"Эмери понимает – все ждут только чемпионства"
— Ещё недавно вы были тренером и гендиректором. Сейчас – только гендиректор. Это намного проще?
– Я бы так не сказал. Времени всё равно нет. Все эти переговоры, перелёты отнимают уйму часов. Раньше я занимался только отдельными трансферами, сейчас – всеми.
— Вместе с тем говорят, что тренерская работа – как наркотик. Вам её не хватает?
— Пока не могу сказать, что мне чего-то не хватает. Может быть, потому что у меня достаточно своей работы. Мне даже подумать об этом некогда.
— Чего больше дали эти три года – плюсов или минусов? Под минусами я прежде всего подразумеваю дополнительный стресс и появившиеся морщины.
— Конечно, плюсов. Я получил опыт, рост в профессии. И, кто бы что ни говорил, два попадания в Лигу чемпионов за три года (один раз напрямую) – не самый плохой результат.
– Сейчас, немного отдохнув, какой вывод сделаете: совмещение – это плохо или хорошо?
– Прежде всего это сложно. Но я не думаю, что команде чего-то не хватило из-за того, что я занимался в основном тренерской деятельностью. А в том, что клубу временами недоставало гендиректора из-за катастрофической нехватки времени, которая была у меня, я с вами, возможно, соглашусь.
– Вы ещё когда-нибудь будете тренировать?
– Буду, конечно. Когда-то буду.
– Что заставит вас вернуться к этой работе?
– В первую очередь желание.
– Сейчас его нет?
– Прямо сейчас? Нет.
— За два месяца в "Спартаке" Унаи Эмери понял, в какой клуб он попал?
– Понял. И куда попал, и чего от него тут хотят, и какое внимание приковано в стране к "Спартаку". Ещё когда Эмери принимал наше приглашение, он чётко осознавал, что тут от него будут ждать чемпионства – и больше ничего. Впрочем, это естественно, ведь в прошлом сезоне "Спартак" занял второе место. Что в этом случае может быть шагом наверх? Только золото! Это понимал бы любой тренер на месте Эмери. Так было бы в любой команде. А тем более в "Спартаке".
– Лаудруп не был слишком требователен к игрокам. Это и стало одной из причин его отставки. Уже объяснили Эмери, что наши футболисты особая публика?
– Я поделился с Унаи всем опытом, который у меня был, всеми знаниями, которые я наработал за время, проведённое в "Спартаке". Но одно дело говорить, а другое – применять на практике.
– Как часто собираетесь появляться в этом году в Тарасовке?
– За то время, что Эмери руководит командой, я был там всего два раза. В ходе сезона буду наведываться в Тарасовку по мере необходимости. Смысл ездить туда просто так?
– Сделав консультантом "Спартака" Олега Романцева, вы, как показалось, вдохнули в него новые футбольные силы. Вам не жаль, что теперь он снова будет далеко от команды?
– В какой-то степени жаль. Но я думаю, что Олег Иванович всё равно будет рядом и, если что, всегда поможет.
"Стать чемпионом как тренер? Всё будет"
– В чём сейчас заключаются ваши функции помимо трансферной деятельности?
– Общая задача – чтобы клуб функционировал, работал и развивался. Но на данный момент трансферная работа съедает 80 процентов моего времени. Я сейчас больше нахожусь за границей, чем в Москве.
– После тренерской работы вам это интересно?
– Да, почему нет?
– Потому что многие футбольные люди хотят в первую очередь быть именно тренерами.
– Это абсолютно не так. Есть те, кому нравится тренировать, а есть другие, которым нравится менеджерская работа.
– Что думаете по поводу нового тренера сборной России – Фабио Капелло? Он ведь работал в Испании в тот момент, когда вы там играли.
– Капелло – это топ-тренер, который даёт результат. В мире не так много таких наставников. Навскидку я ещё могу назвать Моуринью. Капелло обычно достигает поставленной цели там, куда приходит работать. Это один из самых великих тренеров.
– В общем, это для нас однозначный плюс, безо всяких оговорок?
– С точки зрения поставленной цели – попадания в финальную стадию чемпионата мира 2014 года – однозначно да.
– Вы огорчились тому, что вашей фамилии не было в пресловутом "списке тринадцати"? Или порадовались, учитывая несколько клоунский характер этого списка?
— Вы хорошо сформулировали вопрос. И в нём сами можете найти мой ответ (смеётся).
– У вас в сознании есть пунктик: мол, был чемпионом страны как игрок, но не стал им пока как тренер?
– Вы употребили правильное слово – "пока". Всё ещё может быть. Не скажу, что это именно пунктик, как вы сформулировали, или навязчивая идея. Скажу так: всё будет.
"Согласен с Гинером – на нас смотрят в последний момент"
– В отношении "Спартака" сейчас ходит много слухов. Сколько процентов хотя бы относительно близки к истине?
– Процентов пять, не больше.
– Это говорит о том, что в "Спартаке" очень здорово хранят секреты?
– Нет. Это говорит о том, что любого игрока, которого хотят куда-то продать, сразу же отправляют в "Спартак". Это не наши игры. Это, скорее, интересы других клубов или агентов, но никак не "Спартака".
– Как продвигается процесс с новичками?
– Работа идёт. Когда начинаешь заниматься трансфером, никогда нельзя сказать, в какой момент всё будет закончено.
Если бы всё зависело только от нас, я бы с удовольствием сказал, что в конце этой недели мы подпишем одного новичка, а в начале следующей – пару других. Но есть другие клубы, с которыми надо договориться. И есть футболисты, которым требуется время, чтобы согласовать все условия, принять решение. Не всё так просто.
— Итальянец Давиде Астори думал-думал, но так и не надумал переходить в "Спартак". Его отказ – серьёзное разочарование для вас?
– В определённом смысле да. Прежде всего из-за того количества времени и сил, которые были потрачены на работу над этим переходом.
– Почему в последний момент Астори всё же отказался переходить в "Спартак"? Что его остановило?
– Я думаю, он просто испугался. В последний момент.
– Может, жена отговорила от перехода? Или агент свою роль сыграл?
– Думаю, агенты тут ни при чём. Ключевая фигура – сам игрок. Хотя я вполне допускаю здесь наличие неких подводных течений.
— Что самое сложное в ведении переговоров?
— Главное, что не устраивает иностранных футболистов, уровень и значимость российского чемпионата. Что-то кардинально поменять или пообещать игрокам мы не можем. Ни я, ни кто-то другой.
– Президент ЦСКА Евгений Гинер, с которым я общался в среду, сказал, что сейчас игроки в первую очередь ждут предложений от английских, итальянских, испанских клубов. И лишь потом, если кто-то не получит того, чего ждал, они подумают о России. Гинер прав?
– На сто процентов. Уверен, что в конце августа в российские клубы будут сыпаться звонки отовсюду. Другое дело, что нам футболисты нужны уже сейчас, ведь уже в эти выходные стартует чемпионат России. Но большинство зарубежных игроков действительно рассматривают Россию как последний вариант. Здесь стоит вести речь даже не о деньгах, а об уровне чемпионата.
Любой футболист, если ему при прочих равных предложат на выбор Испанию или Россию, Италию или Россию, Францию или Россию, выберет не нашу страну. Хотя некоторые всё равно убивают людей деньгами.
"У Рохо вскружилась голова из-за денег"
– Как должна завершиться эта трансферная кампания, чтобы вы сочли её удачной?
– Нам нужны ещё два-три футболиста. Если подпишем тех людей, которых хотим, я сочту эту трансферную кампанию удачной.
– Ключевая позиция – центрального защитника?
– Это одна из позиций, которые надо укреплять.
— Вчера "Спартак" официально расстался с Рохо. Почему у этого футболиста – между прочим, игрока сборной Аргентины – не сложилось в Москве?
– Здесь есть целый комплекс причин. Во-первых, Рохо приехал сюда молодым.
– Это уже приговор?
– Очень немногие молодые аргентинцы и бразильцы, приезжая в Россию, могут быстро здесь адаптироваться и всё правильно для себя понять. У Рохо голова, если честно, немного вскружилась.
– Из-за чего?
– Из-за денег. Хотя это не единственная причина. Травмы тоже сыграли свою роль.
– В общем, "Спартак", продав Рохо в "Спортинг", совершил однозначно выигрышную сделку для себя?
– На сегодняшний день – да. Другое дело, что у Рохо есть потенциал, и это очевидно. И я вполне допускаю, что, попав в "Спортинг", он вполне может там заиграть. Думаю, кстати, что так и произойдёт.
– Второй раз подряд травму крестообразных связок получил Сергей Паршивлюк. "Спартак" начал в связи с этим срочные поиски правого защитника?
– Нет. У нас есть люди, которые могут сыграть на этом месте. Например, Кирилл Комбаров. И Женя Макеев, если что, может здесь выйти. В общем, мы абсолютно спокойны за позицию правого защитника.
– Прошёл слух, что "Динамо" хочет вернуть Кирилла Комбарова.
– Серьёзно? Я даже не знаю, как это комментировать. У меня только улыбка в ответ на это.
– С учётом того, что "Спартаку" предстоит старт в Лиге чемпионов, на сколько процентов укомплектована команда?
– Думаю, что примерно на 90. У нас остался весь прошлогодний состав, за исключением Рохо и Серхио Родригеса. Как вы сами знаете, на Родри как на основного центрального защитника никто и никогда не рассчитывал. Столько критики, сколько было в его адрес, не получал, по-моему, ни один футболист. А Рохо за это время провёл за "Спартак" только 17 матчей. Вряд ли кто-то считал его основным игроком. Вместе с тем все основные футболисты, которые играли в прошлом году, вся ударная сила, благодаря которой мы заняли второе место в прошлом чемпионате, по-прежнему в команде. Плюс есть один новичок – Ромуло. На всякий случай, игрок сборной Бразилии.
– Из-за участия которой в Олимпиаде он пропустит старт чемпионата России.
– Увы. В первых трёх матчах Ромуло не сыграет точно. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы Ромуло был в команде уже сейчас, но здесь мы поделать ничего не можем.
– Переход на систему "осень-весна" чем-то помогает в ведении переговоров? Лоббисты этого перехода уверяли, что поможет.
– Пока я каких-то существенных плюсов в этом плане не заметил. Другое дело, что окно у нас открыто до начала сентября. И зимой оно будет длинней, чем в Европе. Так что в конце августа, как я уже говорил, посыплются звонки с предложениями по игрокам.
– В общем, сейчас, по сравнению с августом, у вас даже в чём-то щадящий режим?
– Я бы так не сказал. Комплектовать команду надо именно сейчас. А проблемы с этим возникают. Ничего, будем решать, договариваться.
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/smonline/346233.htmlx