“Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). В связи с изменением определения обгона поменялись соответствующие пункты ПДД. Например, обгон на круговом движении перестал быть обгоном (п.11.4). Обгон по крайней левой полосе при трех и более полосах для движения в одном направлении так же обгоном не является (п.9.4). Исчез обгон справа. Но возник спорный момент по п.9.3: 9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается. По определению обгона при движении по средней полосе на такой дороге обгона не происходит. "Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами. Видимость ограничена всегда. В ясную погоду на ровной дороге 4-5 км. Читаем п.11.4: 11.4. Обгон запрещен: • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью. Если тупо следовать ПДД, то обгон запретили всегда и везде. Какая польза от этого определения? Поглядим описание знака «Опасный поворот». 1.11.1, 1.11.2 "Опасный поворот". Закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью. Становится понятным, что обгон в таких местах запрещен. …допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый… Эту фразу убрали, совершенно непонятно зачем. Обучающий в любой момент мог (в прошедшем уже времени) в любой момент среагировать на какие-то нештатные ситуации, перехватив руль у обучаемого. Теперь ремень встает непреодолимым препятствием для вмешательства инструктора в действия курсанта. Вместо красных и желтых стрелок в том же значении могут использоваться круглые красные и желтые сигналы с нанесенными на них черными контурными стрелками. Эту фразу убрали. Теперь переделке подлежат все светофоры, не отвечающие новым требованиям. За чей счет? 9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой. Во-первых, в ранее существовавшей версии этого пункта поворот налево и разворот на таких дорогах просто запрещался и все. Даже поворот и разворот на перекрестке был запрещен. Этот абсурд исправлен. Поворачивать и разворачиваться на перекрестке разрешили. Во-вторых, ПДД привели в соответствие с ППВС №18 от 24.10.06 г. ППВС – Постановление Пленума Верховного Суда. Эти Постановления обязательны для всех судей и должностных, которыми, в частности, являются работники ГАИ. 12. По части 3 и 4 статьи 12.15 КоАП РФ следует квалифицировать прямо запрещенные ПДД действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения. Непосредственно ПДД такой запрет установлен в следующих случаях: а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3; Т.е. теоретически, если разметки на дороге нет, то при выезде на встречную полосу при четырех и более полосах на дороге без разметки нарушения ПДД нет как и нет правонарушения. Но сразу же оговорюсь, что инспектора и судьи не очень-то жалуют этот пункт ППВС. Потому в отсутствие разметки крайне не рекомендую поворачивать налево и разворачиваться на такой дороге вне перекрестка, тем более обгонять и объезжать препятствия. Глава 11. Обгон, опережение, встречный разъезд. Запретили обгон мотоциклов без бокового прицепа на перекрестках по второстепенной дороге и на перекрестках равнозначных дорог. Запретили обгон в тоннелях, на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними. 13.9 … В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами. 4.3 – Знак «Круговое движение» 2.4 – Знак «Уступите дорогу» 2.5 – Знак «Движение без остановки запрещено». Во-первых, в СМИ твердят, что теперь круговые движения – главная дорога. Ничего подобного в этом пункте я не нашел. Как и раньше порядок движения на перекрестках с круговым движением определяется знаками приоритета или правилом «помехи справа» в отсутствие знаков приоритета. Во-вторых, почему «вЫезжающими»? Водители вЪезжают на перекресток. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу*, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. «Пропустить» по Словарю Ушакова – дать дорогу. Определения этого понятия в ПДД не дали. Слово «пропустить» перекочевало в п.14.1 из п.14.7 ПДД, по которому на водителей с 2008 года наложена обязанность пропускать детей, которые идут от автобуса, производящего перевозку детей или к нему. И ранее, и сейчас действует п.10.1 ПДД, который гласит, что в случае возникновения опасности водитель обязан тормозить. Если пешеход достаточно быстро идет к переходу, водитель обязан тормозить. Здесь никаких изменений не последовало. Допустим, пешеход вступил на проезжую часть. Ранее, если из-за автомобиля пешеход не менял направление и скорость, то считалось, что водитель выполнил свои обязанности – уступил дорогу. Но квалифицировать правонарушение «непредоставление преимущества пешеходу» было очень тяжело. Все сводилось к субъективному мнению инспектора. Теперь для инспектора все просто. Если пешеход на проезжей части, то водитель обязан «дать ему дорогу». Т.е. пешеход должен пройти первым, даже если пешеход появился слева на восьмиполосной дороге. Водители обязаны останавливаться и ждать. Напоминаю, трамвайные пути и разделительная полоса – отдельные элементы дороги, которые не относятся к проезжей части. Т.е. они обозначают границы проезжих частей. Если пешеход появился слева за трамвайной линией или разделительной полосой останавливаться не нужно. При повороте налево или направо на нерегулируемом перекрестке в отсутствие пешеходного перехода не поменялось ничего. 19.4. Противотуманные фары могут использоваться: в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар; в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар; вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил. 19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни. Т.о. в тумане и сумерках противотуманные фары теперь следует включать с ближним светом фар. Включение ближнего света или противотуманных фар в дневное время суток теперь обязательно. Но лично я не приветствую такое решение по следующим причинам: 1. Европейская практика показала, что снижение аварий при постоянном включении фар действительно имеет место, но только в первые годы после введения такой меры. 2. Фары должны быть нормально настроены. У нас же кто в лес, кто по дрова. Про колхозный ксенон вообще молчу. 3. Дороги должны быть ровными. Сейчас, когда машину швыряет то вверх, то вниз, даже самые хорошие фары слепят. Причем это происходит там, где внимание должно быть повышенным – на плохих участках дорог. Самый наглядный пример - лежачие полицейские возле пешеходных переходов. 4. Вспыхивающие огни стоп-сигналов в светлое время суток хуже заметны, тем более, если стоп-сигналы совмещены с габаритами в одной лампочке, например на ВАЗ-2115. 5. Водители автомобилей, не включившие фары – опасны. Знак 3.20 3.20 "Обгон запрещен". Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски. "Тихоходное транспортное средство" - в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) - сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч; Нет знака на тихоходе, обгонять его нельзя. В прессе появились сообщения, что можно обгонять ползущие в гору КАМАЗы. Ничего подобного в этом пункте я не вижу И почему двухколесные мотоциклы обгонять можно, а велосипеды нельзя? В случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. Совершенно не понял этот пункт. В первую очередь потому, что на дороге может присутствовать временная оранжевая разметка. Если постоянный знак и временная разметка противоречат друг другу, чем руководствоваться??? Любая разметка и любые знаки должны быть согласованы друг с другом. Фактически государства признает наличие бардака на дорогах. Не вижу смысла в затратах на нанесение горизонтальной разметки. 5.5. На одну ось транспортных средств установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины. Не прошло и ста лет, как ПДД привели в соответствие с Правилами прохождения технического осмотра. Еще один пример бардака. Вспоминаю поправки в ПДД от 2008 года. Тогда в середину поправок стыдливо запрятали сноску на новый ГОСТ по разметке. Фактически, четыре года разметку наносили по новому ГОСТу, а в ПДД указывался старый ГОСТ. В заключение. Я посмотрел экзаменационные билеты ГАИ. Замене подлежат как минимум 35 вопросов. Число их может быть и больше. Издание литературы для сдачи экзаменов – один из самых прибыльных бизнесов. Например, 2008 году на права сдали 2,6 млн. человек. Почти каждый купил билеты и «Тематические задачи». Периодически в билеты вносятся изменения в т.ч. в связи с изменениями ПДД. Вся масса литературы по тематике ПДД превращается в хлам. Авторы комментариев к билетам в связи с переизданием во главе с ген.п-ком В.Кирьяновым вновь получат солидные гонорары.
Панченко Ю.А.
x