…Я когда-то придумал, как рассказать студентам то, о чем вы пишете. Так вот - плохой фотограф снимет картинку "Ехал Ваня на коне". Фотограф поопытнее добавит: "Вел собачку на ремне". А совсем мудрый фотограф еще и добавит: "А старушка в это время мыла фикус на окне".
Если говорить про эту картинку - несколько ошибок вижу композиционных. Главная - у вас все сюжетные элементы на одной оси.
Такая карточка - шашлык, вокруг себя поворачивается. Второе - если вам так глянулся этот сортир - так поставьте его на место. Включив золотое сечение, вы это увидите. Да и такое внимание заурядной, в общем, будке сдается мне несколько формальным. А самое главное - в картинке нет конфликта. Нет ни того самого: "А в это время...", ни рифмы.
…Я не говорил о конфликте в бытовом смысле. Я говорил о конфликте как эстетической и/или философской категории. Инь и янь, черное и белое, круглое и острое, земное и возвышенное и т.д. Конфликт может заключаться в противопоставлении ваших взглядов на мир и взглядов художника (фотографа, музыканта, писателя). Наличие конфликта - необходимое условие состоятельности не просто жанровой или репортажной фотографии, но любого продукта творческой деятельности.
Про "неряшливость".
Козырев, дважды "жюривший" WorldPressPhoto, говорит, что карточки русских фотографов при анонимном просмотре узнаются безошибочно. Отличительная черта - идеальная выстроенность. Из карточки просто прёт напряженная работа фотографа, но в них отсутствует ощущение мимолетности, текучести времени, изящной небрежности. Они, карточки, как памятники самим себе. Причем, я говорю о хороших картинках хороших фотографов. Но это вчера фотографии.
Причем "неряшливость", как вы можете заметить, отнюдь не предполагает отмены законов композиции или эстетики вообще. Это другой язык. Невозможно сейчас писать книжки так, как их писали 30, а уж тем более 50 лет назад. Время другое.
Посему в "неряшливости" этих картинок я вижу достоинство, а не недостаток. Они живые, в них есть ощущение пойманного момента, и в них нет занудного перфекционизма.
...Вы не очень четко себе представляете технологию репортажной - жанровой съемки. У хорошего репортера никогда нет уверенности в том, что и как будет на снимке. Но у него есть звериное чутье на места, где вероятность получение красивых картинок высока. Похоже на преферанс или нарды, где, казалось бы, вы во многом заложник того, как выпадет карта или кости, но тем не менее есть люди, которые почти всегда в выигрыше.
...Искусство в традиционном понимании не оставляет человека равнодушным. Но не все, что не оставляет человека равнодушным есть искусство. Если снять кино про то, как паровоз переезжает собачку - зал будет рыдать. Но искусством это кино являться не будет. По моему скромному мнению.
...Будучи категорически испорчен естественнонаучным образованием, я постоянно пребываю в попытках померять гармонию алгеброй и дать общие определения недефинируемым вещам. В частности, мне очень важно определить для себя, что же такое "хорошая карточка". За свою недолгую фотографическую карьеру я менял это определение несколько раз. Предыдущий дефинишн был "Хорошая карточка должна удивлять". Сейчас же я думаю, что хорошая карточка - эта та, на которую смотрят долго. Ежели кому-то покажется это банальностью - прошу отнести это на счет моего природного скудоумия.
Это я к тому, что карточка про караул напоминает мне более или менее профессионально сделанную обертку для конфет. Посмотрел - и забыл. Декоративно-прикладное искусство. Вполне может быть незатейливым настенным украшением. Эта же карточка постоянно останавливает мой взгляд, когда я пролистываю папку c восемью сотнями иракских картинок.
Если кому-нибудь интересно, попытаюсь проанализировать собственное понимание причин. Ежели неинтересно - удивительно вообще, что вы до этого места дочитали.
Сначала про форму.
Итак, задача – как можно дольше удержать взгляд зрителя. Чем дольше взгляд бродит по картинке, чем больше времени займет путешествие. А если пустить взгляд зрителя по кругу – совсем хорошо. Идеал – замкнутая ломаная линия. Чем больше колен – иначе говоря, сюжетно значимых элементов, описываемых непрерывной линией - тем лучше. Еще лучше, если элементы активны и сами по кривой направляют взгляд зрителя как дорожные указатели – Петя смотрит на Клаву, Клава указывает рукой на Семёна, Семен через выбитый зуб плюет ядовитыми слюнями в Петю.
Композиции бывают простые и сложные.
Простейшая состоит из одного элемента. Характерный пример - фото на паспорт. Чуть сложнее скомпоновать смотрибельную картинку из двух элементов. Вариантов немного. Если говорить о жанровой картине – вариант объект – фон. Вот Путин – за ним Кремль. А это бомж – за ним «Макдоналдс». В общем, фото ТАСС. Двухходовые картинки вполне годятся для газеты, где карточка зачастую не самоценна, а служит лишь способом привлечь внимание зрителя к иллюстрируемому материалу. Но мы же хотим делать фотографию, а не газету – нам скучны двухходовки. Три элемента – уже интереснее. Это классика – передний план, средний и задник. Вполне смотрибельно, хотя традиционно. Сложности начинаются дальше. Но тем многовариантнее задачка. И тем интереснее. И решать и смотреть.
О конфликте.
В любой картинке, претендующей на художественность, а не только на декоративность, должен быть инь и янь. Конфликт может быть как визуальным, так и смысловым. Более того, это может быть конфликт между нашим представлением о сущем и его отображением на фото – тот случай, когда картинка удивляет.
Теперь про содержание.
Про газетные картинки я уже писал. Журналы, в отличие от газет, люди читают дома вечером. В хорошем журнале зачастую видеоряд идет впереди текста. Журнальные фотографии (я не говорю о тех, которые служат сугубо утилитарным целям) люди рассматривают, картинки типа «вот нищий, а вот Мерседес» там не проходят. Журнальная картинка должна быть многоплановой, это не должен быть плакат, это должна быть картина. Журнальная фотография, IMHO, сложнее и интереснее, в ней меньше толкотни и больше времени подумать. Журнальная фотография события должна быть не столько фиксацией события – событие уже все видели по телевизору и на газетных картинках, сколько должна содержать эмоциональный анализ события. Она должна передавать зрителю ощущение события, и в этом смысле она существенно более авторская. Естественно, я говорю о хороших журналах, в России таковых мало, если вообще есть. Зачастую то, что в России называют журналом, суть цветная газета. Примеры хороших журналов – «Пари Матч», «Фокус» (не наш, немецкий), «Тайм», «Штерн» и т.д. У «Огонька» нашего были шансы, но не случилось.
…Никто вам худого слова не скажет, если Вы чуть притемните бледное небо – иначе оно совсем вылетит при полиграфии, но если вы затемните его настолько, что оно станет грозовым – это уже криминал.
Встречаются ли фотографы, позволяющие себе большее – конечно. Немец - корреспондент Штерна, с которым мы делали историю про писателей, - ранее работал в спортивном отделе Штерна. Он рассказывал про некоего футбольного фотографа из Канады, у которого в компьютере были фотографии мячей всех известных марок и расцветок. Вставлял в картинку по надобности. Иногда и фоторедакторы лажаются – знаменитый пример - Newsweek и Time – главные конкуренты – как-то вышли с одной обложкой – факт сам по себе вопиющий. Какая-то баба из какой-то Айовы родила 6 живых детей одновременно. Ушлый фотограф продал одну и ту же картинку и в Newsweek и в Time. Баба на картинке дурацки улыбалась и держала в руках всех шестерых детей. Вид у нее был бомжеватый, а улыбку радикально портила фикса белого металла. Time дал картинку, как есть, а Newsweek фиксу зашопил – обложка все-таки…
В результате чуть ли не половина сотрудников фотослужбы Newsweek была уволена.
...Хорошая карточка - это чаще всего не вопрос везения, а вопрос терпения. Я провел под этой лестницей часа полтора. Очень важно, на мой взгляд, научиться смотреть в видоискатель не как в прицел, сосредоточенно отслеживая жертву, а как на экран телевизора, оценивая картинку в целом. Хочется нажать – нажимайте, не думая. Потом разберетесь в том, что вас заставило нажать. А потом опус напишите о том, чем вам нравится эта карточка.
Сергей Максимишин. (2005 г)
x