ЧЬЕ ЭТО ЧЕРКИЗОВО?
– О да, я в курсе, что болельщики «Локо» собираются прийти на стадион, чтобы болеть против «Анжи», – поражает знанием матчасти оператор клубного телевидения «Алкмара» Эрик-Ян Бринкман. – Они думают, что чужие болельщики разрушат их любимую арену.
– Простите, но откуда вы столь осведомлены в вопросе?
– Слышал от некоторых сотрудников «Алкмара», у нас в клубе много про это говорили. Кроме того, некоторые голландские газеты писали, что нечто подобное может произойти. За полтора часа до игры у стадиона кучкуется группками славянская молодежь. Парни не кричат, не безобразничают, просто, как они говорят, трутся и чего-то ждут… Ждут и полицейские, что дежурят рядышком у перехода через Большую Черкизовскую. Болельщики «Анжи», ожидая провокации, сами готовят мини-акцию – расклеивают в окрестностях стадиона плакатики с изображением трибуны, над которой растянута желтая футболка с надписью «Дагестан» и подписью «Это наше Черкизово». Последнюю фразу, кстати, махачкалинские болельщики будут скандировать и по ходу матча, отвечая на оскорбления в свой адрес.
КОМАНДИР ОМОНА: ЛЮДЕЙ С БИЛЕТОМ НЕ ПУСКАТЬ НЕ МОЖЕМ
– Есть такой момент – то ли накладка, то ли специально, – делится мнением командир ОМОНа ГУ МВД России по городу Москве полковник милиции Петр Смирнов. – В субботу здесь же будут играть «Локомотив» и «Динамо». Администрация стадиона берет и открывает кассы, продает билеты. Я считаю, что никакой необходимости в этом не было. Тем самым они немного провоцируют приход болельщиков другой команды. А так работают все службы – служба криминальной милиции, служба по экстремизму. Зоны действия – от метро «Щелковская» до метро «Преображенская площадь». Обстановка контролируется, конфликтных ситуаций нет. Но человека, имеющего билет на руках, мы не имеем права не пускать.
Как рассказали в кассах, на всякий случай еще за несколько часов до начала матча запретили продажу билетов на Западную трибуну, куда на различных фанатских сайтах призывали покупать билеты, чтобы болеть против «Анжи». Но часть билетов все же успели продать…
– Да, большую часть дня продажи велись, – подтвердили в кассах. – Лишь ближе к вечеру поступила команда закругляться.
А рядом – школьный сектор…
Минут за сорок до начала матча возле перехода собирается уже настоящая толпа. Молодые люди, по всей видимости, собирались двигаться к кассам, и полицейские перевели группу на другую сторону и дружным строем повели подальше от арены.
– Куда это вы их? – спрашиваю служивого.
– Поступил приказ вести к метро «Преображенская площадь». Сколько их всего? 60 человек.
На глазок, впрочем, показалось, что цифра слегка приуменьшена. Однако по пути часть ребят сворачивает в сторону, кто-то перебегает дорогу на светофоре, кто-то теряется во дворах. В итоге парней доводят до подземки и сажают на поезд в сторону центра… Часть из уехавших, правда, можно встретить на подступах к стадиону уже минут через двадцать.
ПОЙДЕТ ЛИ УРОК ВПРОК?
Но самое главное действо начинается на самом стадионе. Еще до стартового свистка две группы молодых людей – одна расположилась на Восточной трибуне точно под надписью «Школьный сектор» (вот так совпадение!), а вторая – на Западной, аккурат над ложей прессы – начинают скандировать гадости в адрес «Анжи». Кроме непечатных выражений, звучат и стандартные: «Русские, вперед!» и «Зига-зага». А во второй половине раздается: «Буданов – герой России». Крики про овец и баранов.
Махачкалинцы кричат в ответ: «Россия, Россия» и поддерживают «Анжи», лишь пару раз выдвинув свои права на Черкизово. Но в основном их крики тонут в нескончаемом потоке матерной брани.
А после гола Траоре на поле летят дымовые шашки, матч останавливают. И это не проявление радости. Полиция никого не гонит, нарушителей из толпы не дергает, а лишь наблюдает. Видимо, с виновными разберутся после игры. Но разбираться не с кем – минуты с 70й, сделав дело, побросав пиротехнику и наматерившись, фанаты ушли.
Каковы уроки этой истории? Не буду в очередной раз говорить о том, что уже года два ждем закона о болельщиках, который бы несколько охладил пыл молодежи. Скажу о другом – только слепой и глухой не мог догадаться, чем грозит и чем может закончиться история с проведением матча «Анжи» на московском стадионе. И тем более на стадионе «Локомотив», фанаты которого после известного всем матча и скандала с увольнением Юрия Красножана особенно трепетно относятся к махачкалинскому клубу. Так, если знали, зачем было играть в Черкизове? И теперь большой вопрос, даст ли администрация «Локо» добро на проведение матчей махачкалинцев в группе Лиги Европы, коли команда Хиддинка туда выйдет? Пойдет ли урок впрок? Или не крепки даже задним умом?
КОММЕНТАРИЙ ХИДДИНКА
- Не хотелось бы заострять внимание на атмосфере вокруг игры, но... Когда на поле полетели файеры, вы подошли к резервному арбитру и обменялись с ним мнениями. О чем именно говорили? И бывали ли подобные случаи с провокационным поведением болельщиков других команд в вашей богатой практике?
- Ясно, что эти фанаты пришли не болеть, а ради провокаций. Судьи были в курсе возможных инцидентов с участием болельщиков "Локомотива". Они четко разобрались во всем. Это не болельщики "Анжи", а поклонники "Локомотива". И судьи это знали. Быть может, нашу домашнюю арену теперь дисквалифицируют - и мы поедем куда-то еще. (Улыбается.) И я знаю, где мы можем провести матч. Мы там замечательно сыграем. Это в паре часов лета на юг. Вот там, на своем поле, мы можем нормально сыграть дома. И так отбыть наказание, если нас захотят наказать. Стоит предложить такой вариант УЕФА. Конечно, я немного иронизирую. А так - и судьи, и делегаты УЕФА прекрасно знали, кто создает такую ситуацию.
http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/547406 http://football.sport-express.ru/reviews/24111/x