Решил посвятить пару минут одной из проблем с ОСАГО.
Речь пойдет о КБМ.Кбм (коэффициент бонус-малус) - это "скидка" за безубыточное страхование по ОСАГО в течение года.
Данный коэфициент разбит на 14 классов (лет) и принимает значение от 2,45 до 0,5.
Когда водитель заключает договор автострахования ОСАГО впервые, ему присваивается 3 класс (Кбм= 1). Затем за каждый безаварийный год ему предоставляется 5%-ная скидка, а его класс увеличивается. Если же по его вине происходят аварии, «классность» понижается, а Кбм, соответственно, увеличивается.
В теории, с 1 января 2013 года невозможно выписать полис ОСАГО без запроса Кбм по базе АИС РСА (Российского союза автостраховщиков).
А на практике оказалось есть с этим проблемы.Проблема № 1Когда заключаешь договор ОСАГО тебе называют сумму, которую ты должен заплатить и ты не всегда в уме можешь произвести расчеты правильности этой суммы.
А страховые компании частенько озвучивают стоимость полиса, рассчитанную не по твоему реальному КБМ, а по пониженному т.к. им это выгодно (риски те же, а прибыль больше).
Даже если ты посчитал заранее дома свою страховую премию, то в страховой тебе могут назвать сумму больше т.к. КБМ у тебя на самом деле ниже, чем ты думал и при этом данные о твоем КБМ, вроде как, проверены по базе РСА. Тут у тебя выхода два: либо развернуться и уйти без полиса ОСАГО, но в других страховых будет то же самое, либо согласиться с более дорогой страховкой, чем ты ожидал. (как правило, выбирают второй вариант т.к. без полиса ОСАГО никому оставаться не хочется).
Причем вторая ситуация возникает довольно часто, и возникает она из за Проблемы №2
Проблема № 2Дело в том, что данные о твоем КБМ отправляют в базу РСА сами страховые. И за ними де факто никто не следит.
В результате страховая компания может по ошибке или специально (им это выгодно) послать данные о твоем новом КБМ, который ниже предыдущего, порой даже существенно ниже.
А если вы пришли заключать договор ОСАГО в другую страховую компанию, то она вообще открестится от решения проблем с твоим неверным, по твоему мнению, КБМ и пошлет решать эти вопросы в ту страховую, которая и уменьшила тебе КМБ.
Раньше я знал это в теории, но никогда не заморачивался с практикой до недавнего времени...
В лично моем случае проблема с КБМ оказалась, можно сказать, глобальной:
В прошлом году я страховался в Уралсибе. У меня был КБМ 9 класса, но посчитали мне и заключили договор как на 7 класс. Через пол года я вписал Марину в полис без доплаты, у нее был КБМ 6 класса, но прописка не челябинская. Так же у меня был вписан отец с КМБ 8 класса.
Так же в прошлом году покупал полис отец и вписывал меня на свое авто. Так ему посчитали стоимость полиса высокую т.к. типа у меня КБМ 6 класса - он закрыл на это глаза т.к. подумал, что у меня значит были аварии.
Прошел год. За год ни у кого из нас троих не было ДТП.
Я заключаю договор ОСАГО в Югории и мне считают полис , как будто у меня КБМ 7 класс, у Марины тоже 7 класс, а у отца 3 класс т.к. его вообще в базе нет.
И тут я решил разобраться после чего и узнал всю эту историю с классами КБМ описанную выше.
Результат:1) У меня был 9 класс КБМ, а с этого года должен был стать 10 класс.
Вместо этого в прошлом году мне посчитали 7 класс и на этот год так же оставили 7 класс - вообще бред т.к. такого впринципе не может получиться при любых обстоятельствах.
2) У Марины был 6 класс, с этого года стал 7 класс при заключении договора ОСАГО, а на сегодняшний день ее в базе вообще нет и, соответственно, 3 класс.
3) У отца был 8 класс, у меня 9 класс, но заплатил он как за 6 класс, а на сегодняшний день его тоже нет в базе и, соответственно, 3 класс.
Переплата за ОСАГО на лицо, но не стоит забывать, что такое понижение классов КБМ - это не разовый расход, а придется переплачивать ежегодно т.к. КБМ в базе всегда будет отставать от реального КБМ. Выход только один - надо проверить свой КБМ по базе РСА (через инет это можно сделать на любую дату), определить дату, в которую КБМ безосновательно уменьшился и обращаться в ту страховую, с которой на эту дату был заключен договор ОСАГО.
Я уже связался с Уралсибом по телефону, при мне по базе проверили и сказали что не знают почему так получилось и обещали перезвонить неделю назад... по приезду в Челябинск буду писать письменные запросы.