Как сообщалось, 10 июня Президент России Владимир Путин провёл совещание о мерах по повышению деловой и инвестиционной активности в России. Итоги совещания анализирует в интервью «Русской народной линии» известный экономист и консультант Владислав Жуковский.
Последние недели оказались богаты на подобные встречи руководства страны. И это обоснованно и понятно, ведь экономическая ситуация ухудшается буквально на глазах. В России наблюдается сильнейший за последние 5 лет спад производства, деловой, инвестиционной и потребительской активности. Это, безусловно, внушает серьезные опасения не только в экспертном сообществе, которое начало бить тревогу уже 2 года назад, но уже и лично у Президента.
Чем примечательно выступление Президента? Во-первых, настораживает его тезис о необходимости ухода от так называемых пресловутых пятилетних планов. Речь идет о тех самых пятилеток, которые позволили осуществить индустриализацию сельского хозяйства, развития легкой промышленности, высокотехнологичных производств в Советском Союзе в период с середины 20-х до конца 80-х годов. Это вызывает определенные опасения потому, что пятилетние планы удобны для планирования, разработки сценария экономического развития и постановки экономических целей и задач. Кроме того, эти планы есть прекрасный инструмент для контроля над исполнением, в том числе президентских указов и поручений руководства страны. Президент понимает, что те чиновники, которые его окружают, прежде всего, в Правительстве, где на руководящих постах и в финансово-экономическом блоке до сих пор находятся ученики Гайдара, Чубайса, Кудрина и Грефа, скорее всего не смогут реализовать его майские указы и предвыборные обещания.
Стратегическое планирование и прогнозирование активно используется за рубежом, в крупнейших экономически развитых странах, в странах с так называемой рыночной экономикой. В США, Японии, Германии, во Франции, не говоря уже о таких странах, как Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань и Китай, существует система стратегического планирования и прогнозирования социально-экономических процессов, научно-технического развития, которая является фундаментом для реализации всей макроэкономической политики. Это не переход к командно- административному управлению экономикой и вовсе не переход к плановой экономики, а это скорее переход к такой системе планирования, когда задаются важные с социально-экономической точки зрения показатели - рост капиталовложений в экономику, увеличение норм накопления капитала в народном хозяйстве, повышение удельного веса наукоёмкой продукции в промышленном производстве, экспорте и ВВП, повышение реального уровня доходов граждан страны, снижение масштабов имущественной дифференциации населения. Благодаря этой системе экономически развитым странам удается решать все эти обозначенные выше задачи.
Но мы видим, что пока Президент не готов вводить систему пятилетнего планирования. Скорее всего, это обусловлено тем, что он прекрасно отдает себе отчет в том, что его указы, по всей видимости, будут сорваны. Тогда придется прибегать к очень жестким мерам, в том числе и административного характера. Пятилетки не позволят многим представителям руководства нашей страны раздавать необоснованные, неподкрепленные обещания, а к этому наш государственный аппарат пока не готов. Небезызвестный Владимир Мау как-то заявил, что России не нужна ни система планирования, ни система прогнозирования экономических, социальных и демографических, научно-технических, производственных, инвестиционных, финансовых процессов. Он заявил, что это есть пережиток прошлого - атавизм, занесенный ветром из застойной советской эпохи. Такое заявление лишний раз показывает умственное бессилие и неадекватность гайдаровцев, которые довели страну до социально-экономической катастрофы в 90-е годы и сегодня по-прежнему указывают руководству страны вектор движения экономики России.
Президента беспокоит снижение темпов роста российской экономики. Действительно ситуация крайне тяжелая, если ни сказать, аховая. По итогам января-апреля текущего года, по данным Росстата, рост экономики составил всего 1,6%, что в 3 раза хуже, чем годом ранее, в январе-апреле 2012 года рост достигал 4, 8%. По данным Министерства экономики, в январе-апреле текущего года рост составил 1,8%. В этой связи прогноз Президента, что по итогам года рост экономики составит 2,4%, выглядит крайне завышенными. Такой прогноз является следствием аналитического дисфункционала его советников. Даже если рост экономики по итогам текущего года составит менее 2%, то, чтобы достичь отметки в 2,5% к концу года, надо чтобы темпы роста экономики во 2-м полугодии ускорились примерно до 3,3 и 3,5%, а это, конечно, совершенно недостижимо.
Еще хуже ситуация в области выпуска товаров и услуг по бартерным видам экономической деятельности. Темпы роста сжались с 5% в январе-апреле 2012 года до 0,9% в январе-апреле текущего года. В сельском хозяйстве ситуация еще хуже, темпы роста по итогам первых четырех месяцев текущего года сжались по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года с 4,3 до 2,1%, динамика промышленного производства замедлилась с 3,3 до 0,5%. Удручающая ситуация наблюдается в обрабатывающей промышленности, где темпы роста обвалились с 4,2% в январе-апреле прошлого года до примерно 1,2% в январе-апреле текущего года. В сфере добычи полезных ископаемых - наиболее рентабельном, наиболее инвестиционно-привлекательном секторе российской экономики, где концентрируется 26% всех прибылей всего российского народного хозяйства, - темпы роста сжались в 7 раз с 1,5% до 0,2%. Производство и распределение электроэнергии и воды не только выросли в текущем году, но по итогам первых четырех месяцев даже обвалились на 0,8%. Спад грузооборота на транспорте по итогам января-апреля достигает 1,7%, тогда как годом ранее грузооборот вырос почти на 4,5%. Железнодорожные перевозки сократились почти на 4,1%, что на фоне прошлогоднего роста в 6,5% выглядит катастрофой.
Приведенные показатели свидетельствуют, что спад в реальном секторе российской экономики и промышленности носит не кратковременный характер. Это системный кризис, который набирает обороты и будет только усиливаться. Одновременно с этим сократился экспорт товаров на 5% в январе-апреле, импорт вырос на 3,5%. На фоне затухания экономического роста наблюдается стабильно высокий рост розничной торговли, почти на 4 %, хотя это хуже прошлогоднего роста в 7,7%.
По-прежнему надувается пузырь в финансовой системе, кредиты населению в январе-апреле текущего года выросли на 39% в годовом выражении, в 2012 году рост составил 39,5%, в 2011 году - 35,8%. Правительство, вместо того чтобы заниматься развитием российской экономики, модернизацией производства, развитием инфраструктуры, продолжает втягивать население в долговую петлю, искусственно раздувая конечные потребительские расходы, чтобы хоть как-то держать российскую экономику на плаву. По итогам первого квартала текущего года просроченная задолженность подскочила почти на 25%. Ситуация будет только ухудшаться. Кредиты промышленным предприятиям выросли почти в 2,5 раза медленнее, чем кредиты населению. Темпы роста в январе-апреле менее 15,8%, тогда как в январе-апреле прошлого года было почти 24%. Действительно проблема высоких процентных ставок стоит очень остро.
В этой связи заявление Путина показывает, что он уже устал слушать либеральных экономистов, которые не хотят заниматься созданием конкурентоспособной, мощной, социально-ориентированной инвестиционно-банковской системы, но продолжают рассуждать о необходимости изъятия денег из экономики, вывода накоплений резервных активов за рубежом для того, чтобы якобы не допустить роста инфляции. То, что Президент дал распоряжение в течение 8 дней подготовить инструменты, механизмы и реальные предложения по снижению стоимости кредитных ресурсов в экономике, это, безусловно, позитивный факт. Правда, непонятно, почему Президент сказал об этом только сейчас, в то время, как видные российские экономисты и эксперты поднимают этот вопрос уже не первый год, предлагая меры по повышению доступности кредитных ресурсов в экономике, увеличению их срочности, повышению капитализации банковской системы России и ее активов, созданию условий для того, чтобы российская финансовая система могла финансировать экономический рост, структурно-технологическую модернизацию и инновации.
Увы, российская экономика вваливается в мощную масштабную рецессию.
x