Стоимость литра бензина в нашей стране, по мнению большинства автолюбителей, неоправданно высока. Однако, несмотря на это, владельцы автомашин, заправляя своих «железных коней», покорно выкладывают немаленькие суммы на заправках ради удовольствия (а для кого-то - и необходимости) ездить на автомобиле.
Но высокие цены на топливо и громкое имя АЗС отнюдь не всегда означают стопроцентную гарантию качества бензина, которое мы заливаем в баки своих автомобилей. Зачастую после заправки двигатель начинает барахлить, а то и вовсе выходит из строя. И незадачливый автолюбитель, за свои же деньги купивший некачественный бензин, расстается еще и с определенной суммой денег, которые необходимы на ремонт. Хорошо, если удастся обойтись «малой кровью» - заменой топливного фильтра двигателя. Но может ведь и не повезти. Заливка в бензобак контрафактного бензина влечет за собой такие проблемы, как ускоренный износ двигателя, поломка бензонасоса, проблемы со свечами, форсунками и работой топливной системы и многие другие. А, как известно, в наших автосервисах ремонт двигателя - удовольствие не из дешевых. В общем, получается, что в выигрыше все - и недобросовестные продавцы или поставщики бензина, и автосервисы - кроме владельца автомобиля, неудачно выбравшего заправку.
Способов мошенничества с качеством бензина на заправках не так уж и много, и все они хорошо известны. Основные и самые распространенные из них:
- Продажа разбавленного бензина. Порой бензин может быть смешан даже с обычной водой.
- Продажа под видом высокооктанового топлива бензина с более низким октановым числом. Мошенники могут просто продавать, например, «80-ый» бензин по цене АИ-92, а могут подделать его с помощью различных присадок. То есть бензин станет как бы действительно 92-ым, однако, естественно, качество его не будет соответствовать требованиям к этой марке бензина.
Такие махинации с бензином являются не только нарушением Закона о защите прав потребителей (а бензин - такой же товар, как и все другие, поэтому отношения продавца и покупателя топлива регулируются именно этим законом), но и тяжким административным правонарушением, за которое предусмотрено строгое наказание в виде гигантских штрафов и общественной огласки (занесение АЗС в так называемые «черные списки», которые размещаются, например, в Интернете или печатных СМИ). Но этот факт нисколько не мешает недобросовестным продавцам наживаться таким образом на покупателях-автолюбителях. Слабо помогают в борьбе с контрафактным бензином и различные проверки и большие штрафы, размер которых может достигать нескольких сотен тысяч рублей.
Самое интересное, что принцип «осведомлен, значит, вооружен», не всегда действует в случаях «бензинового мошенничества». И иногда никакие меры предосторожности не помогут автолюбителю при заправке. Распознать, что Вы покупаете подделку, в случае с бензином практически нереально. К сожалению, понять, что бензин некачественный, можно лишь в процессе езды.
Гарантировать полную безопасность бензина для двигателя автомобиля нельзя, однако можно постараться свести к минимуму риск нарваться на недобросовестных продавцов бензина.
По сути, единственный способ свести к минимуму вероятность залить на заправке в бак некачественный бензин - найти («методом тыка» или по рекомендации знакомых) несколько надежных АЗС и постоянно заправляться на них. Но это возможно далеко не всегда. Например, в незнакомом районе города или при междугородних поездках заправиться на проверенной АЗС не получится. Поэтому всегда при заправке автомобиля следует подстраховаться:
1) При покупке бензина следует всегда брать у кассира (и сохранять хотя бы до следующей заправки) чек.
2) Проверять информацию о топливе. Копия документа об анализе моторного топлива (каждой партии) должна висеть в общедоступном месте на АЗС, например, на информационном щите у кассы.
3) Не покупать бензин на мелких АЗС, работающих под незнакомым Вам брендом, особенно если цены на топливо на них радикально отличаются в меньшую сторону от средней цены на бензин. Привлеченный демпинговыми ценами, сэкономив несколько рублей, Вы можете приобрести большие неприятности.
Если после заправки «поведение» автомобиля изменилось (например, он заглох, или с трудом заводится, либо «дергается» при езде и т.д.), то есть все основания полагать, что произошло это из-за некачественного топлива. В этом случае лучше стразу отвезти машину в автосервис. Как правило, профессиональный автомеханик сразу определит причину неполадок. И если причина эта действительно в качестве бензина, то нужно принять меры к ее устранению.
Возместить нанесенный Вам ущерб можно, но делать это придется, скорее всего, через суд (иногда бывает, что владелец заправки возмещает ущерб в добровольном порядке, но это скорее исключение из правил). Самое главное - доказать в суде, что бензин был приобретен на конкретной заправке. Для этого, как уже говорилось выше, необходимо будет представить кассовый чек, подтверждающий факт покупки. Также следует провести независимую экспертизу, которая подтвердит, что топливо действительно не соответствует стандартам и ГОСТам. И хорошо бы запастись документами из автосервиса, особенно отражающих все ваши траты на ремонт двигателя «пострадавшей» машины, и свидетелями, которые смогут подтвердить, что проблемы с двигателем возникли после заправки.
Если суд признает вину АЗС, то Вам будут возмещены и стоимость ремонта двигателя, и стоимость экспертизы, а также другие документально подтвержденные расходы и издержки, которые связаны с проблемами, вызванными некачественным бензином.
Если выясняется, что АЗС действительно торговала некачественным бензином, можно написать жалобу в Роспотребнадзор. По таким сигналам граждан специалисты этого государственного органа, занимающегося контролем за соблюдением прав потребителей и обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия, проводят проверки.
Проблема некачественного топлива начинается непосредственно с нефтеперерабатывающих заводов, которые, стремясь снизить свои издержки на производство, продают не нефтепродукты, а просто нефть. Однако, формально обвинять нефтезаводы в существовании мошенников, которые проворачивают свои махинации с купленным, предположительно качественным, топливом, нельзя. Владельцы АЗС «бадяжат» бензин, как говорят в народе, то есть нарушают закон, и просто платят штрафы в случае обнаружения нарушений. Привлечь их к уголовной ответственности либо закрыть заправку, на которой продают суррогатное топливо, практически нереально (нет для этого правовой базы). Поэтому и складывается сейчас такая ситуация, что, несмотря на проводимые периодически проверки АЗС и штрафы за выявляющиеся нарушения, проблема качества бензина на самом деле пока остается заботой только самих автовладельцев.
Сергей ВАСИЛЕНКОВ
№ 32 (566) • 23 - 29 августа 2010 г.
x