии с циклом сельскохозяйственных работ, в течение года кардинальные изменения происходят и в пейзаже рисовых террас Хунхэ-Хани. В летний период склоны гор укрыты ярко-зелеными побегами, осенью пейзаж наполняется золотым сиянием рисовых стеблей. Однако самое лучшее время для посещения террас приходится на период с ноября по апрель, когда они предстают перед зрителем во всей своей красе. Залитые родниковыми водами многоярусные поля отражают в своей зеркальной глади сотни бликов солнечных лучей. В них можно увидеть мягкий рассвет, голубизну ясного дневного неба и огненную дымку заката.
В конце февраля-начале марта здешние территории украшены цветущими деревьями - розовым цветением персика и белым - груши. Все богатство красок в разное время года создает поистине завораживающую картину.
Вырезанные вручную на крутых склонах холмов рисовые террасы Хунхэ-Хани – истинное рукотворное чудо человеческой цивилизации. Систему рационального землепользования, которую используют китайцы на своих землях, можно назвать эффективным образцом уникальной экологической и эстетической гармонии между окружающим миром и людьми.
Несмотря на неповторимую красоту здешних ландшафтов и красочность местных этнических групп, массовый туризм еще не добрался до данного региона, в основном из-за своего отдаленного горного расположения, отсутствия аэропорта поблизости и плохих дорожных условий. Но именно благодаря этому местный пейзаж до сегодняшних дней сохранил свою аутентичность.
В некоторых местах подъема к террасам установлены будки, в которых необходимо приобрести билет для прохода к достопримечательности (100-180 юаней). Конечно, возможность пройти без внесения платы есть, но тогда не получится подняться на некоторые смотровые площадки. Рассмотреть рисовые террасы Хунхэ-Хани можно в одиночку или с местным гидом, Глорией, которая проведет по самым красивым местам, умело обходя кабинки билетеров.
Рисовые террасы Хунхэ-Хани в 2013 году стали 45-м объектом Всемирного природного и культурного наследия родом из Китая.
Добираться до главной достопримечательности провинции Юньнань лучше всего из округа Куньмин, откуда четыре раза в день курсирует автобус до близлежащих к рисовым террасам поселкам. Дорога займет примерно 6-8 часов.
Московский снегопад 3 декабря. (все совпадения с реальностью случайны, и вообще у нас в Москве сегодня солнечная погода и без осадков, честно-честно)
Посмотрел на календарь, посмотрел в окно. Снова посмотрел на календарь. Число не поменялось. Выглянул в окно. Картина снежного ада тоже не поменялась. Но ехать надо. Вышел к машине.
По памяти отсчитал пятый сугроб справа. Раскопал руками дверь и достал из салона лопату. Посмотрел на гору снега позади машины и мысленно поблагодарил самого себя, что поленился закинуть лопату в багажник, а оставил в салоне вместе с щёткой.
Откопал переднюю часть машины.
Откопал заднюю часть машины и повернулся к водительской двери.
Снова откопал переднюю часть машины, которую засыпало так же, как было до начала работ за время, пока я откапывал заднюю.
Посмотрел на заднюю часть машины и подумал, достаточно ли двигатель мощный, чтобы вырваться без ещё одной уборки снега.
Подумал, так ли мне туда надо, куда я хотел ехать. А куда я хотел? Не помню.
Завёл двигатель, чтобы он прогрелся, пока я откапываю заднюю часть машины. Гора снега сбоку от машины угрожающе покачивается на ветру.
Гора оказалась дворником, который 2 минуты назад отвлёкся прочитать что-то в телефоне. Выполняю сторонний квест по спасению дворника. Награда - лопата побольше во временное пользование.
С большой лопатой дело идёт лучше: машина откапывается даже чуть быстрее, чем закапывается. Интересное наблюдение: копаю я у задней части, а снег разлетается и у передней тоже.
Разлетающийся снег оказался соседом, который неправильно посчитал сугробы вечером и теперь пытается найти свою машину.
Ищем с соседом его машину его машину, пересчитывая сугробы.
Ищем с соседом мою машину. Дело, с одной стороны, осложняется тем, что появились новые сугробы от попыток откопать авто. С другой стороны, поискам помогают крики дворника, которого опять занесло снегом, пока он ждал свою лопату.
Нашли дворника. За время сидения под снегом у него появилась новая лопата.
Оказалось, что мы нашли соседского дворника. Он заблудился в метели и пробрался в наш двор.
У снегоуборщика нет цели, только путь. Да и тот опять замело.
Втроём нашли нашего дворника. Он постоянно спрашивал, было ли тут хуже зимой 2005-го. Заверили, что было. Сами, правда, в этом не уверены, но заверили.
Вчетвером принялись откапывать машины. Откопали машину соседа. Почему-то он недоволен.
Выяснилась причина недовольства: поскольку назад снег бросать уже небезопасно, а с боков угрожающе нависают сугробы и хозяева машин, похороненных под ними, все вчетвером пришли к мысли, что снег надо бросать перед машиной. Сейчас перед автомобилем белая стена выше него, и сосед говорит, что к такому бездорожью он свой "Патруль" не готовил.
Всем двором принялись откапывать дорогу, чтобы можно было выехать. Откопали. Вернулись к машинам.
Откапывать машины теперь будем все вместе и все одновременно, потому что снегом их замело в один ровный сугроб. Определить, где чья, не представляется возможным.
Кто-то из соседей позвонил ожидающим и сказал, что у него дома холодильник рожает, и приехать он не может, после чего уронил телефон в снег и радостный убежал домой с криком "Свобода!" Во взглядах провожающих читается вселенская тоска и зависть.
В процессе работы услышали отдалённые крики. Как оказалось, в помощь дворникам прислали трактор для уборки двора. Помимо повторного откапывания дороги стали откапывать и трактор.
Соседский дворник прислушался к завываниям. Оказалось, что это соседний двор взывает о помощи. Перекрестив и помолившись, дали ему выпить ритуальный стакан антифриза и, повязав голову повязкой "Не сбейте, я свой!" отправили восвояси.
Лопату не отдали.
В метре от трактора нашли водителя. Он решил, что сможет дойти до помощи без снегоступов. Наивный.
Отогрели водителя с помощью трудовой терапии: вручили лопату и велели самому откапывать свою технику.
Водитель согрелся за работой, а потом попытался сбежать на тракторе. Точно наивный, ключи-то мы у себя оставили.
Разгребли завалы и нашли ещё 3 лопаты. Точно! У нас же было четверо дворников прикреплено, а нашли только одного!
Откопали ещё троих дворников, в том числе старшего. Теперь уборка двора идёт даже весело. А снег от обилия мата тает ещё на подлёте.
Наконец-то раскопали машины и дорогу. Посмотрели на стену снега за воротами. Переглянулись и пошли пить домой.
Утро. Перевернул календарь, и снова 3 декабря.
https://vk.com/feed?w=wall271061_50162