Небывалый научный эксперимент стартовал в Москве. Шесть человек почти на полтора года добровольно ушли в полную изоляцию, чтобы проверить, насколько выполнима миссия - слетать на Марс и вернуться.
Они никуда не летят. Их космическая одиссея - в Москве. Но провожают наземную марсианскую экспедицию абсолютно всерьёз. Вот на борт поднимается командир экипажа. Массивную дверь закрывают и опечатывают. На полтора года.
В добровольном заточении - три россиянина, итальянец, француз и гражданин Китая. Намеренно интернациональный экипаж. Разные культуры - поладят ли между собой?
Алексей Ситев, командир экипажа: "Во-первых, мне было просто интересно. Во-вторых, участвуя в таком эксперименте, я делаю одновременно и полезное дело".
Ван Юэ, участник проекта: "Да, это всего лишь моделирование марсианского полета. Это не вопрос жизни и смерти, но я думаю, что это очень важный проект, потому что он нацелен на будущее человечества во Вселенной".
Их вселенная на 520 суток сузилась до размеров экспериментального комплекса. Жилой модуль: каждому - своя крошечная каюта, одна общая комната, кухня и туалет. В бытовом модуле - тренажёрный зал, оранжерея, склад и холодильник. Количество продуктов специально ограничено. Всё ведь по-настоящему.Есть ещё медицинский отсек: там - медаппаратура и кухня-столовая.
Отдельно - модель аппарата, на котором экспедиция как бы спустится на Марс. Он тоже рядом, в надувном ангаре. Темнота и горы песка.
Есть одно принципиальное отличие наземной марсианской экспедиции от реального полёта на Красную планету, которое, пожалуй, даже важнее того, что здесь нет солнечной радиации и невесомости. Любой марсонавт может в любой момент прекратить своё участие в эксперименте. Встать и выйти. Да, это прописано в контрактах. Да, никаких претензий.
Борис Моруков, директор проекта "Марс-500": "Это будет для нас крайне нежелательно, но если проанализировать предыдущие эксперименты, то такой негативный опыт у нас был. Надеюсь, этого не произойдет в этом эксперименте".
Их ждут сотни экспериментов. Под наблюдением врачей и психологов. Понять, как влияют на организм и психику человека замкнутое пространство, одни и те же лица, колоссальные стрессы. Ученые уже пообещали: устроят и аварии, и отказы техники.
Оливер Кникель всё это пережил в 2008. Его марсианский полёт длился 105 дней. Хватило, чтобы прочувствовать.
Оливер Кникель": "Проблема в том, что каждый день, как другой. Вчера как сегодня, как завтра, как послезавтра, как через неделю. Это было возможно, потому что мы как экипаж это сделали".
С собой экипажу разрешили взять что-нибудь на память о доме, что-то для души: француз Роман Шарль взял гитару, испанец Диего Урбина - барабаны, бесшумные, электронные. И, конечно, книги. Они предпочли профессиональную литературу.
Александр Смолеевский, врач экипажа: "Я взял одну книгу, но в 16 томах. "Внутренние болезни".
Сухроб Камолов, врач экипажа: "Я взял специальную литературу, прежде всего, а потом уже художественную".
За полтора марсианских года всем выплатят зарплату - по 3 миллиона рублей. Иностранцам - по курсу. Но если экспедиция будет успешной, проект "Марс-500" может превратиться в "Марс-700". Участникам накинут ещё по 180 суток. Сверхурочных.
x