Интервью с генеральным директором Nokia в России, ответы на ваши вопросы
В предыдущей статье, как вы помните, я привел несколько тем для беседы с Нильсом Нильсеном, генеральным директором Nokia в России, за которые вы могли проголосовать, показать, что именно интереснее узнать. По правде говоря, мы решили осветить практически все темы, которые были указаны, а также ответить на вопросы, которые вы, уважаемые читатели, задавали после статьи. Получился уникальный для рынка интерактив, и в числе ответов вы обязательно найдете свой вопрос. Начну с глобальных тем, для Nokia это, прежде всего, запуск музыкального сервиса «Вместе с музыкой» (Comes With Music) в России, перспективы магазина Ovi, а также рынок сенсорных, недорогих телефонов. Но обо всем по порядку.
За время работы Нильса в России были запущены различные сервисы, важнейшим шагом является открытие магазина приложений OVI и его развитие, число пользователей OVI растет в геометрической прогрессии. Готовится к запуску музыкальный магазин Nokia и сервис "Вместе с музыкой" (Comes With Music), то есть неограниченный доступ ко всей базе треков. В связи со спецификой российского рынка мне было очень интересно узнать о перспективах этого сервиса, ассортименте музыкального магазина, ценообразовании в магазине OVI, такой шанс у нас появился недавно.
Итак, сначала я приведу интервью на четыре популярных темы, после которого вас ждут и ответы на ваши собственные вопросы, которые мы сгруппировали в отдельные категории. Всего мы получили более 200 вопросов, спасибо вам за участие!
Антон Спиридонов: Какие у вас ожидания от запуска сервиса «Вместе с музыкой» (Nokia Comes With Music) именно в России?
Нильс Нильсен: Безусловно, ожидания очень велики, это ключевая тема для Nokia в России на конец этого года и первую половину следующего года. Наши ожидания основываются на опыте наших коллег в порядка 10 других странах, где работает сервис Comes With Music. Хотелось бы также подчеркнуть ключевые моменты, почему мы так верим в этот сервис. Во-первых, это глобальный каталог треков (около 9 миллионов), причем специфика сервиса такова, что в каждой стране мы стараемся предлагать локальный контент, то есть песни на родном языке подписчиков, в данном случае, российских исполнителей. И, во-вторых, это годовая неограниченная подписка на весь каталог, доступ ко всей базе треков.
АС: Как вы можете прокомментировать нашу, российскую специфику, которая сильно отличается от той же Европы. Я имею ввиду, что в нашей стране каждый, кто имеет доступ к интернету, имеет доступ к совершенно бесплатной нелицензионной музыке, в то время как сервис «Вместе с музыкой» небесплатен?
НН: Первый момент, который нужно понимать, это то, что человек не покупает трек за треком, сервис предоставляет ему весь каталок в его полное распоряжение, и он может загрузить столько музыки, сколько захочется без каких-либо дополнительных денежных средств. Во-вторых, это удобно организованная структура каталога, опции поиска, для того, чтобы найти желаемую композицию, не нужно искать ее в разных источниках, во всем интернете. И главный аргумент – это широта каталога, она несоизмерима с базой бесплатных, нелегальных песен на любом из ресурсов. Необходимо добавить, что мы видим преимущества не только для пользователей, но и для ритейл-партнеров, потому что сервис интересен и им, тут разворачиваются новые просторы для продвижения.
АС: Подписка на этот сервис включена в стоимость самого телефона, это 110 евро или около 6 тысяч рублей в России. Планируется ли продавать новые музыкальные телефоны (например, Х3 или Х6) без включенного сервиса, по, соответственно, более низкой цене?
НН: На данный момент таких планов нет, три модели, которые мы представили (помимо Х3 и Х6 есть еще и Nokia 5230) будут предлагаться только со включенной подпиской «Вместе с музыкой» в обозримом будущем. Сервис «Вместе с музыкой» становится неотъемлемой частью музыкальных телефонов, как, например, камера стала частью наших устройств в Nseries. Предложение музыкальных устройств Nokia очень велико, и если нет желания приобретать девайс со включенной подпиской, вы с легкостью можете выбрать что-то другое.
(канешна
)
АС: Получается, что Xseries и линейка XpressMusic превращаются в так называемую «Comes With Music» серию, и все будущие устройства будут идти со включенной подпиской на эту услугу?
НН: Нет, это не означает, что абсолютно все музыкальные устройства будут продаваться со включенным сервисом, но мы будем стремиться увеличивать это число со временем. Тем не менее, возможность выбрать «просто» музыкальный аппарат всегда останется, как, например, Nokia 5800 XpressMusic.
АС: Будут ли перезапущены существующие девайсы, например, 5530 XpressMusic, в соответствие с запуском услуги «Вместе с музыкой»?
НН: Нет, на данный момент только три упомянутых ранее устройства будут продвигаться с этим сервисом, это дает покупателю свободу выбора.
---
AC: Большое спасибо за разъяснение ситуации с сервисом «Вместе с музыкой». Следующей темой для разговора является рынок недорогих сенсорных телефонов, конкуренция с корейскими производителями, путь Nokia. Скажите, Нильс, как Nokia реагирует на очень доступные по цене предложения Samsung и LG на этом рынке? Есть ли планы любыми силами повысить рыночную долю, пусть даже в ущерб прибыли?
НН: Я начну с того, что рынок сенсорных телефонов для нас очень важен, и мы имеем достаточное число предложений в каждой ценовой нише. Естественно, мы будем расширять портфолио и дальше. Что же касается нашей стратегии, то мы делаем ставку на комплексные решения как таковые, что особенно актуально для Touch-устройств. Мы считаем, что стратегически верно предлагать все в комплексе, например, как мы сейчас поступаем с музыкальной линейкой. Эти устройства (например, 5230) могут не быть самыми доступными по цене, зато иметь тот набор возможностей, музыкальных характеристик, которыми конкуренты не обладают изначально.
Магазин приложений Ovi также актуален в свете разговора о сенсорных смартфонах, ведь каждый пользователь сможет использовать массу приложений для своего устройства, изменить его.AC: То есть, говоря более простыми словами, вы ставите на комплексные решения, на маржинальность и прибыль, но не на долю рынка как таковую в ущерб всем остальным девайсам?
НН: Все-таки во главу угла мы ставим сбалансированность продуктовой линейки, ее ценность на рынке. Безусловно, объем рынка и продаж в численном выражении тоже важен, но большее значение имеет маржинальность продуктов. Говоря в двух словах, мы не стремимся продавать недорогие сенсорные продукты в ущерб остальным своим устройствам.
АС: Что насчет сегментации сенсорных телефонов? Пока что все сенсорные аппараты относились к музыкальным, мультимедийным линейкам. Что насчет других сегментов?
НН: Во-первых, я объясню, как в принципе в Nokia мы принимаем решения. Мы тратим довольно много денег на исследования (R&D), чтобы понять, что именно нужно большинству пользователей, фокус-группам, чтобы понять их потребности и желания. Эти исследования проводятся постоянно и во многих странах мира, и когда мы выходили на рынок Touch-устройств, больше всего это решение было востребовано в развлекательных музыкальных и мультимедийных аппаратах. Поэтому совершенно логичным ответом было наше предложение в этих сегментах. Есественно, мы рассматриваем возможность появления сенсорных экранов и в других наших сегментах. Однако хотелось бы заменить, что сенсорный экран как таковой не является самоцелью, при разработке новых продуктов мы обращаем внимание на целый ряд потребностей людей и исходя из них формируем наше предложение.
АС: И последний вопрос в этой теме. Скажите, как позиционируется новая операционная система Maemo? Исключительно как топовое предложение, либо же возможно ее появление в относительно доступных сенсорных устройствах класса 5800 XpressMusic?
НН: Хочу сразу сказать, что мы будем продолжать развивать направление Symbian, ни в коем случае не отказываемся от этого. Что касается Maemo, то да, на данный момент э то high-end сегмент. Не могу сейчас сказать о доступности будущих девайсов, но если мы посмотрим на путь развития технологий в принципе, то увидим, что изначально все самое новое появляется в топовом сегменте, а потом уже и в массовых, доступных по цене устройствах. Так что вопрос о массовости Maemo-смартфонов – это лишь вопрос времени.
---
АС: Спасибо. Давайте перейдем к следующей теме, магазину приложений Ovi. В первую очередь хотелось бы спросить о ценовой политике, возможно ли силами Nokia на локальных рынках, в том числе, российском, ограничить входящую стоимость приложений от разработчиков?
НН: Начну с того, что мы уделяем огромное внимание магазину Ovi в России, после музыки это второй ключевой продукт для нас и мы видим большой потенциал в сервисе. Россия входит в Топ 5 стран по количеству скачиваний приложений и контента из магазина Ovi. Что касается конкретно стоимости приложений, то это сознательная стратегия Nokia, таким образом мы работаем по открытым стандартам и поощряем конкуренцию среди разработчиков. Решение о цене в данной ситуации остается за девелоперами, мы же предоставляем им площадку для публикации приложения, и разница в цене действительно бывает очень большой. В среднем цена услуги (приложения или другого вида контента) в магазине Ovi составляет 80 рублей. В конце концов, мы предоставляем пользователям выбор. Если человек готов платить довольно большую сумму за какое-либо приложение, это его право, ну а мы стараемся сделать ассортимент максимально большим. В России магазин Ovi открылся недавно, тем не менее, мы видим очень хорошую динамику и потенциал. За неделю в магазине появляется более 200 новых единиц контента, это очень хороший показатель. Плюс на днях Ovi.ru был полностью локализован, все ключевые сервисы доступны на русском языке.
АС: Весь ли контент, который появляется в магазине Ovi, проходит обязательную проверку?
НН: Да, конечно, каждая единица контента проходит через все официальные инстанции Nokia, так как мы должны быть уверены, что контент, который мы предлагаем пользователям, соответствует всем нашим нормам.
АС: А если в магазине уже существует несколько совершенно аналогичных друг другу программ, есть ли смысл публиковать еще одно похожее приложение от другого разработчика, либо же оно исключается, чтобы пользователь не путался в избыточном разнообразии программ?
НН: В настоящее время в Магазине Ovi есть ряд аналогичных приложений от различных разработчиков. Приложения отличаются по цене и функционалу, т.е. это расширяет выбор потребителя. Тем не менее, мы планируем усилить модерацию контента в данном вопросе, чтобы у посетителей был максимально удобный и четкий выбор.
АС: Появляются ли в магазине Ovi игры N-Gage, либо же это два различных проекта, не связанные между собой?
НН: Да, контент от N-Gage – это часть Ovi Store.
АС: Любой ли разработчик может опубликовать свое приложение в магазине Ovi? Насколько это сложно? Выгодно ли Nokia единовременное заключение контракта с физическими лицами, не организациями, которые заинтересованы в публикации одного единственного приложения?
НН: Стать разработчиком для Nokia совсем не сложно, вы можете это попробовать сами, условия крайне просты. Мы работаем не только с организациями, как, например, Paragon, но и с индивидуальными разработчиками. Для того, чтобы стать партнером Магазина Ovi, достаточно заполнить форму заявки на Forum Nokia, которая является публичной офертой. Условия ценообразования одинаковы для всех. Мы используем классическую в индустрии формулу 70% (отчисления разработчику) / 30% (Nokia)
АС: И последний вопрос: совместим ли магазин Ovi с ОС Maemo, в частности, с Nokia N900, появляются ли в нем приложения для Maemo?
НН: Конечно, приложения для Maemo входят в Ovi Store, и в N900 предустановлен клиент, совместимость полная.
---
x