| Ссылка на данную тему выложена в Рубрикатор ФФ1 (Р) в котором мы, для Вашего удобства, постарались отразить ссылки на все часто используемые темы. |
Датчик концентрации кислорода
В современных автомобильных двигателях, снабженных системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором, необходимо точно контролировать состав топливовоздушной смеси (ТВ-смеси) и поддерживать коэффициент избытка воздуха на постоянном уровне (а=1), чем обеспечиваются экономия топлива и уменьшение содержания токсичных веществ в выхлопе. Для этого применяются датчики концентрации кислорода (ДКК), устанавливаемые в системе отвода выхлопных газов вырабатывающие сигнал зависящий от концентрации кислорода в выхлопе. При изменении концентрации кислорода в отработавших газах ДКК формирует выходное напряжение, которое изменяется приблизительно от 0, 1 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь), до 0, 9 В (при низком содержании кислорода — богатая смесь). Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не ниже 300°С. Поэтому для быстрого прогрева датчика после пуска двигателя, в него встроен нагревательный элемент. Сигнал от ДКК используется в ЭБУ двигателя для коррекции длительности открытого состояния форсунок и поддержания, тем самым, стехиометрического состава топливовоздушной смеси. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то в ЭБУ-Д вырабатывается команда на обогащение смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов) — дается команда на обеднение смеси.
В основном используются циркониевые и титановые датчики концентрации кислорода, работа которых основывается на том факте, что их выходное напряжение остается постоянно (равным 0, 45 В при а=1), но может изменяться скачком от 0, 1 В до 0, 9 В при изменении коэффициента избытка воздуха в диапазоне ос=0, 99...1, 1 при переходе через значение а=1.
Имеется несколько разновидностей датчиков концентрации кислорода:
• Датчик с одним потенциальным выводом и заземляемым корпусом. От потенциального вывода сигнал поступает в ЭБУ-Д. В качестве второго сигнального провода используется масса автомобиля.
• Датчик с двумя потенциальными выводами. Здесь измерительная цепь датчика не связана с массой, а используется второй провод.
• Датчик с тремя выводами, на одном из которых — измерительный сигнал, два провода — для питания электронагревателя датчика. В качестве измерительной земли используется масса автомобиля.
• Датчик с четырьмя выводами. Здесь и нагреватель и датчик изолированы от массы.
Диагностика датчика кислорода с помощью сканера
Процедура диагностики следующая:
• Подключить сканер к диагностическому разъему автомобиля.
• В режиме холостого хода хорошо прогреть двигатель и датчик концентрации кислорода, затем под¬нять обороты до 2500 об/ мин.
• Убедиться, что система управления двигателем работает в замкнутом режиме.
• Установить на сканере режим записи параметров ДКК и произвести запись.
• Просмотреть запись и определить параметры выходного сигнала датчика кислорода.
• При исправности системы подачи топлива и датчика ДКК, амплитуда сигнала должна равномерно колебаться с частотой 3-10 Гц (чем выше частота, тем надежнее работает система), при постоянной частоте вращения коленвала двигателя (w=40..42 Гц). Нижний уровень сигнала должен находиться в диапазоне 0, 1-0, 3 В, верхний — между уровнями 0, 6-0, 9 В. Фронты сигнала крутые.
Диагностика датчика кислорода с помощью мультиметра
Используется цифровой мультиметр (лучше автомобильный) в режиме измерения постоянного напряжения с высоким входным сопротивлением. Подключение мультиметра к датчику кислорода показано на рис. 4.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Двигатель прогревают, система управления должна работать в замкнутом режиме, мультиметр покажет среднее значение напряжения на выходе датчика:
• если датчик не реагирует на изменяющуюся концентрацию кислорода в выхлопных газах, на его выходе будет постоянное напряжение примерно 450 мВ. Однако вывод о неисправности датчика делать преждевременно, так как исправный датчик с симметричным выходным сигналом даст выходной сигнал со средним значением напряжения 450-500 мВ;
• показания более 550 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика высокое, т.е. топливная система подает в двигатель богатую смесь, или датчик закоксован;
• показания менее 350 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика низкое, т.е. топливная система подает в двигатель бедную смесь. Возможна утечка разрежения во впускном коллекторе или ограничена подача топлива через засорившиеся фильтр или форсунку. Если используемый мультиметр поддерживает режим определения максимального и минимального значения сигнала, результат будет более информативен (табл. 2).
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Проверка датчика кислорода с помощью осциллографа
Осциллограф является удобным средством для проверки датчика кислорода. Прибор подключается к выходу датчика, двигатель прогревается, система управления должна работать в замкнутом режиме. Осциллограмма для случая полной исправности датчика ДКК показана на рис. 5: колебания равномерные, максимальное напряжение больше 800 мВ, минимальное — меньше 200 мВ, частота 0, 5-10 Гц, фронты крутые.
На рис. 6 представлены осциллограммы выходного сигнала датчика кислорода при ускорении и торможении автомобиля на испытательном тормозном стенде. Топливная смесь соответственно обогащается или обедняется.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
По осциллограмме выходного сигнала датчика кислорода можно проверить правильность работы системы управления двигателем в замкнутом режиме. Двигатель должен быть прогрет. Наблюдая за экраном осциллографа следует подать немного пропана из баллона в воздухозаборник двигателя. Датчик отреагирует на обогащение смеси: осциллограмма сначала будет такой как показано на рис. 7, затем ЭБУ-Д уменьшит подачу топлива и снова установятся колебания, как на рис. 5. После прекращения подачи пропана, сначала осциллограмма будет, как на рис. 8, затем восстановится рабочий режим (рис. 5).
В соответствии с требованиями стандарта ОВD-2 система управления двигателем с двумя датчиками кислорода контролирует исправность каталитического нейтрализатора. Для этого используется второй датчик кислорода на его выходе. На рис. 9 показаны осциллограммы выходных напряжений датчиков кислорода на входе и выходе каталитического нейтрализатора.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Неисправности, приводящие к неверным показаниям датчика кислорода
Напомним, что датчик кислорода реагирует на порционное давление кислорода в выхлопном газе, а не на наличие топлива. Поэтому, в некоторых случаях датчик кислорода ложно индицирует либо бедную, либо богатую смесь.
• При пропуске зажигания (например, неисправна или закоксована свеча), не вступивший в реакцию горения кислород поступает из цилиндра в выпускной коллектор, где датчик кислорода ложно регистрирует обеднение топливовоздушной смеси.
• При негерметичности выпускного коллектора датчик кислорода будет реагировать на кислород воздуха поступающего извне.
В любых случаях электронный блок управления двигателем реагирует на ложное обеднение ТВ-смеси как на истинное и автоматически увеличивает подачу топлива в цилиндры. Это приводит к забрызгиванию свечей зажигания, к пропускам воспламенения и к значительному перерасходу топлива.
Датчик кислорода выдает ложный сигнал об обогащении ТВ-смеси, если имеет место «отравление» датчика. Отравление наступает при появлении некоторых веществ в выпускном коллекторе, что вызывает изменение статических характеристик датчика кислорода и постепенный выход его из строя. Чаще всего отравителями являются свинец (Pb) из этилированного бензина или кремний (Si) из силиконовых герметиков (рис. 10).
Ложное обогащение может иметь место и при неисправности перепускного клапана в системе рециркуляции выхлопных газов от электрических наводок со стороны близкорасположенного высоковольтного провода системы зажигания, а также при плохом заземлении датчика кислорода.
Внешний осмотр датчика кислорода
Неисправный датчик кислорода ремонту не подлежит и требует замены, но перед заменой целесообразно внимательно осмотреть снятый датчик. Это поможет выяснить причину из-за которой датчик вышел из строя. В противном случае новый датчик прослужит недолго.
Черная сажа на датчике обычно образуется при работе на богатой ТВ-смеси.
Отложение на датчике белого (как мел) порошка бывает при «отравлении» датчика кремнием, например, если при ремонте двигателя был неправильно применен силиконовый герметик. Наличие белого песка на датчике означает его отравление антифризом из системы охлаждения. Датчик в этом случае может быть и зеленого цвета, при этом, скорее всего, дефектны головка цилиндров или прокладка головки. Темно-коричневые отложения на датчике свидетельствует, что в выхлопных газах слишком много масла (неисправна система вентиляции картера, изношены уплотнительные кольца поршней и т.д.).
| Инструкция по проверке Датчика кислорода: http://www.kakprosto.ru/kak-23931-kak-proverit-lyambda-zondИнструкция1. Проверьте главные параметры двигателя согласно инструкции производителя. Проверьте целостность электрических цепей, опережение зажигания, напряжение в бортовой сети, отсутствие внешних механических повреждений и работу системы впрыска. 2. Увеличьте содержание бензина в смеси. Для этого отсоедините датчик кислорода от колодки и подключите его к вольтметру. Увеличьте обороты двигателя до 2500. Увеличьте искусственно долю бензина в горючей смеси, воспользовавшись устройством для обогащения горючей смеси. Добейтесь снижения оборотов двигателя на 200 об/мин. Если автомобиль с электронным впрыском, можно вытащить, а потом вставить, вакуумную трубку из регулятора давления топлива в магистрали. Если вольтметр практически сразу покажет напряжение 0.9 В, то значит датчик кислорода работает правильно. Если вольтметр реагирует медленно, а также если уровень сигнала показывает 0.8 В, значит датчик подлежит замене. 3. Сделайте тест на бедную смесь. Для этого надо сымитируйте подсос воздуха. Например, через вакуумную трубку. Датчик правильно настроен, если показания вольтметра менее чем за 1 сек. упадут ниже 0.2 В. Подлежит замене, если скорость изменения сигнала довольно низкая или же его уровень остается выше 0.2 В. 4. Сделайте тест динамических режимов. Для этого нужно подсоединить кислородный датчик к разъему системы впрыска. Параллельно разъему подсоедините вольтметр. Восстановите обычную работу системы впрыска. Обороты двигателя установите в пределах 1500. Показания вольтметра должны находиться в пределах 0.5 В. В противном случае датчик кислорода замените. x |
Kolyason
7 March 2010
Slasher
а этот датчик под евро4 пойдёт?
Slasherцитата: |
Так же я замерил сопротивление подогрева у всех лямбд. У боша 2,8 Ома. У оригинала 6,8 Ома. У нового датчика почти 6 Ом. Так что покупайте лучше этот универсальный, он ближе всего к оригиналу! |
Вот это нормальный подход к проблеме.
Kolyasonцитата: |
а этот датчик под евро4 пойдёт? |
А для чего тебе под ЕВРО 4?
ЕВРО 3 вполне нормально, под 95-й бензин.
Или в Апатитах жёсткие европейские нормы?
Slasher
7 March 2010
Kolyason
А на какую машину то надо его? Евро 4 он ведь разный.
Вроде Бош на фотках выше не тот что по каталогу... должен быть 0 258 986 507 ... он вроде по характеристикам близкий но и цена у него сравнимая с NTK...
fantomer вот именно что цена сравнима. В оригинале стоял нтк вот его думаю и надо ставить... Имхо
Простите за глупый вопрос, но как измерить сопротивление подогрева лямбды? Куда там тестер пихать?
Slasherна форд 2002 года
Chilyда нормы как и везде,но просто хочется чтоб всё было как можно ближе к оригиналу
KolyasonТак у тебя и есть Евро 3, если под 95-й бензин и две лямбды.
У меня на рус-Фокус Евро 2, я и не парюсь.
Chilyмашинка с германии,евро4 по-любасу,все документы есть
pos
8 March 2010
Добрый вечер.
Сегодня в гараже нашел коробку от вазовской лямбды (ставил ее осенью, того года) номер-BOSCH
0258006537,так собственно вопрос к знающим людям, нужно ли ее менять на универсальную NTK,или не заморачиваться.
Вот такая сейчас стоит:
pos Надо мерять сопротивление подогрева. Если около 5-7 Ом думаю ничего не надо менять. Поидее чем меньше Ом тем более холодная лямбда, будет дольше прогреваться она, может чуть подрасти расход.
Kolyason
думаю подойдет бери смело OZA624-E4. Просто к примеру у бмв 520 с ЭБУ сименс только свои лямбды, эти не катят...
Slasher
Пишут,что сопротивление подогрева этой лямбды-9 Ом,а как померить самому сопротивление не понял.
pos
из четырёх проводов есть два белых,это подогрев,мультиметром надо померять сопротивление на выводах этих прводов в фишке датчика
pos
9 March 2010
Slasher
Kolyason
Спасибо за разъяснение, попробую измерить.
Вот только думаю не многовато 9 Ом, если родная должна показывать 6 Ом.
pos
не знаю как на счёт многова-то,но у меня родная фордовская показала 8 Ом
Kolyason
я думаю что разброс сопротивения должен быть до 10 Ом. Моя лямбда оригинальная показала почти 7 Ом.
Еще раз спасибо.
Померил сопротивление на вазовской лямбде,мультиметр показывает от 7 до 8 Ома. Пока решил оставить, как есть(вроде бы проблем с расходом и ошибками пока нет).
posконечно оставляйте... Это же не 2,8 Ома как у меня было. У меня ща на NTK даже выхлоп пахнет по другому, и машино самолет...
А может ктонибудь фото выложить как тестором сопротивление замерять?
pentakl
13 March 2010
2
SlasherСпасибо
Ток неругайте, неподскажите какой режим выбирать? Севодня ток купил.
<a href='http://img.pixs.ru/storage/2/3/0/1303201085_8456158_517230.jpg' target='_blank'>
</a>
Это вот это сопротивлние показывает? Типо 9 ом.
http://img.pixs.ru/storage/3/6/1/1303201085_7076323_517361.jpg
2 pentakl
все правильно - 9 Ом
если я не ошибаюсь то сопротивление же буквой омега обозначается,а то что человек мерил это переменное напряжение
по-моему надо выставить на 20к,в области где омега,то есть сопротивление
Kolyason
Не, всё правильно, стрелка на тестере и стоит на приделе 2000 Ом
Короче напишу мини отчетик после замены лямбды уже проехал около 700 км. Позавчера была поездака на 456 км, перед этим заправил полный бак до второй отсечки АИ-92. Вобщем после приезда домой залил опять до полного бака на той же заправке 29 литров. Итого расход около 6,3 л на 100 км. Температура за бортом была от -20 до -12. Обратно ехал от -6 до -3. Я такой расход на машине отродясь не видел, причем ехал я от 90 до 120 км-ч. Стабильно 100-110. До замены десяточной (диагностической) лямбды на NTK была поездка на 4400 км в январе (температура примерно такая же), средний расход был 7,0-7,2 (скорость была ниже немного). Так что я доволен расходом как слон!
поставил себе вот эту OZA624-E4...пока про расход сказать ничего не могу,мало ещё ездил,но обратил внимание что бортовой комп начал путаться
при отъезде из дома пока зывает остаток пути 90 км,через 5 км показывает 106,еще через 5 км уже 95..вобщем цифры вот так и прыгают
Kolyason
Показания остатка пути очень сильно зависят от того как вы едете за последние несколько КМ, если без светофоров, по шоссе, то остаток растет, если попали в пробку или много светофоров то соответственно падает, да и ваще он показывает среднюю температуру по больнице.