К счастью, имя архитектора не вызывает сомнений - Вильгельм Иванович Ван-дер-Гюхт. Голландец по происхождению, он оставил Петербургу не одно свое творение. Один из тех, кто создавал традиции "модерна" в русской архитектуре. Но - в отличие от Дома Лидваля на Каменоостровском - это образец не "северного модерна", для которого характерно использование изображений флоры и фауны наших широт, а "сецессия" - так называемый польский модерн. Хотя, по сути своей, принятые в разных странах названия этого стиля (в Австрии это "сецессион", в Германии – "югендстиль", в Италии – "либерти", в Польше – "сецессия", а во Франции, Бельгии, Голландии, Англии и США – "ар-нуво") обозначают примерно одно и то же, некоторые отличия все же имеются. Впрочем, в этих тонкостях разберутся, пожалуй, только искусствоведы
.
Но вот акцент на женское начало определенно указывает на западноевропейский стиль. Хотя "модерн" и не предполагает точное копирование персонажей или сюжетов - наоборот, оставляет простор для творческой мысли - символическое изображение материнства в скульптурной группе над главным входом наводит на аналогию с Девой Марией.
В то же время, в этом есть что-то языческое - словно дань некой богине-хранительнице очага.
Но при явно выраженных чертах новаторского для той эпохи стиля, в оформлении здания присутствуют и черты "барокко" - никакой ассиметрии, свойственной "модерну" (что было ярко выражено в знаменитом Доме Лидваля), горизонтальная ритмичность, повторяющиеся элементы декора, правда, более естественные, без особой пышности и вычурности.
Впрочем, "модерн" - в пику господствовавшей до него "эклектике" - стремился к максимальной гармонии пропорций, оптимальному сочетанию материалов, "золотой середине" между функциональностью и внешней эстетикой, оттого архитекторы и заимствовали лучшее, на их взгляд, из прошлого... Но при том, что чугун очень сочно смотрится на красно-кирпичном фоне, вероятно, здание все же перекрашивалось: "модерн" начала века тяготел к пастельным тонам - серо-голубому, оливковому, палевому, бледно-розовому, светло-бирюзовому..
А представьте себе, как бы смотрелся этот дом с выкрашенным в, например, бледно-салатовый цвет фасадом, выбеленными барельефами... Торт со взбитыми сливками, не меньше
. Хотя, нет... персиковый, или карамельный... и никакого гипса - лучше так, но подновить... да, именно так, чтобы оставался контраст между отделкой нижних и верхних этажей.
Не так давно попалась на глаза статья о реставрации. Идея была в том, что верхом мастерства реставраторов считается не полное восстановление архитектурного памятника согласно проекта, по которому он был построен, нет. Высший пилотаж - это когда после реставрации он - памятник - выглядит на свой возраст... А вот и любимый аккорд "модерна" - сочетание сталелитейного производства с флористикой.
Очень жаль, что в инете почти нет информации о таких замечательных домах... Кроме года и архитектора... ну заказчика еще - ничего...
x