---
Господи, благослови, отче.
От персов впервые узнали о Христе: ничто не остается скрытым от тамошних книжников, которые прилежно занимаются всем, что вырезано на золотых досках и лежит в царских святилищах. Здесь же скажу нечто, слышанное от тамошних жрецов: есть кумирница, посвященная Ире , она находится за царскими домами. Царь Кир, знаток всякого благочестия, устроил ее и поставил в ней золотые и серебряные статуи своих богов, украсив их драгоценными камнями.
Но, чтобы не говорить об утвари, продолжу свою речь. В те дни, как значится в записях на досках, когда царь вошел в кумирницу, чтобы узнать разгадку сна, жрец Пруп сказал: "Порадуюсь вместе с тобою, владыка: Ира зачала во чреве". Царь же, улыбнувшись, сказал ему: "Умершая ли имеет во чреве?" Он же ответил ему: "Да, и умершая ожила, и жизнь рождает". Царь же сказал: "Что это значит, скажи мне!" Жрец сказал: "Поистине, владыка, настало время. Здесь всю ночь пребывали в ликовании статуи мужей и жен, говоря друг другу: "Идите, порадуемся вместе с Ирой!" И сказали мне: "Пророк, иди, радуйся вместе с Ирою тому, что она возлюблена". Я же ответил: "Кто мо-жет возлюбить ту, которая не существует?" Они же сказали: "Ожила она и теперь называется не Ира, а Урания, ибо ве-ликое Солнце возлюбило ее"".
Статуи же жен говорили мужам, словно одобряя сделанное, что возлюбленная - Источник. "Ира ведь не помолвлена за плотника". И сказали мужские статуи: "Действительно, Ис-точником назвали ее верно, но имя ей Мария, которая в своем чреве, как корабль в море, несет много добра. А если она и есть Источник, пусть это так понимается: источник воды вечно рождает источник духа, в нем одна рыба, уловляемая бо-жественною удою, весь мир, раз он в море живет, своей пло-тью кормит. Верно сказано, что плотника имеет она иного: не от мужа рождает того плотника. Этот рождаемый ею плот-ник, сын старейшины плотников, трикратно составленный, создал премудрым искусством небесный покров на три части всей вселенной, стропило укрепив словом".
Пребывали же статуи в споре об Ире и Источнике, и еди-ногласно сказали: "Когда кончится день, все всё узнаем". И сказал жрец: "Теперь, владыка, пробудь здесь остаток дня. Будет окончательное разъяснение совершившегося, не просто так случилось явленное". Царь же оставался здесь и увидел, что статуи богов стали предсказывать будущее иг-рой на гуслях, а певцы стали петь, и все, сколько их там бы-ло внутри, четвероногие и птицы, серебряные и золотые, на-чали петь каждый на свой лад. Царь же был объят ужасом и исполнился страха, и хотел уйти, ибо не мог вынести про-исходившего у него на глазах беспорядка. Жрец же ему ска-зал: "Возвести, царь, приспело уже конечное откровение, которое Бог соблаговолил нам явить".
Пока они так беседовали, раскрылась крыша, и сошла вниз светлая звезда, и стала над статуей Источника, и был слышан такой голос: "Источник, Господи, Великое Солнце послало меня к тебе возвестить и вместе с тем служить тебе. Непороч-ное писание, служу тебе, о мать первого из всех чинов, явля-ющаяся невестой триименному и единому божеству. Зовется же неописуемый младенец Начало и Конец, начало спасения, конец же погибели".
Лишь только раздался этот голос, все статуи пали ниц, только Источник остался стоять, на нем же оказался водру-жен царский венец, с камнями, называемыми рубин и изум-руд, и этими камнями украшенная звезда. Над Источником стояла звезда.
Царь же приказал привести всех, сколько их было в цар-ской земле, мудрецов, занимающихся разгадыванием знаме-ний, глашатаи же созвали их трубами. Пришли все в кумирницу, и когда увидели звезду над Источником и звездный венец с драгоценными камнями, и статуи, лежащие на полу, то сказали царю: "Род божеский и царский склонился, являя образ небесного и земного царя. Карийский же источник - есть дочь земли Вифлеемской, венец - знак царя, звезда - небесное знамение чуда, совершающегося на земле. В Иудее возникло то царство, которое отвергает память об иудеях. А то, что боги повержены ниц, означает, что пришел конец их почитания. Явившийся достоин больших почестей; как прийти новому, не отвергнув существующего? Итак, теперь Царь, отправь послов в Иерусалим и найдешь воплотившегося сына Вседержителя, которого держат телесные женские руки".
Звезда же та оставалась над Источником, нареченным Небесный, до тех пор, пока не пошли волхвы, тогда отправилась вместе с ними.
Когда наступил вечер, в эту же кумирницу явился Дио-нис со своим войском и сказал кумирам: "Источник уже не один из вас, но над вами стоит, поновляя человеческую сущ-ность божественным зачатием. Жрец Пруп, что ты делаешь, сидя здесь? Достигло нас описанное деяние, и мы будем от лица, облеченного властью, уличены в том, что лживо мечтали - мечтали и владели - владели. Поэтому и не даем предсказаний, от нас отнята честь, бесславными и лишенны-ми почести стали мы; один только есть, взявший свою по-честь".
Они же сказали: "Не ропщи! Не потребуют больше персы дани ни от земли, ни от воздуха! Ведь учредивший дани при-шел, принося дань пославшему его, преобразуя старый образ и возрождая новый, подоспел уже своим духом. Небо с зем-лею радуется, земля же хвалится, принимая небесное прослав-ление. То, чего не случилось вверху, произошло внизу. Кого блаженный чин не видел - неразумный видит. Тем пламя грозит, а на этих роса падает. Кариин благословенный Источ-ник родился в Вифлееме. Какова благодать Источника быть возлюбленной Небесного и какова благодать обрести место в благодати! Расцвела Иудея, что значит: к чужим и к чуже-странцам пришел Спас. Несчастным успокоение увеличивается; женщины, достойно ликуя, говорят: “Госпожа, Источник, приносящая питье, ставшая матерью небесного светила, обла-ко, защищающее от зноя, весь мир обращая, вспомни о своих рабах, дорогая Госпожа!”"
Царь же, нимало не промедлив, отправил с дарами нахо-дившихся в его царстве волхвов, звезда же их вела. Когда они вернулись, то рассказали обо всем, что с ними случилось, и тогда записал он на золотую доску так: "Когда мы прибыли в Иерусалим, то знамение, сопро-вождавшее нас, всех смутило, и иерусалимляне говорили: Что означает приход персидских мудрецов вместе с появ-лением звезды?” И спрашивали нас старейшины иудейские о будущем и о том, ради чего мы пришли, и мы отвечали, что “родился тот, кого вы называете Мессией”. Они же смути-лись, но не смели нам воспротивиться.
Те же сказали нам: “Так о небесном суде расскажите, что вы узнали?” Мы же им отвечали: “Неверием вы больны и не имеете веры ни с клятвою, ни без клятвы, а следуете своему безрассудному разуму. Ведь родился Христос, сын Вышнего, разрушая закон ваш и собрание. Поэтому, пораженные уко-ренившимся колдовством, вы не склонны слышать об этом имени, которое внезапно явилось вам”. Они же, посоветовав-шись между собой, просили нас забрать дары и молчать об этом. Так они делали из-за чужих, чтобы не было самим стыдно. А мы отвечали им: “Мы принесли ему почетные да-ры, ибо возвестили о божественном чуде в нашей стране и о величестве, когда он рождался. А вы говорите, чтобы мы, взяв дары, скрыли явленное нам небесным Божеством и пре-ступили повеление нашего царя. Или вы забыли, сколько страданий вы приняли от ассирийцев?” Они же, испугавшись и много молившись, отпустили нас. А когда царь иудейский привел нас к себе, говорил с нами и спрашивал нас, мы отве-чали ему о том же, и он очень смутился, и мы пошли от него, не придав значения его словам, словно он и не царь.
Пришли мы туда, куда были посланы, и увидели родив-шую и родившегося, а звезда указывала нам на господнее Дитя. Сказали мы матери его: “Как зовешься, преславная мать?” Она же ответила: “Мария”. И сказали мы: “Откуда ты родом?” Она же сказала: “Из здешней Вифлеемской земли”. И мы снова к ней: “Не имела ли ты когда-нибудь мужа?” Она же говорит: “Только была помолвлена. Перед брачными обрядами, когда меня стало тревожить раздумье и когда наступила суббота и взошло солнце, явился ангел, благовестовавший мне некое удивительное рождение. Смутившись, я вскричала: "Никоим образом да не будет мне этого, господин, ибо мужа не имею". И он известил меня, что по воле Божией быть этому рождению”.
Мы же сказали: “О мать матерям, все боги персидские прославили тебя! Велико твое прославление, ибо ты стала выше всех славных!” Младенец же сидел на земле, и шел ему второй год, как он сам сказал, и имел мало сходства с лицом родившей его. Сама же она была высока ростом, со смугловатой кожей, круглолица, а волосы на голове были повязаны. Их же изображения мы отнесли в свою страну, и они были положены нашими руками, что было предсказа-но. Писано так в Диопетовой кумирнице: "Солнцу-Богу ве-ликому царю персидская держава написала". И, взяв мла-денца, и подержав его каждый на руках, и поклонившись, мы дали ему золото и смирну, и ладан, сказав ему: "Тебе с любовью воздаем честь, небесный Иисус. Никак иначе не было бы упорядочено беспорядочное, если бы ты не пришел. Никак иначе не соединились бы вышние с нижними, если бы ты не сошел. Не тогда будет исполнена служба, когда кто раба пошлет, а только тогда, когда сам придет. Достойно есть твоей премудрой хитрости так обмануть противников . Младенец же смеялся и одобрительно хлопал в ладоши в ответ на наши слова. И мы поклонились матери его, и она нас почтила, и мы отдали ей почести.
Потом мы пришли в то место, где остановились, и когда был вечер, явился нам страшный и ужасный ангел и сказал: "Быстрее уходите, чтобы не пало на вас некое умышление". Мы же, ужаснувшись, сказали: "Кто же умышляет против великого посла Божия?" Он же отвечал: "Ирод. И, встав тотчас, отправляйтесь с миром, спасаемые". Мы же поспе-шили и, сев на сильных коней, поехали оттуда со всем усер-дием. Возвестили все, что видели в Иерусалиме.
Вот только о Христе рассказали Вам. Знаем же Христа, спасением бывшего нам и всем верующим в него. Ему слава и держава во веки веков. Аминь".
x