« Единая Россия » теряет конституционное большинство в парламенте, но сохранила абсолютное — таковы предварительные результаты выборов. Согласно этим данным, партия власти набирает около 50%, на втором месте КПРФ, у которой порядка 20%, почти вровень идут «Справедливая Россия» и ЛДПР. Ни одна из правых партий в думу не проходит. Явка — около 60%.
Данные, судя по всему, радикально уже не изменятся. Это означает, что результат «Единой России» оказался заметно хуже, чем в 2007 г., когда она имела 64,3%. Тем не менее Владимир Путин назвал итоги выборов «оптимальными», а председатель Высшего совета партии Борис Грызлов не сомневается: «Единая Россия» победила и остается правящей партией.
Действительно, пока для единороссов мало что меняется: с учетом перераспределения голосов, поданных за не прошедшие в парламент партии, она может рассчитывать примерно на 235 мандатов из 450. Если учесть, что основная часть законов принимается простым большинством, то понятно: комфортному положению ЕР в парламенте нового созыва ничто не грозит. А если вдруг понадобится вносить поправки в Конституцию или принять конституционный закон, это можно сделать при поддержке ЛДПР и «Справедливой России», которые были и остаются надежными партнерами Кремля.
На фоне продолжающегося кризиса и падения социального оптимизма снижение поддержки правящей партии было прогнозируемо. В том числе и руководством самой ЕР — не случайно в последние недели кампании поставленная перед партийцами планка была снижена: вместо нереалистичных 65% на местах стали требовать обеспечить «Единой России» хотя бы 55%.
Парадоксально другое: падение результата партии власти происходило на фоне неослабевающего административного пресса. Власти продемонстрировали традиционный набор приемов: руководство страны практически открыто агитировало за ЕР (этого не заметил только Центризбирком), политической цензуре подверглась даже агитация партий (призывы к разжиганию социальной розни в безобидных роликах оппозиционных партий Центризбирком, напротив, оперативно заметил), «железные» аргументы чиновников (будут голоса — будут деньги). Наконец, прямая фальсификация результатов голосования — сообщениями о подобных фактах забит Рунет. Наблюдателей либо не пускали на участки, либо выгоняли оттуда, стоило им заметить что-то подозрительное.
Причем на этот раз власти не просто игнорировали наблюдателей, фиксирующих нарушения в ходе кампании — они перешли в открытую атаку. Сперва председатель ЦИК Владимир Чуров пожаловался в Генпрокуратуру на миссию наблюдения ПАСЕ, представители которой критически отозвались о ходе кампании. Затем атаке подверглись уже российские наблюдатели: депутаты Госдумы и Чуров потребовали проверить деятельность ассоциации «Голос», организующей общественное наблюдение на выборах. Второго декабря мировой судья Мещанского межрайонного суда Светлана Калантыр признала «Голос» виновным в связи с публикацией результатов «исследований», связанных с выборами, и «статистических сведений» о жалобах граждан в период, когда законом запрещено публиковать итоги опросов общественного мнения. Была задержана исполнительный директор «Голоса» Лилия Шибанова, у которой изъяли ноутбук.
Перед самыми выборами DDoS-атакам подверглись интернет-ресурсы «Голоса», а также независимых СМИ: были обрушены сайты радиостанции «Эхо Москвы», газеты «КоммерсантЪ», перестали работать Public Post, Slon.ru, сайт журнала «Большой город», с перебоями работал «Живой Журнал». Похоже, предупреждая самоорганизацию электората в Сети, власть нанесла превентивный удар. Только не очень понятно, на кого он был рассчитан: судя по результатам интернет-опросов, постоянные обитатели Интернета давно определились с симпатиями, и они не в пользу «Единой России». Скорее, приходится говорить об «учениях»: разгонять оппозицию на площадях при помощи ОМОНа научились, на очереди — виртуальное пространство.
Остается только догадываться, почему при столь мощном административном ресурсе «Единая Россия» допустила падение электоральных показателей. Если судить по выборам Валентины Матвиенко в Совет Федерации, при грамотной организации процесса практически любой результат достижим далеко не только в регионах с управляемой демократией. Но, предупреждают е эксперты, слишком высокий результат ЕР" может привести к стратегическому поражению партии: победа с 70% голосов, скорее всего, будет воспринята как доказательство нечестности выборов.
Кроме того, в партии власти, похоже, прекрасно понимают: «тучные годы» позади, в скором времени придется принимать непопулярные решения, прямо противоположные ожиданиям избирателей. А это значит, что брать на себя ответственность за принятые решения противопоказано, ее следует как минимум разделить. Совсем уж декоративная оппозиция на роль «соответчика» не годится. А вот такая, что поделила почти половину мест в Госдуме, будет выглядеть вполне достоверно.
x