qwarta:
|
Смысл моего цитируемого опуса (если он непонятен в оригинале) переводится следующим образом. Раз ты (т.е. там Наиль) приверженец логики и научного мировоззрения, то будь последовательным в своей методологии - либо докажи строго логически свое утверждение о том, что Бога нет, либо установи это экспериментально, чтобы твое утверждение обрело статус факта. |
хорошо, давай отталкиваться только от твоего "цитируемого опуса". Итак, ты предлагаешь науке доказать что бога нет.
Чтобы доказать наличие или отсутствие чего либо, необходимо определить это что либо. Это самое что либо, обнаруживается либо в ходе эксперимента, и тогда под результат опыта подгоняется теоретическая база, и выстраивается непротиворечивая логика рассуждений. Либо наоборот, это самое нечто предсказывается теоретически, и тогда для доказательств необходимо экспериментальная проверка. Доказывать отсутствие того, что и так никак себя не проявляет и не следует не из каких рассуждений вообще то отдает идиотизмом
Очевидно, что при таком подходе, понятие бога, не является даже предметом диалектического обсуждения. В противном случае науке придется доказывать существование всякой ерунды, как например, гарваклитов, нефцихлопиков, и ривольнокруговой дивзавтомии
. И если она не сможет этого сделать, а она не сможет, ибо не имеет на сей счет ни практических опытов, ни теоретических предсказаний, ни определений - то, по идее, мы имеем все основания считать что все эти несуразицы существуют. Другими словами это можно выразить более лаконично: если наука не доказывает что бога нет, то из этого не следует что он сразу есть, ИЛИ... в противном случае следует признать, что ЕСТЬ ВСЕ что не является предметом научной диалектики. Во всяком случае такая научная "несостоятельность" в отношении бога, не добавляет, и не убавляет ничего в копилке интеллектуального осмысления, для любого здравомыслящего человека. И как верно заметил, Наиль, под богом можно подразумевать все что угодно, тех же инопланетян например, или известковый налет на пробке в твоей раковине. И совершенно спокойно давать ему (богу) самые разнообразные описания, наделять его какими то характеристиками, и совершенно не заботиться о том как это подтвердить или оспорить. Эдакая свобода суждений! Каждый может считать сущим то во что сам поверит
Однако! Как я уже писал, такой свободный подход в суждениях - религией не допускается. И вот тут-то как раз возникает самая главная странность религиозной мысли. С одной стороны, она не считается ни с логикой, ни с диалектикой, не требует и не предлагает сама никаких фактов, но с другой стороны, не позволяет никакой свободы мысли! Если я, или кто-то еще, решает что его мировоззрение совершенно спокойно может быть основано на вере, то о каком верном, или неверном представлении о боге, и его природе может идти речь вообще? Откуда вообще берется суждение о какой-то правильности и заблуждении, если разница между правильностью и заблуждением может быть обнаружена только в ходе ЛОГИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ и с привлечением результатов экспериментов?! И все богословие, с его рассуждениями можно спокойно отправить в утиль
Ведь ничего кроме разнообразия толкования того что было сказано другими людьми она больше не предлагает.
Трилогия "Властелин колец", Толкиена, в этом смысле, вполне может претендовать на не менее священное Писание. Там присутствует очень проработанная мифология, довольно развитая философия, и вполне адекватная мораль. Если поработать над текстом, то легок можно будет надергать цитат которые потом представить как заповеди
А если учесть тот пласт самых разнообразных трактовок его текстов, которые наплодили ярые толкиенисты - то мир который описал Толкиен может по праву считаться религиозным мировоззрением. Нехватает разве что только церкви!
цитата: |
Без примера не понимаю, о каких "фактах" и о какой эксплуатации этого термина идет речь!? |
Попробую тебе ответить
словами Евгения из Питера, одно из ярых апологетов веры
Цитирую (речь идет о проф. Раушенбахе):
"
Он был истинно верующим, православным человеком, и написал несколько статей, в которых с научной точки зрения обосновал некоторые постулаты Веры. Особенно интересен его трактат о математическом обосновании понятия Троицы единосущной и нераздельней. Это его знаменитая Логика троичности."
Позже, тот же Евгений прямо так и заявляет, что профессор Раушенбах научно доказал Единство Троицы
Не важно, что никакой научностью там и не пахнет, и мягко говоря противоречит самой идее Троичности христианского Бога. Но это и не важно, верно? Ведь диалектика не для религии
И Раушенбах всего лишь один из... тех кто "научно доказывал", обосновывал постулаты, и оперировал фактами, вида "иследования ДНК показали, что все люди произошли чуть ли не от одной женщины". Возьми к примеру того же проф. Осипова, или Кураева. У них полно трудов, где они что-то якобы обосновывают
Как я уже говорил, вся богословия в этом и состоит. И богословы каждой религии, и даже конфессии неустанно друг друга критикуют и упрекают в неверном понимании бога. Именно это странно.
цитата: |
Где же здесь безапелляционное утверждение, не терпящее возражений, типа "Бог ЕСТЬ и точка"??? Такой безапелляционностью скорее страдают атеисты |
Практически все войны прошлого имели среди прочих мотивов - мотив религиозной нетерпимости или стремелние к насильственному обращению. Весь современный терроризм буквально пропитан религиозной нетерпимостью. В радикальном исламе присутствует такой призыв "убей неверного". Подобных призывов полно и в Ветхом завете. По-моему более нетерпимого отношения к людям с иным мировоззрением трудно представить. Новый завет и христианство хоть и пропагандирует смирение и миролюбие - но никогда ими не отличалось. Соглашусь, что в Советском Союзе существовала нетерпимость к религии. Но до физического уничтожения доходило только во времена особо жесткого тоталитаризма. А что такое тоталитаризм, как не общество построенное на той же вере в непогрешимость вождя, где любые сомнения является непростительным грехом и подлежит жесткому пресечению. До 18-19 веков, когда религия во многих странах не была отделена от государства, преступления против веры наказывались не менее жестко. Так что если обратиться к истории религии, то утверждение "Бог ЕСТЬ и точка!" было как раз таки вполне распространенным и общество образующим.
цитата: |
Насчет "Учить Вере" - не понимаю этого словосочетания и не знаю, откуда ты его взял... Скорее всего заменил им другое словосочетание "Учить историю религии" или типа того. |
Ничего я не заменял. Скорее это тебе хотелось бы так все представить. Что бы понять что обозначает термин богословие не обязательно заканчивать семинарии. Загляни в словарь
Богосло́вие, или теоло́гия (калька греч. θεολογία), — совокупность религиозных доктрин о сущности и бытии Бога. Богословие возникает исключительно в рамках такого мировоззрения, как теизм. Теология как «учение о Боге» и является частью религиозной философииНадеюсь ты понимаешь что раз уж теология (богословие) базируется на философии, то без диалектики тут не обойтись. Философия без логики и деалектики - это вообще нонсенс
И не надо лукаво смешивать "учение о боге" с историей религии.
А вот какие разделы имеет православное богословие:
* триадология — учение о Святой Троице
* пневматология — учение о Святом Духе
* христология — учение о природах и лице Иисуса Христа
* ангелология — учение об ангелах
* антропология — учение о человеке
* амартология — учение о грехе
* сотериология — учение о спасении
* экклезиология — учение о Церкви
* иконология — учение об иконе
* сакраментология — учение о таинствах
* эсхатология — учение о последних судьбах мираЗаметь, все начинается со слова "учение". Учение без логики, без непротиворечивой диалектики, и без фактов, без адекватных определений, но лишь с верой
Особенно мне нравится "учение об ангелах", ну точно про летающих страусов, не иначе!
цитата: |
Святые старцы никогда не проводят "пост анализ" этого процесса, им даже в голову не приходит это делать потому, что отдают себе отчет в том, что это непостижимо. Описывают "конечный продукт" откровения - истину, открытую через откровение; событие будущего, данного в откровении и т.д. А это вполне может быть описано словами. |
Так в том то и дело, что "конечный продукт" не нуждается ни в каком "пост анализе" то есть богословии. Тебе пришло, и ты все понял. Понял без богословия, духовных семинарий, догм, церквей и ее символов. Ему придет - он все поймет. А не придет, так и бесполезно об этом говорить. Ничего кроме каши в голове и совершенно оторванных от жизни идей не выйдет. И никакой чужой опыт этих самых откровений, и их формулировки в виде "конечно продукта" не даст ровным счетом ничего, ссылайся на них или нет... И при чем тут Церковь? Ведь икакого "понимания" бога у нее нет и никогда не было. А тогда выходит что церковь абсолютно излишня. И в этом смысле, церковь не только не несет какой то пользы для понимании бога, но и тормозит его вводя догматы, и настаивая на фиксированных суждениях, да еще вселяя в тебя мысль о собственной ущербности, и невозможности придти к богу кроме как через церковь и через следования ее наставлениям. Но как ты понимаешь такое обстоятельство церковь не устроит. А как же, надо же держать стадо в узде и повиновении, что бы стричь
Жречество, как посредничество между личностью и его пониманием. Книжничесвто. Фарисейство. Иисус между прочем тоже считал это пустым.
Я не имею ничего против откровений. Я лишь не разделяю идею, что Истина вербализуема, даже в виде "конечного продукта". И я уверен что истинные стяжатели духа, просветленные, схимники, суфии, дервиши, маги и мистики и прочие мудрецы общий язык то как раз легко бы нашли. И им и в голову не пришло бы выяснять чье понимание бога вернее, ибо абсурдность этой деятельности для них была бы очевидна. А вот сам факт религиозных прений, войн и нетерпимости - как раз говорит об обратном. Мастера дзен на сей счет замечали: об истине можно поговорить, после просветления, но никак ни до него.
"Кто знает - тот не говорит. Кто говорит - тот не знает." (с) Лао Цзы