Противники проекта требуют проведения новых публичных слушаний и независимых профессиональных экспертиз, а разработчики уверены, что Генплан может быть утвержден в апреле и скорректирован в процессе реализации. Мэр Москвы Юрий Лужков уже назвал проект «претендующим на уникальность».
Второе чтение Генплана Москвы можно было отложить до 2012 года. Это допускает недавно измененный Госдумой Градостроительный кодекс. Но в столице решили не ждать.
«Мы должны принять в апреле Генеральный план, а в июне — правила землепользования, чтобы во втором полугодии, по выходу из кризиса, сделать схему работы с частными застройщиками удобной», — говорит председатель Комиссии Московской городской Думы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов.
Впрочем, авральный режим принятия привел к тому, что времени на изучение документа в десять тысяч страниц у экспертов просто не было. «Члены ЭКОСа получили документы на рассмотрение за неделю до внесения в Гордуму», — подчеркивает Галина Маланичева, член Комиссии Общественной палаты РФ по сохранению и развитию отечественной культуры.
Требования пересмотра Генплана звучали еще в конце прошлого года. Были даже митинги. Но теперь, после его принятия во втором чтении, возник открытый конфликт с Общественной палатой.
«Мы стараемся, чтобы в Москве была социальная стабильность, чтобы люди верили в органы государственной власти, — подчеркивает заместитель председателя Московской городской Думы Андрей Метельский . — А получается, Общественная палата заявляет, что Москомархитектура непрофессиональна».
Однако стабильность и спокойствие населения зачастую означает просто незнание истинного положения вещей. Так, более 230 памятников оказались в зонах реорганизации, то есть там, где допускается строительство и снос. Полностью под реорганизацию пойдут район консерватории, Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Хитровская площадь, несмотря на двенадцать тысяч собранных подписей и распоряжение Лужкова о приостановке работ, все-таки стоит в зоне реорганизации. Район Большой Дмитровки, 9, известный по магазину «Чертежник» – творение мастера модерна Адольфа Эрихсона – тоже под угрозой, вместе с внутренним двором.
«Здесь существует постановление правительства Москвы о комплексной реконструкции квартала, в котором задействован МХАТ со своими интересами, а главное действующее лицо — “Ингеоцентр”. Что предполагается на этом месте, мы не знаем», — констатирует Рустам Рахматуллин, координатор общественного движения «Архнадзор».
Генплан составляется в условиях, когда не установлены территории многих памятников, в том числе статусных. А значит, скажем, усадебный дом трогать не будут, а вот двор могут застроить. После первого чтения выяснилось, что Генплан не учитывает выявленных памятников. Главный архитектор согласился принять 190 поправок по конкретным адресам, а это говорит об отсутствии системы в учете исторического наследия.
«Можно было сформулировать стратегию развития исторической функции города, которая легла бы в основу развития туризма. В известной степени историческая Москва отдана на откуп инвесторам, которые определяют развитие города и предопределяют принятие Генплана», — подчеркивает член президиума Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы (ЭКОС) Борис Пастернак.
Генплан закладывает массу законодательных нестыковок. Например, Пушкинская площадь — зона стабилизации. Это значит, что все здания по контуру могут только реставрироваться. А как тогда быть с домом Бенкендорфов, который не получил статус выявленного объекта и на него уже есть инвест-проект? И что будет с реконструкцией площади, которая якобы ликвидирует вечную пробку на Тверской?
Вообще проблема транспорта в российской столице, как и в любом другом городе мира, тесно связана с проблемами сохранения культурного наследия. Выбирают одну из этих четырех комбинаций «да-нет». Идеальную пропорцию можно увидеть в Амстердаме. Во Флоренции транспортом жертвуют во имя наследия, а в Москве ни та, ни другая проблема не решается. Хай-вэи без светофоров с выделением их в отдельную зону в Москве не строят. У нас просто расширяют улицы.
«Москва пошла по промежуточному пути. У нас ни мальчики, ни девочки. Поэтому мы то летим со свистом, то стоим. Это фундаментальная ошибка, которая закреплена в Генплане», — указывает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. В районе метро «Юго-Западная», по его мнению, ошибки транспортного планирования наиболее типичны. «Чем занят этот транспортный узел — шесть торговых центров! Место, которое должно быть под перехватывающие парковки и вокзалы, отдано под торговлю. И это все закреплено в Генплане!» — возмущается Блинкин.
Инвестконтракт — основной фактор в определении статуса того или иного квартала. Садовническая улица практически целиком находится в зоне реорганизации. Как и замечательный дом 9 постройки Нирнзее.
«Дом балансирует на грани гибели, он будет снесен по решению городских властей. Видно, что дом не в аварийном состоянии – потолки не текут, стены не валятся. При этом говорят, что он аварийный», — удивляется координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов.
Квартира бывшего домовладельца купца Привалова прекрасно сохранилась. Жильцы рассказывают, что в последние годы их буквально выживают. Срезают трубы отопления или устраивают прорыв водопровода. Зайти во двор не дает охрана, так что увидеть прекрасные два корпуса, которые пока еще образуют с домом единый комплекс, можно только из окна. А вскоре нельзя будет совсем. Таким образом, Генплан — это не просто определение основных зон развития Москвы, но и определение их уровня жизни.
x