DAS IST PHANTASTISCH!
1949 год. Послевоенная Германия. Растерзанная войной страна живет впроголодь. Только что проведена денежная реформа. Конрад Аденауэр назначен первым федеральным канцлером. Начинается действие плана Маршалла, направленного на восстановление страны... А пока люди моются не чаще, чем раз в неделю, и хорошо, если в доме есть простое мыло. В условиях всеобщей нищеты «народная» марка Schwarzkopf выпускает на рынок экономную продукцию, основанную на собственных разработках 1903 года.
1990 годы. Рушится Берлинская стена. Богатая Западная Германия объединяется с бедной ГДР. Социализм наглядно демонстрирует миру свое «превосходство». Но ничего, у немцев уже есть опыт восстановления экономики... Немецкие концерны не только продают свою продукцию во всем мире, но и, скупая акции ведущих иностранных фирм, становятся интернационациональными. Scwarzkopf&Henkel поглощает лос-анджелесскую Dep.Corp и греческую Rilken. Концерн Beiersdorf (BDF) покупает швейцарские торговые марки — JUVENA и La prairie. Wella, получив назад свою восточногерманскую Лонду, начинает развивать парфюмерное направление: в настоящее время она владеет акциями парфюмерии «Gucci», «Rochas», «Ghost», «Anna Sui», «Dunhil», «Mexx» , «Bogner», «Muelhens» (линии Gabriela Sabatini, Prescilla Presley, «4711»). В общем, немецкое экономическое чудо в действии.
ИЗ ГЕРМАНИИ ТУМАННОЙ
Помните, как пушкинский Ленский «...из Германии туманной привез учености плоды...» (правда, не успел ими попользоваться). Так вот, плодами от плодов, простите за тавтологию, немецкой учености в области фармацевтики и косметологии мы пользуемся уже очень давно.
С 1904 года начались продажи Schwarzkopf в Москве. Химик Ханс Шварцкопф свой первый оригинальный продукт, порошковый шампунь, уже через год после начала продаж в Берлине начинает экспортировать в Россию. Стоил он тогда, на немецкие деньги, двадцать пфеннигов, и даже не слишком состоятельные граждане Российской Империи могли себе позволить модное новшество. Уже при советской власти продукция Schwarzkopf&Henkel, к сожалению, стала доступной немногим, продавалась она только в «Березках». (Где можно было купить на «чеки» и знаменитые сине-белые жестяные баночки NIVEA.) Но в семидесятые-восьмидесятые годы началось контрактное производство в СССР. Московская «Свобода» стала производить бренды «Калодерма» (Kaloderma) и «Себорин» (Seborin). Рижский «Латвбытхим» делал средства для укладки волос «Тафт» (Taft), а в Краснодаре появилась линия красок «Игора» (Igora).
В девяностых начинается уже совсем другая история: в Москве регистрируются одновременно две компании: ЗАО «Шварцкопф» (Schauma и Gliss Kur) и компания Хенкос (Fa и Brilliance). С 1998 года в связи с приобретением концерном Henkel KGAA контрольных пакетов акций гамбургской компании Schwarzkopf и греческой Rilken в России также происходит слияние всех подразделений в одно — ЗАО «Шварцкопф», которое сейчас и занимается поставкой всей косметики перечисленных фирм. Кстати, показательно, что после печально знаменитого 17 августа 1998 года, когда многие компании существенно сократили поставки в Россию, а кто-то и вовсе ушел с нашего рынка, немцы поступили ровно наоборот — увеличили количество сотрудников и стали приспосабливаться к новым условиям. Как результат этой политики — начало российского производства (с 1999 года) шампуней Schauma (завод «Капелла» г. Дзержинск) и лаков Taft (завод «Арнест» г. Невинномысск).
ГДРовские (тогда еще) LONDA и Florena были для советского покупателя более доступны, чем западные торговые марки. И, конечно, чрезвычайно высоко ценились при нашем тотальном дефиците. Примерно с 60-х годов начались экспортные поставки этой «почти западной» косметики в СССР. Особенную ценность представляли продукты, начинающиеся с LONDA для парикма... Если вы откроете старые книжки-пособия для наших «цирюльников», то обнаружите подробные инструкции, как пользоваться «Лондестралем» (LONDESTRAL) или «Лондаколором» (LONDACOLOR). Florena также была настоящей отдушиной для любительниц «красивой жизни». Нашим молодым читательницам это трудно представить, но за демократичной косметикой с цветочным логотипом, которую вы сейчас найдете в любом косметическом ларьке, выстраивались километровые очереди, если ее вдруг «выбрасывали» на прилавок в каком-нибудь универмаге.
Интересная история произошла в 1993 году. Немецкий завод «Beromin Сhemie GmbH» специально для российского потребителя создал марку косметических средств по уходу за волосами и телом «Evelina» (не путать с польской «Eveline»). До 1998 года эта продукция производилась в Германии в городе Baesweiler. Но в связи с увеличением продаж и пожеланиями потребителей о снижении цены российская сторона приняла решение о размещении части производства на территории Российской Федерации, и в том же 1999 году в городе Истра был основан завод «Aromaterra».Сохранив немецкие рецептуры и технологию, завод «Aromaterra» представил полное соответствие российского продукта немецкому аналогу. В настоящее время продукция под торговой маркой «Evelina» — это четыре линии шампуней, две — пены для ванн, две — жидкого мыла, бальзамы и гели для душа. Естественно, все по очень доступным ценам, ориентированным на скромные доходы большинства наших соотечественников.
КОЕ-ЧТО О СТАРЫХ ЗНАКОМЫХ, ИЛИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ «ТИТАНОВ»
• Schwarzkopf&Henkel. История развития этой компании, по сути дела, — это история современной косметики. Судите сами.
В 1903 году основатель фирмы Ханс Шварцкопф разработал свой первый продукт — порошковый шампунь. Прежде для мытья волос использовали либо простое туалетное мыло, либо дорогостоящие масла.
В 1927 году удачливый химик-бизнесмен поставляет на рынок первый жидкий шампунь, который сразу же стал пользоваться неимоверным спросом. Компания стремительно растет. Он же основал «Институт по уходу за волосами»— первый центр профессиональной подготовки парикма...
1933 год был годом рождения первого прототипа современного шампуня. Onalcali — первый бесщелочной шампунь.
В 1947 году Schwarzkopf впервые представляет на немецкий рынок средство для холодной завивки.
1955 — появление средства Taft — «жидкой сетки для волос», как тогда называли привычный для нас лак для волос. Популярность нового средства была так велика, что в период экономического бума в послевоенной Германии в обиход входит новый глагол «taften», что означает формировать прическу с помощью лака для волос.
В 1969 году фирма выпускает Igora Toning — первую тонирующую пену для волос в Европе.
В 1995 году происходит слияние двух косметических гигантов — компаний Schwarzkopf и Henkel. Таким образом, на европейском рынке появляется крупнейший поставщик средств по уходу за волосами.
• Wella и Londa. У истоков концерна стояло маленькое семейное предприятие, основанное в 1880 году. В 2000 г. фирма отметила свое 120-летие. За это время Wella AG превратилась в крупнейшую международную корпорацию. Специалисты компании также внесли огромный вклад в развитие отрасли парикмахерских услуг и косметики для волос.
Именно они изобрели в 1924 г. химическую завивку.
В 1950 — первую крем-краску для волос («Колестон»).
В 1953 — кондиционеры для волос.
Началось все с парикмахера Франца Штреера, который основал в местечке Ротенкирхен в Саксонии свою фирму «Изготовление и сбыт тюлевой основы для париков».
Предприятие постепенно развивалось, и уже в 20-х годах началось производство первых косметических средств для волос. До середины 40-х годов только на головном заводе Ротенкирхена работают 300 человек.
В 1948 году оккупационные власти Восточной Германии экспроприируют собственность семьи Штреер. В ответ на это семья создает завод в г. Хюнефельд и несколько лет спустя учреждает в г. Дармштат общество Wella.
Фирма в Ротенкирхене становится «народным предприятием». Однако она сохраняет свой производственный профиль, продолжая выпускать косметику для волос, и с 1956 года выступает под новой торговой маркой LONDA.
В связи с усилением стремления к концентрации в экономике ГДР того времени все индивидуальные фирменные знаки в косметической промышленности были заменены головным фирменным знаком комбината FLORENA («Флорена») и единым знаком объединения «Реторта, переходящая в цветок». Однако неофициально фирме из города Ротенкирхен удалось на протяжении всего этого времени сохранить марку LONDA, используя ее в качестве начального компонента в наименованиях фирменных продуктов, например LONDACOLOR, LONDALON, LONDESTRAL.
С 1980 года LONDA становится лишь подразделением в составе предприятия Косметиккомбинат Берлин.
В начале 1990 года неприятности у фирмы LONDA, похоже, закончились, и она вновь получила статус самостоятельного предприятия и с 1 июля 1990 года, вернувшись в объединение Wella, выступает под фирменным названием «LONDA GmbH».
• Beiersdorf и Florena. Западные немцы и восточные. Конкуренты на нашем рынке. Beiersdorf больше известен у нас как поставщик популярных брендов NIVEA, 8X4, Аtrix, Labello. Менее известны его более дорогие марки — La prairie, JUVENA, FUTURO, Eucerin.
NIVEA. История этой фирмы началась с революционного изобретения первой эмульсии типа «вода в масле» (Eucerit). Это вещество было выделено доктором Исааком Лифшицем (Isaac Lifschuts) и впервые позволило смешать воду с маслом, более того, — сохранять смесь долгое время. Раньше косметика базировалась на животных и растительных жирах и быстро разлагалась, становилась негодной, так как жиры быстро делались прогорклыми. Осознав, какое важное открытие он сделал, Лифшиц назвал свое вещество Eucerit, «воск красоты».
В 1911 году владелец фирмы Beiersdorf Оскар Тропловиц (Oscar Troplowitz) начал разработку крема для кожи на основе этой эмульсии совместно с Лифшицем и дерматологом Паулем Унной (Paul Unna). В декабре этого же года на рынок был выпущен первый в мире «настоящий» в современном понимании крем для кожи. Назвали его NIVEA от латинского слова «nivius» — снежно-белый. Первая баночка была оформлена в стиле «ар-нуво» (art nuveau).
NIVEA — это декоративная косметика (NIVEA Beaute), уход за лицом (NIVEA visage), средства по уходу за кожей тела (NIVEA body), косметика для мужчин (NIVEA for men), косметика для детей (NIVEA baby), «солнечная серия» (NIVEA Sun), классические кремы (NIVEA creme), дезодоранты и антиперспиранты разных видов (NIVEA deodorant), средства по уходу за руками (NIVEA hand), кремы и бальзамы для губ (NIVEA lip care), косметика для зрелой кожи (NIVEA vitale), средства для смягчения кожи (NIVEA soft), уход за волосами (NIVEA hair care) и средства для принятия душа и ванны (NIVEA Bath Care).
FLORENA — старейшее немецкое косметическое предприятие, существующее более 150 лет. По ассортименту и ценовой политике — достойный конкурент для BDF. Фирма предлагает продукты для ухода за любой частью тела — с головы до ног и для любого человека, будь то ребенок, юноша или девушка, дедушка или бабушка. История этого солидного учреждения началась в середине девятнадцатого века с завода Бергмана (Bergmann) по производству зубных порошков и зубных паст.
Интересно, что брeнды NIVEA и Florena выпускают по 14 косметических линий.
У «Флорены»: Kids&Care — для детей, Body care— косметика для тела, Deo&Care — дезодоранты и антиперспиранты, Young face — молодежная линия, Suncare — «солнечная» косметика, Creme — классические универсальные кремы, Hand&Nail — средства для ухода за руками и ногтями, Show+Bath — косметика для душа и ванны, Face care — линия по уходу за кожей лица, Aktiv — уход за лицом для зрелой кожи, Hair care — средства для волос. И целых три линии для мужчин: Arctic — освежающая линия для спортивных мужчин, Wild River — косметика для взыскательных мужчин и For men — просто косметика для мужчин.
Не верите? Посчитайте сами — ровно по четырнадцать косметических линий у того и другого конкурента.
x