Как правильно давать деньги автоинспектору? На этот по-прежнему актуальный вопрос дает исчерпывающий, "согласованный двумя заинтересованными сторонами" ответ газета "Золотой Рог".
Односторонняя схема движения в центре Владивостока работает уже достаточно давно, однако автомобилисты продолжают терять права и деньги за выезд "на встречку". Недавно "против шерсти" по ул. Уборевича проехала и наша знакомая Марина В. Правда, недалеко. Уже через 50 метров - напротив городской стоматологии - ее "принял" наряд ДПС.
В течение 20 минут автоинспектор учил нарушительницу уму-разуму, рассказывал, как долго ей теперь придется ходить пешком, и, не дождавшись нужной ответной реакции, составил протокол и забрал права. Через полчаса, осознав всю тяжесть своего проступка и, главное, перспективу остаться на полгода без машины, Марина позвонила знакомому адвокату. За свои услуги тот запросил 15000 руб., но зато уже на следующий день права вновь лежали у нарушительницы в сумочке.
- Ты, что, с ума сошла, - удивились подруги, выслушав ее рассказ. - Ты же 10 "штук" на ветер выбросила. Дала бы автоинспектору 5000 - и дело с концом.
- Так он денег не просил, а сама я не решилась предложить. Вдруг за дачу взятки посадят. Да, и, честно говоря, не знаю я, как нужно деньги гаишнику давать...
В этой статье мы и расскажем, как правильно это сделать, чтобы и автоинспектора под статью не подвести, и самому не подставиться.
Без пафоса
Прошло уже более 8 лет с тех пор, как закон запретил любые денежные расчеты между водителями и сотрудниками ГАИ. Тем не менее заплатить штраф "на месте" все еще можно. Разумеется, деньги в этом случае пойдут не в местный бюджет, а в карман автоинспектору.
Да простит нас "высокое милицейское начальство" и ярые борцы с коррупцией, но, на мой взгляд, ничего страшного в этом явлении нет. Несмотря на бравурные заявления господина Нургалиева, инспекторы ДПС деньги брали, берут и брать будут. Хотя бы потому, что мы - водители - им эти деньги сами даем. Нам так проще и, что греха таить, выгодней. Поскольку взятка гаишнику, как правило, меньше, чем установленный законом штраф за данное нарушение ПДД. Кроме того, за некоторые грубые нарушения штраф Административным кодексом вообще не предусмотрен, - только лишение прав.
Сразу скажем, если это действительно грубое нарушение, опасное для окружающих, то мы только "за". Однако некоторые статьи КоАП депутаты Госдумы явно принимали на больную голову. Иначе как можно объяснить, что прав можно лишиться за красные болтики на номерных знаках, нечаянный въезд "под кирпич" на дорогу с односторонним движением или якобы "неправильный" ксенон. Поэтому в некоторых случаях лучше дать взятку автоинспектору, чем встать в позу законопослушного гражданина и потом полгода ходить пешком.
На наш взгляд, существуют лишь две ситуации, когда "расчет на месте" недопустим и должен караться по всей строгости закона. Это плата за езду в пьяном виде или обгон "по встречке" и вымогательство денег у водителей, которые никаких правил вообще не нарушали. Впрочем, "развод" невиновных водителей в Приморье встречается нечасто. По той простой причине, что нарушителей на наших дорогах пруд пруди, и любой инспектор легко может найти действительно виновного.
Во всех остальных случаях гораздо проще расплатиться на месте. Вот только далеко не все водители знают, как правильно это сделать. Честно говоря, найти ответ на этот вопрос оказалось очень сложно. Обращение за разъяснениями к знакомым "гаишным начальникам" успехом не увенчалось. В лучшем случае они крутили пальцем у виска: мол, у Вялкова (автор публикации. - Прим. ред.) совсем "крыша поехала", такие вопросы задавать. В худшем - "становились на трибуну" и начинали убеждать, что давать деньги сотруднику ГАИ - зло, более того - преступление, и с таким "пережитком прошлого" необходимо бороться. Хотя, на мой взгляд, пережитком прошлого вы-глядит как раз автоинспектор, денег не берущий.
Рядовые инспекторы ДПС особым желанием раскрывать свои "профессиональные секреты" тоже почему-то не горели. Пришлось давить на их материальную заинтересованность: "Вы же деньги теряете от того, что водитель неопытный и не знает, как правильно расплатиться. В результате ваши кровные уходят потом адвокатам".
В общем, с грехом пополам, но двух инспекторов на откровенность вызвать удалось. Кроме того, своим богатым жизненным опытом поделились бывшие сотрудники ГАИ.
Десять секретов
1. Деньги берет подавляющее большинство инспекторов ДПС. Возможно, даже все, но не всегда. Иногда они выполняют "план" по нарушителям (чаще всего это происходит в конце месяца). Узнать таких инспекторов просто: они без лишних разговоров забирают документы и сразу же начинают оформлять протокол. При этом сесть в патрульную машину водителю не предлагают, оставляя его за бортом. В этом случае договариваться бесполезно, даже не пытайтесь. Известны случаи, когда излишне надоедливому водителю инспектор сам деньги предлагал, лишь бы тот заткнулся и не мешал писать протокол.
2. Нельзя предлагать деньги автоинспектору, если в одном месте стоят сразу несколько патрульных машин. Не подставляйте его и сами не рискуйте. Если гаишники работают на двух автомобилях - патрульном и гражданском, то первым "проявлять инициативу" тоже не рекомендуется. Идеальный вариант для решения вопроса "без протокола" - два автоинспектора на одном автомобиле. При этом один гаишник работает на улице - останавливает нарушителя и препровождает к машине, а второй его "оформляет".
3. Внимательно слушайте, как представился остановивший вас сотрудник милиции.
Если это окажется не инспектор ДПС, а инспектор какого-нибудь другого отдела ГИБДД (розыска, автотехнической инспекции, дорожного надзора и пр.), деньги давать нельзя. Скорее всего, на дорогу их начальство отправило - показатели работы улучшать. Поэтому им протоколы нужны, а не ваши деньги. У них есть другие способы заработать.
4. Нельзя предлагать деньги на стационарных КПП в дневное время, в присутствии посторонних людей или нескольких сотрудников ГИБДД. А вот вечером, или если вас препроводили оформлять протокол в отдельный кабинет, "договориться" можно.
5. Инспектор ДПС не меньше водителя боится погореть на взятке. Поэтому важно его не спугнуть. Если вы сначала попытаетесь избежать ответственности, намекая на связи в правоохранительных органах, протокол вам гарантирован: деньги гаишник уже точно не возьмет, но и "связей" не испугается. Он прекрасно знает, что после истории со Старинцом ни один милицейский начальник хлопотать за нарушителя (даже своего хорошего знакомого) не станет.
Кстати, иногда гаишники сами пытаются выяснить наличие у нарушителя связей в правоохранительных органах. "Да что вы так волнуетесь? - говорят они. - У вас же есть знакомые в ГАИ. Завтра сходите и заберете эти права". И если вы ответите: "Да есть, но..." - всё, разговор окончен. Через 5 минут получите на руки протокол.
6. Открытым текстом выпрашивать взятку гаишник сегодня не будет, есть риск нарваться на проверку. Но по его поведению определить возможность откупиться можно. Так, 100-процентным признаком "сговорчивости" автоинспектора является приглашение нарушителя в салон патрульного автомобиля. В этом случае можете сразу начинать каяться в грехах и просить о снисхождении: "Командир, может, для первого раза предупреждением ограничимся?" При этих словах следует положить на сиденье купюру нужного достоинства. Употреблять в разговоре слова "взятка", "деньги", "договориться", "заплатить штраф на месте" и прочие прямые указания на денежные отношения не следует. Правильнее говорить "простите" или "предупредите", подкрепляя слова демонстрацией купюр.
7. Еще один явный намек на возможность "заплатить штраф на месте" - разговорчивость автоинспектора, сочувствие нарушителю. "Ну, что же мне с вами делать?", - и долгое изучение документов. Протокол в это время инспектор крутит в руках, но не заполняет.
8. Если вы не собираетесь "договариваться" или у вас нет денег, то нужно сразу сказать об этом инспектору. Типа: "Товарищ капитан, вину свою признаю - знак не заметил. Но денег нет, поэтому выписывайте штраф". Еще один вариант: "Командир, я готов понести наказание, но это всё, что у меня с собой есть", - и показать расправленные веером купюры. Если инспектора эта сумма устроит, он вернет вам права, а вы оставите деньги в машине. Если не устроит, то в милицейской базе данных одним нарушителем станет больше. На предложение "давайте я домой за деньгами съезжу или сейчас позвоню брату, чтобы он деньги привез" может повестись только очень жадный либо очень глупый гаишник. Таких осталось немного, поэтому лучше даже не пытаться.
9. Сумма "откупных" зависит не только от тяжести нарушения, но и от благосостояния нарушителя (определяется по машине). Владельца "сотой Короллки", выехавшего на встречку, могут и за "штуку" простить, а водителю "сотого Крузака" придется заплатить в 5 раз больше. К сожалению, точного прейскуранта на этот счет у гаишников нет. Особенно по так называемым "лишенческим" статьям. Но если в Кодексе за данное нарушение предусмотрен штраф, то заплатить инспектору придется примерно половину.
10. Деньги из рук в руки передавать нельзя. Самый надежный способ - положить их на пассажирское сиденье машины. Если сумма инспектора не устроит, и он начнет возмущаться: "Вы что, мне взятку даете?", всегда можно сказать, что деньги просто выпали. Или заявить, что вы их пересчитываете, хватит ли на вызов адвоката. Такой ответ даже судью (не дай бог, конечно) устроит.
Из личного опыта
Как это происходит в Москве? Вспоминаю 2005 год. Едем из аэропорта Внуково в сторону центра. За рулем девушка. Летит со скоростью больше 100 км/ч и обгоняет через двойную сплошную какую-то "черепаху". Буквально через несколько секунд слышим: "Красный "Ниссан Икстрейл" номер такой-то, примите вправо и остановитесь". Нарушительница перестраивается и метров через 200 заезжает на АЗС. Сзади останавливается милицейская машина, и из нее выходит инспектор ДПС. Моя спутница вкладывает в "бумажник водителя" 500 рублей, и через открытое окно подает документы гаишнику. Тот берет бумажник, вытаскивает из него "пятихатку", возвращает документы и идет к своей машине. Занавес. Автоинспектор и водитель не сказали друг другу ни слова (!) и "уладили вопрос" буквально за 15 секунд.
Как это происходит в Приморье?
Еду на чужой машине в Хасан. Доверенность есть, но в страховку не вписан. Занадворовский КПП миновал благополучно, но в одном из сел имел неосторожность превысить скорость на каких-то 15 км/ч. Инспектор показал радар и отправил в машину к напарнику, уже выписывающему штраф такому же "гонщику", как я. Разбираться "по-честному" желания нет - всплывет отсутствие страховки. Поэтому протягиваю в окно милицейской машины 200 рублей, говорю, что виноват, спешу и времени на составление протокола нет. Инспектор, к моему удивлению, деньги не взял: "Подождите. Видите, я занят. Потом с вами разберемся". Через несколько минут первый нарушитель вышел из патрульной машины, и я сел на его место.
"Что же вы меня оскорбляете, деньги предлагаете. Да еще в присутствии другого водителя!". "Да Вы что? Это не я вас оскорбляю, а этот водила на букву М. Скорость превысил, а деньги не платит, заставляет протокол писать. Своего времени не жалко, так хотя бы чужое пожалел. А я честный человек: нарушил - плачу!"
Инспектору, судя по всему, такая точка зрения оказалась близка и понятна. Но деньги он почему-то опять не взял. Повисла тишина. Я мну в руке злосчастные две сотни, страж порядка молча изучает мои права и пустой протокол. Пауза явно затянулась.
Наконец инспектор не выдержал: "Да вы деньги-то на сиденье положите", после чего вернул документы и пожелал счастливого пути.
x