«СитиГид» 7: иллюзия упрощения
Автор: Сергей Цыганов
Дата: 24.01.2012
Анонс: Только мы успели рассказать про новую версию «Навитела», а главный конкурент — «СитиГид» — тут же выпустил масштабное обновление своей навигационной программы, которая теперь обещает стать значительно более удобной и простой в освоении. Подробности — в этом материале
За минувший год почти у всех отечественных навигационных программ появились новые версии или существенные доработки старых. «Навител» выпустил релиз 5.0 и начал работать с АвтоВАЗом, «ПроГород» запустил пробочный сервис, Sturmann вышел из коротких штанишек WinCE и начал поставки для смартфонов… Даже «Автоспутник» официально начал продажи долгожданной версии 5.0, но не вынес, судя по всему, постоянных перегрузок от соперничества с «Навителом» и тихо покинул рынок. А ведь «Автоспутник» ещё три-четыре года тому назад был одним из двух лидеров рейтинга (вместе с «Навителом») и именно от него ждали решающего спурта в этом многолетнем единоборстве. Не случилось. И место «Автоспутника» занял «СитиГид», самая инновационная на сегодняшний день навигационная платформа.
Создатели «СитиГида» готовили новую программу долго, пройдя через многотрудное увлечение обилием оригинальных сервисов. Последние полтора-два года «СитиГид» представлял собой подобие лаборатории по обкатке необычных идей, которые в голове его директора Андрея Сабайдаша генерируются, кажется, круглосуточно. Внедрение статистического прогноза для заполнения «белых пятен» в пробочной карте, векторные пробки, определение местонахождения другого владельца навигатора с «СитиГидом», информационные каналы для чтения новостей с экрана навигатора… Да, собственно говоря, и сама идея сбора информации о скорости движения потоков автотранспорта через обратную связь с пользователями — тоже их, ситигидовская, и даже защищена патентом… Можно с уверенностью сказать: по концентрации ноу-хау на единицу программной площади «СитиГид» ушёл далеко вперёд от всех коллег и конкурентов. Ушёл, чтобы в какой-то момент, растерявшись, признать: все эти инновации — лишь приправа к основному блюду, а коммерческий успех определяют вовсе не они. Как-то так оказалось, что никто не выбирает навигатор по способности вместо одной «пробочной» линии нарисовать три или по наличию развитой функции отправки SMS с экрана. Более того, многих неофитов отпугивает перенасыщенность «СитиГида» — им бы что попроще и попонятнее.
И вот «СитиГид» от позиции «ни слова в простоте» закономерно пришёл к тому, что ещё пару тысяч лет назад постулировали каббалисты: совершенство не бывает многосложным. И новая версия программы суть шаг обратно, в «золотой век», в «великую прозрачность смыслов».
«СитиГид» 7.0 — это, прежде всего, радикально переработанный интерфейс. Сохранив все свои фирменные функциональные «фишки», программа стала более понятной, более приятной в управлении. Проиллюстрируем это примерами.
Главная функция любой программы — адресный поиск. Это то, с чего начинают пользователи знакомство с навигатором. И этим же часто и заканчивают — большинству от него большего и не нужно.
Ситигидовцы сделали поиск максимально наглядным, совместив адресные строки с картой в пределах одного экрана. Вбивая данные через экранную клавиатуру, пользователь на любом этапе выбора адреса (страна, город, улица, здание, перекрёсток) волен посмотреть результат на карте, не выходя при этом из режима поиска.
В нижней строке есть две кнопки — «назад» и «на карту», нажимая которые можно вернуться к клавиатуре или полноэкранной карте. Это реально удобное нововведение, думается, что и другие производители навигационного ПО скоро внедрят подобное.
«СитиГид» 7.0 ушёл от раздражавшей многих в предыдущей версии программы неоднозначности кнопок «старт» и «финиш». По логике, выбрав необходимый адрес или POI, нужно нажимать «старт», по смыслу это эквивалентно значению «поехать к нужному месту». Но нет, для того, чтобы поехать, жать нужно было как раз на «финиш», задавая таким образом конечную точку маршрута. А «старт» — это начальная точка, которая, по мнению разработчиков, не обязательно должна соответствовать текущему местоположению пользователя. В «семёрке» всё встало с головы на ноги: кнопка «поехать» здесь отвечает именно за «поехать», из положения «здесь и сейчас». А прокладка некоего отложенного маршрута убрана в глубины меню (все возможности, связанные с прокладкой маршрута, теперь скрыты под кнопкой «или…»), где ей и самое место. Те, кто пользуется навигацией от случая к случаю и не запоминает нюансов функционирования программ, будут довольны — о них подумали, им более не предлагают неоднозначных и неочевидных вариантов.
Главное меню программы теперь тоже показано на фоне карты, нет нужды переключаться, отслеживая местоположение и маршрут. Чтобы пользователь ни задумал сделать, в какие бы режимы и настройки ни решил зайти, он всегда будет видеть в правой части фрагмент карты.
Само меню — четыре кнопки в правой части: «избранное», «поиск», «маршрут» и «разное». Нажатие каждой из них ведёт ко множеству подразделов, и тут уже полный уход с карты становится неизбежным. Выбор категорий для показа в главном меню видится оправданным, только не совсем удачным кажется название кнопки «разное», логичнее было бы назвать её «инструменты» (ещё более понятное «настройки» не проходит — в этом разделе показываются не только настройки, но и POI).
Наверное, самой впечатляющей доработкой эксперты признают новый внешний вид карты. То, что изменились колористика и относительные масштабы (дороги, даже самые мелкие, теперь прорисованы более внятно) — это ещё не достижение. Главное, создатели смогли добиться простыми графическими средствами иллюзии присутствия на местности. Вот представьте: вы едете по городу, а навигатор показывает окружающую обстановку во всех её архитектурных подробностях. Здания — не условные прямоугольнички на карте, а 3D-изображения, соответствующие реальности.
Ситигидовцы об этой работе рассказывают взахлёб и с горящими глазами, дескать, два сотрудника московского офиса за пару месяцев объехали Центральный округ Москвы и потом отрисовали каждое (каждое!) здание в пределах ТТК. Отрисовали с приличной достоверностью, с сохранением этажности, некоторых архитектурных особенностей и пр. Разумеется, детализация ограничивается пределами разрешения карты и здравым смыслом, лепнину на балюстрадах и створки окон не воспроизводили. Но в целом здания узнаваемы.
Конечно, идеальным вариантом было бы дать фотографические изображения местности, но тут есть существенное ограничение — производительность навигатора. Представляете, сколько будет «весить» карта с реальными изображениями зданий, ведь в неё нужно заложить возможность масштабирования и изменения угла обзора. Реально ли вообще создать фотокарту, способную показывать местность под разными углами, с плавным изменением? Так что графики вполне достаточно, по крайней мере на нынешнем этапе развития навигации.
Особенно удались ситигидовцам ночные темы со зданиями, в которых светятся окна. И вообще, дневная тема оформления вышла излишне светлой, так что даже в дневное время удобнее пользоваться ночными видами.
Заметим, что работа над отрисовкой местности продолжается, благо за пределами ТТК всё пойдёт быстрее. Дело в том, что на окраинах оригинальной архитектуры очень мало, там, в основном, расположены дома типовых серий. Их и отрисовывать-то не надо, достаточно подготовить шаблоны и вставлять по мере необходимости. Полностью Москву и Петербург (в нём тоже отрисована пока только центральная часть) «отработают» за несколько месяцев, параллельно готовя картинки других крупных городов России.
Управление видами — полный блеск, никогда ещё кнопки масштабирования и наклона не были столь удобными. Они полупрозрачные, расположены на традиционном месте — в правой части экрана. Причём уровень прозрачности выбран ювелирно: кнопки не мешают просмотру карты, но при необходимости глаз легко на них фокусируется. Вот только сам процесс масштабирования происходит медленнее, чем ожидаешь.
Интересно решена панель индикаторов. Сейчас все программы так или иначе копируют найденное в своё время в i-Go положение стрелочек — указателей предстоящих манёвров — в полупрозрачном прямоугольнике в левом верхнем углу экрана. «СитиГид» тут выступил разрушителем традиций: все индикаторы сгруппированы в полуовале, в левом нижнем углу. Это самый неоднозначный элемент нового дизайна: с одной стороны, выглядит красиво и прикольно, но с другой — читаемость символики упала. Или просто требуется время на переадаптацию?
В «СитиГид» 7 введён плавный скроллинг, работающий на WinCE. Напомним, данная операционная система (в отличие, допустим, от Android) такую функцию не поддерживает, пришлось реализовывать скроллинг самой программой навигации. Это, конечно, не особенное новшество (в Mio Spirit подобное было сделано ещё три года тому назад), но приятное. Не сказать, что результат вышел сильно впечатляющим: по плавности скроллинга «СитиГиду» до iPhone ещё далеко, но начало положено.
Нажатие на нижнюю панель в режиме карты вызывает дополнительное меню управления навигацией, то же, что спрятано под литерой «или...» на основной странице меню поиска.
Но есть ещё одно быстрое меню, которое пользователь может настроить по своему усмотрению. Активируется оно нажатием на полупрозрачный значок с кнопкой «Ё» и позволяет вызвать дополнительные шесть кнопок.
Каких — это каждый выбирает сам, ориентируясь на собственные предпочтения. Выбор предоставляется из 27 функций и режимов! Только, к сожалению, осталось непонятным, как перенастроить эти кнопки, в кратком руководстве про них нет ни слова, а подробной инструкции к программе пока не прилагается.
Если бы не эта непонятность, впечатление от нового «СитиГида» было бы самым восторженным: наконец-то программа стала такой, какой должна быть, почти интуитивно понятной. Почти — это потому, что даже в самых совершенных интерфейсах зануда найдёт, к чему придраться, даже «айфоновское» совершенство кое-кого раздражает. Что ж, в деле оценки скорости и простоты постижения ПО велика доля субъективного, не говоря уже об IQ оценщика. Возможно, это у автора проблемы…
Общая эстетика визуальной части программы — на твёрдую четвёрку, и это в ещё большей степени субъективная оценка. Не очень понравилась дневная тема оформления и кое-какие цветовые решения, а вот символы категорий POI на карте, выбранные шрифты, значки конкретных функций понравились стопроцентно. И самое главное: ситигидовцам удалось избежать кучности элементов карты — правильно выбран масштаб, при котором появляются номера домов, отфильтрованы все «лишние» элементы, характеризующие местность. А какова картинка неба! Настоящее синее небо с настоящими белыми облаками! А в ночной теме — натуральная вечерняя синева. «Навителу», допустим, до такой наглядности далеко, несмотря даже на заметную оптимизацию карты в версии 5.0.3.
Теперь несколько замечаний по работе программы. Движок, судя по всему, значительных изменений не претерпел, по крайней мере функции, к которым привыкли продвинутые пользователи «СитиГида», тут тоже реализованы. В качестве тестового навигатора у нас был Oysters Chrom 2010 без модуля GSM, так что работу «пробок» мы не посмотрели. Но все опции, не связанные с Сетью, работают так же или примерно так же, как раньше. По-прежнему стоит похвалить простоту эмуляции маршрутов. Так, будучи отрезанным от GPS (например, сидя на работе, в здании), очень легко и без дополнительных подсказок можно посмотреть, как навигатор поведёт из одной точки в другую. Тут и скоростная прокрутка весьма кстати: перемещение фрагментов карты по экрану всегда было довольно нудным делом.
Отметим проблемы с работой пальцами, без стилуса: пока управлять «СитиГидом» без него некомфортно. Не значит, что невозможно, но лучше это делать пером. Данное замечание касается, прежде всего, манипуляций с экранной клавиатурой, которую ситигидовцы привели в традиционный вид, уйдя от двойных-тройных нажатий. Не факт, что прежний вариант клавиатуры был плох, — он был непривычен, и тут питерцы пошли на поводу у конъюнктуры: публика требует «нормальную» клавиатуру — нате. Так вот, лучше б они оставили прежний вариант, он был гораздо более приспособлен для набора букв и цифр пальцами.
Карты «СитиГид» берёт, как известно, от разных поставщиков, компилируя и дорабатывая. Что ж, создателям этих компиляций удаётся держать дорожные графы «в тонусе», проверка актуальных изменений условий проезда по Москве ошибок не выявила. «СитиГид» знает все переводы улиц на односторонний режим
и большинство «разметочных» нововведений. Все изменения последнего времени мы не проверяли, да это и не нужно, достаточно того, что на произвольно выбранных адресах «семёрка» не облажалась. Даже там, где пасует «Навител», — при проезде с улицы Вешних Вод в сторону Ярославского шоссе, в область. Знает, что там «кирпич»!
Итого. «СитиГид» 7 — это старая программа в новой оболочке, на голову более совершенной и продуманной, чем прежняя. Самые большие достижения ситигидовцев заключаются в дизайне и общем оформлении, по этому свойству программа вплотную приблизилась к эстетическому лидеру — Shturmann, в некоторых аспектах даже его превзойдя. Это козырь, который может стать отличным маркетинговым элементом. А маркетинг и настойчивое продвижение себя — это то, чего «СитиГиду» сейчас так не хватает. Хотелось бы думать, что работа по совершенствованию программы принесёт ситигидовцам новых почитателей и покупателей, но вряд ли это случится само собой. Сделать хороший продукт — это меньше половины дела. Как говорила Цветаева «первая строчка от Бога, а потом работа, работа, работа…». Создателям «СитиГида» пора браться за работу. По продвижению.
с 1997-2012 3DNews | Daily Digital Digest | Лицензия Минпечати Эл ФС 77-22224
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия редакции 3DNews.
x