«В „Спартаке“ утеряна преемственность поколений, — сказал Бояринцев. — Раньше в команде были имена — футболисты, с успехом защищающие цвета клуба не один сезон. Когда я пришел в „Спартак“, там играли Егор Титов, Дмитрий Аленичев, Максим Калиниченко, Дмитрий Парфенов, Юрий Ковтун. Глядя на них, я не мог остановиться и не добежать. Когда в команде есть костяк из местных игроков, легионеры не могут позволить себе расслабиться. А на кого им смотреть и равняться сейчас? На молодых ребят?».
.
Все так и было, конечно, но с того времени, когда Денис защищал цвета «Спартака», минула целая эпоха. Не просто отыграло и ушло поколение, как уходили до него сотни других поколений, — вместе с ним ушла прежняя система ценностей и окончательно укоренилась новая. На уровне премьер-лиги — совершенно точно. Основой ее является циничный, голый, холодный материализм, и это нужно ясно понимать. Легионеру и раньше-то было, по большому счету, наплевать на все эти цацки вроде эмблемы, герба и флага, а теперь, в век бешеных трансферов, и подавно. Приехавший в нашу премьер-лигу легионер — в полном, абсолютном праве. У легионера есть контракт, этот контракт всесторонне защищен, таких сумасшедших денег, как в России, ему не заплатят больше нигде и никогда (за редкими исключениями). За контракт и бонусы он, возможно, будет пахать и убиваться, за честь клуба — никогда. Психология легионера базируется на этом железобетонном фундаменте. Контракт — вот его религия, философия и мировоззрение в одной удобной упаковке. А смотреть на кого-то и тем более равняться — да человеку такие мысли и в голову не зайдут. Представьте себе ситуацию, при которой на кого-то равняется Эменике, например. Или Диарра. Или Халк. Это крайние примеры, конечно, но они отражают суть вопроса.
В принципе, все вышесказанное имеет прямое отношение и к футболистам с российскими паспортами: времена, когда молодому за счастье было потаскать ветеранский чемоданчик, канули в Лету безвозвратно. Да и такие люди, как Сергей Горлукович, фактически вымерли — все эти «дядьки-наставники», которые держали команду в кулаке и всегда первыми подставляли грудь под вражеские пули…
Поднятая Денисом Бояринцевым проблема, скорее всего, добавила специфики и без того каторжной тренерской работе. Именно тренер должен в совершенстве владеть рычагами управления, хотя понятие «рычаг» в этом контексте тоже давно устарело: современные команды управляются джойстиками. Сразу после чемпионата Европы в германском Аугсбурге прошел Международный тренерский конгресс, в котором приняли участие почти 900 специалистов со всего мира, в том числе и делегат от России Сергей Кирьяков. Мы тут недавно пили с Кирьяковым кофе, общаясь на разные интересные темы, и он рассказал, что один из докладчиков, технический директор УЕФА Энди Роксбург, на этой проблеме останавливался специально. «Каждый топ-тренер имеет свое лицо, свое понимание, философию и видение игры, — говорил Роксбург. — Но объединяет их одно: по старым методикам, подразумевающим палочную дисциплину, не работает сегодня никто. Футболисты стали независимыми, свободными, в том числе и финансово, их самооценка резко возросла. Даже такие признанные диктаторы, как Феликс Магат и Луи ван Гал, вынуждены этот тренд учитывать».
В общем, теперь футболисты, перефразируя слова замечательной песни, преданы единственной команде: контракту, без которого не жить. Все остальное пыль и шелуха. И это по нынешним временам нормально. К сожалению или к счастью — пусть каждый решает для себя сам.
http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Futbol/Russ...ef=_32_x