Житель Уфы Артем Фарвазутдинов, управляя автомобилем Сhery tiggo, на улице Менделеева налетел на яму. Машина получила серьезные повреждения ходовой части, и ей потребовался дорогостоящий ремонт. Однако автовладелец не ограничился стандартной схемой возмещения ущерба, а потребовал через суд обязать администрацию столицы Башкирии в 10-дневный срок устранить все ямы и колдобины в Уфе.
Как известно, в России две беды и одна из них – дороги. Ни для кого не секрет, что качество наших дорог оставляет желать лучшего. Многие специалисты считают, что российские технологии дорожных покрытий отстают от европейских примерно на 20-30 лет. А кто-то уверяет, что мы отстали навсегда.
Существуют нормативы и по ремонту дорог, но ямочный ремонт ненамного улучшает асфальтовое покрытие. Трассы, которые должны выдерживать хотя бы два-три года, живут только один сезон. Реконструкция дороги, когда старые дыры латают обычным кирпичом, самый малозатратный. Но асфальтовая заплатка испытывает большое физическое напряжение по углам. В итоге этот материал, которым дорожники решили дешево и сердито прикрыть яму, расшатывается и в результате появляется еще большего размера препятствие. Асфальт становится похож на многослойный пирог, по слоям которого можно изучать все доисторические ремонтные работы, которым он подвергался. Кроме того, вода попадает в микроскопические трещинки днем, а ночью замерзает, по законам физики расширяя их. Происходит так называемый эффект шампанского - лед взламывает асфальт трещинами.
Артем Фарвазутдинов въехал в яму, габариты которой составляли почти два на два метра, глубина и вовсе двадцать сантиметров.
- Я сначала даже не понял, что случилось, - вспоминает Артем. - Но когда взглянул на машину снаружи, увидел что всю «ходовку» просто вынесло.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог» требует, чтобы состояние трасс соответствовало «правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам». Согласно существующему ГОСТу выбоины на дорогах не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. А если все же размеры ямы превышают установленные данные, то она должна быть обозначена специальным знаком. В случае с Артемом, никаких знаков не было, а вот приличная яма была.
- Надо же так на ровном месте вляпаться, - возмущается Артем, - и это ни где-то во дворе, а в центре города на улице Менделеева.
Юридически грамотные автовладельцы сразу же фотографируют поломанную машину и яму, поскольку дорожные службы, в подобных ситуациях часто проявляют чудеса оперативности и быстро устраняют дефекты дорожного покрытия. Вооружившись фактами, пострадавшие смело идут в суд за возмещением материального и морального ущерба. Гражданский кодекс утверждает, что вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. И суды, надо отдать им должное, как правило, выносят решения в пользу автовладельцев. Хотя с возмещением морального вреда дело обстоит несколько сложнее. В России суммы возмещения морального вреда ещё не высоки.
Но наш герой, решил поступить иначе и подал иски не только к администрации Уфы, но и местной ГАИ, а также потребовал привлечь в качестве третьего лица, ответственного за сохранность дорог и прокуратуру Башкирии. В своем иске автовладелец требует обязать ответственных лиц в 10-дневный срок ликвидировать все дефекты дорожного покрытия в Уфе.
- Можно было воспользоваться стандартной схемой возмещения ущерба, - говорит Артем. - Но у меня нет гарантии, что я вновь не попаду в такую же историю. Если каждый потерпевший будет поступать как я, то может дорожная проблема и сдвинется с мертвой точки.
Действительно, согласно закону все обязанности по соответствию дорог стандартам и вся ответственность «возлагается на орган исполнительной власти».
И если бы власти понимали, что армия автолюбителей, пострадавших на улицах, способная отсудить средства равные деньгам, отпущенным на ремонт дорог, то, наверное, «дорожная» проблема исчезла сама собой.
Источникx