С тем, что налоги составляют основную часть цены, согласны все, но цифры называются разные. Отчасти это связано с изменением доли налогов в цене бензина при изменении мировой цены на нефть. Проведем собственный расчет.
Проще всего с налогом на добавленную стоимость. Ставке налога 18% соответствует 15,25% в конечной цене. При розничной цене А-95 26,60 рубля за литр это 4,06 рубля, то есть без НДС розничная цена А-95 составляла бы 22,54 рубля за литр.
Следующим в розничной цене, перешедшим в нее из цены оптовой, стоит акциз на нефтепродукты. Ставка акциза для бензина класса 3 в 2011 году составляет 4,14 рубля на литр, что соответствует 15,6% конечной цены А-95 или 16,2% цены А-92.
К 2013 году эта ставка акциза возрастет до 6,68 рубля за литр, что при той же цене бензина составит 25,1% цены А-95 или 26,1% цены А-92. Однако более вероятно, что цена бензина возрастет вместе с ростом акцизов, превысив 33 рубля за литр.
Ставка акциза для дизельного топлива класса 3 в 2011 году составляет 2,09 рубля на литр, что соответствует 8,5% от цены 24,60 рубля за литр. К 2013 году эта ставка возрастет до 4,38 рубля за литр, что при той же цене составит 17,8% цены. Или чуть меньше 15%, если цена дизельного топлива достигнет 30 рублей за литр.
Таким образом, НДС и акцизы составляют треть розничной цены бензина и четверть – дизельного топлива, с перспективой дальнейшего роста. В отсутствие НДС и акцизов розничные цены на АЗС могли бы составить 18-19 рублей за литр.
Следующим спецналогом в цене является налог на добычу полезных ископаемых. Для нефти он устанавливается в рублях за тонну и зависит от разности мировой цены на баррель нефти «Юралс» и ее условной стоимости 15 долларов за баррель. Для его расчета делим 419 на 261 (загадочный коэффициент, известный только Минфину), умножаем на разность мировой цены и 15 долларов, и переводим результат в рубли, умножая на курс рубля к доллару.
При мировой цене 100 долларов за баррель и соответствующему ей курсу 30,5 рубля за доллар получаем НДПИ 4 160 рублей за тонну, при мировой цене 110 долларов за баррель и соответствующему ей курсу 29 рублей за доллар получаем НДПИ 4 420 рублей за тонну. Количество литров в тонне может немного варьировать в зависимости от плотности нефти. Для расчета возьмем 1 165 литров в тонне, получим 3,57-3,79 рублей на литр нефти.
Потери нефти при производстве нефтепродуктов составляют около 5%, то есть налога в цене нефтепродуктов должно быть на 5% больше. Кроме того, оптовая цена высокооктановых бензинов может в 2-3 раза превышать цену мазута, хотя их плотность (количество литров в тонне) отличается обычно не более чем в 1,35 раза. То есть долю НДПИ в цене легких фракций было бы логично увеличить, в цене тяжелых – уменьшить.
Поскольку нас интересует минимальная оценка доли налогов в конечной цене, примем НДПИ для дизельного топлива 3,88 рубля на литр, для бензинов 4,18 рубля на литр. Это еще 15,8% в цене дизельного топлива и 15,8%-16,3% в цене бензина.
А в сумме НДПИ, НДС и акцизы составляют 40% в цене дизельного топлива и 47-48% в цене автомобильного бензина. И вследствие внесенных в Налоговый кодекс поправок об увеличении ставок акцизов и НДПИ эта доля должна расти. Но, скорее всего, будет расти цена бензина.
Определить долю других налогов в цене нефтепродуктов сложнее. За основу возьмем налоги ОАО «Роснефть» в 2010 году. Предположим, что налоги с фонда оплаты труда, на имущество, на прибыль, региональные и местные налоги распределяются на всю реализуемую продукцию равномерно. Тогда их долю в цене можно определить как долю в совокупной выручке без НДС, уменьшенной на стоимость нефти и нефтепродуктов, приобретаемых у сторонних поставщиков.
В результате расчета на данных ОАО «Роснефть» получаем долю налога на прибыль 4,36%, налога на имущество 0,47%, отчислений на социальное страхование с подоходным налогом 1,18%. Налог на землю, транспортный налог и прочие – еще 0,14%, итого по общим налогам 6,15%.
Всего получаем минимум 46% налогов в цене дизельного топлива и 53-54% налогов в цене бензина. На этом можно было бы остановиться. Но пока мы учли только те налоги, которые перечисляет в бюджет непосредственно нефтяная компания.
В приобретаемых компанией материалах, комплектующих, услугах также «сидят» налоги, которые переходят в цену реализуемой продукции. Точно рассчитать их сумму довольно сложно, но на основе структуры капитальных, транспортных и производственных затрат НК «Роснефть», произведенных на территории РФ, можно получить минимальную оценку «вложенных» налогов в размере 5-6% выручки (без НДС, принятого к вычету).
Возможно, у кого-то есть более точные данные, называют и 63%, и даже 72% налогов в конечной цене бензина. Но наш предельно консервативный расчет дает минимальную оценку для цены бензина 53-54% налогов, перечисляемых непосредственно нефтяной компанией, и 58-60% конечной цены с учетом «вложенных» налогов. Для дизельного топлива – 46% и 53-54% соответственно.
Много это или мало? Возможно, кто-то готов отдавать и 90%, а кому-то и 10% жалко. Но если верить «принципу Лаффера», для подавляющего большинства налоговая нагрузка 38-40% является предельной. Выше – или «уход от налогов», или рост цен, если есть такая возможность.
В выручке государственной «Роснефти» за 2010 год налоги, акцизы и пошлины без учета НДС составляли 48,1%. В 2011 году они растут, покушаясь на рекорд 2008 года (56,1%). У других производителей – примерно то же самое. По данным ОАО «Лукойл», в структуре их доходов 4% составляют дивиденды, 22% – инвестиции, 73% – налоги.
Это значит, что если им (или нам) не удастся снизить налоги, они сделают все возможное, чтобы цены опять росли. И, скорее всего, у них это получится. В крайнем случае, сразу после выборов.
Снизить цены на автомобильное топливо можно, добившись снижения НДС и отмены акцизов на нефтепродукты.
Потери бюджета от отмены акцизов не столь велики, как может кому-то показаться. Например, в «Роснефти» отношение к выручке (без НДС) экспортной пошлины на нефть составляет 20,7%, на нефтепродукты – 5,9%, налога на добычу полезных ископаемых – 14,3%, а акцизов – всего 1,8%.
Чтобы восстановить поступления в бюджет от «Роснефти» при отмене акцизов достаточно, например, увеличить ставку НДПИ всего на 12,5% – до 470 рублей на тонну. Кстати, именно такой рост уже предусмотрен к 2013 году поправками в Налоговый кодекс.
Почему перенос налоговой нагрузки с нефтепродуктов на сырую нефть должен привести к снижению цен, изложено в предыдущих публикациях. Следует отметить, что НДПИ взимается со всей добываемой нефти, как направляемой в переработку, так и поставляемой на экспорт.
Действующие ставки акцизов на нефтепродукты примерно совпадают с величиной НДПИ для текущей мировой цены нефти 100-110 долларов за баррель. А ставка акциза 6,68 рублей за литр на 2013 год будет соответствовать НДПИ для мировой цены нефти 160-170 долларов за баррель. Кто-то в правительстве, видимо, считает, что реализация нефтепродуктов российскому потребителю – еще больший «клондайк», чем добыча нефти при текущей мировой цене.
В феврале 2011 года экспортная пошлина на дизтопливо и бензин составляла 3,4-4,9 рубля за литр, что сопоставимо со ставками акцизов, установленными для внутреннего рынка. Если текущая цена нефти сохранится, в 2013 году российский потребитель будет платить акцизы, на 30-40% превышающие экспортные пошлины. А если цена снизится, а она должна снизится, иначе новой волны кризиса и падения цены не избежать – превышение будет еще больше.
Похоже, наши государственные регуляторы что-то опять разрегулировали. Жажда наживы, похоже, захватила и их. Пора бы им напомнить, что истинный хозяин страны – не они, а мы, несущие на себе всю тяжесть их разорительных просчетов, а также и их самих. Пока они окончательно всех нас не разорили и не добили страну, или то, что от нее осталось.
Московское отделение ФАРx