Спутникцитата: |
Верно ли я понимаю, что мы с Вами согласны в том, что объекты и явления могут объективно существовать независимо от нашего личного знания о них? |
Несомненно
.
цитата: |
Верно ли я понимаю, что наше знание о существовании предмета становится истинным на основании лишь личного опыта знакомства с объектом и явлением? |
Нет, это не так. Я нисколько не сомневаюсь в наличии атомов, хотя лично их не видел.
Личный опыт, конечно, хорош, но он не дает полной горанитии объективности существования объекта. Человека можно, грубо говоря, загипнотизировать или просто ввести в заблуждение. Кроме того, один человек не в состоянии произвести необходимые проверки в любом числе мест и в любое время.
Но используя объединенные силы общества, можно повысить достоверность результатов проверок: как количественно, так и усточивость результата во времени.
Если уж мы начали разговаривать о вещах, достоверность существования которых лично труднопроверяема, предлагаю воспользоваться таким разделом математики, как теория вероятности. Он поможет гораздо яснее выразить наши мысли.
Таким образом, я могу оценить достоверность существования атомов в 99,9999999% - на основании суммы знаний общества и суммы моих знаний об обществе. Зная, что следсвия атомарной теории подтверждаются в любоом месте и в любое время. Выполнены миллионы проверок в разных местах, разными людьми и в разное время, и все дали положительный результат. Но не 100% - помня и про ошибочные теории, массово признаваемые в прошлом.
Я могу оценить достоверность существования Бога... ну... в 0.000000001% - на основании того, что общество не знает Фактов (достоверных(!), надежно(!) проверяемых(!) фактов), требующих привелечения теории Бога для их объяснения. Не ноль - потому что такие факты могут появится в будущем. Но я бы даже сказал, наоборот: чем больше развивается наука, тем меньше остается места для Бога. Дикари не могли объяснить молнию иначе, чем через Бога.
Будь я дикарем, я бы сильно повысил вероятность наличия бога
.
Но чем дальше идет человечество, тем меньше в нем места для Бога
.