Американские проектировщики, конструкторы, инженеры, техники и квалифицированные рабочие сооружали предприятия первого советского пятилетнего плана.Они массово приглашались в СССР для монтажа широко закупаемого оборудования.
И началось это задолго до 1933 года,когда были установленны официальные отношений между СССР и Америкой. Из США осуществлялись массовые поставки тракторов, автомобилей, станков и других необходимых механизмов. Американские граждане и компании привлекались к работе по созданию основных предприятий советского оборонного комплекса. В их числе были - Сталинградский тракторный завод, Магнитка и другие металлургические заводы, Днепрострой, завод "Динамо", Московский шарикоподшипниковый завод, заводы по производству грузовых автомобилей и многие другие.
В области автомобилестроения отрудничество Америки с Россией началось еще в 1909, когда в Санкт-Петербурге, а затем в Москве, Одессе и прибалтийских портовых городах были открыты сбытовые конторы компании Форда. В 1919, по инициативе Советского бюро в Нью-Йорке, Форд заключил сделку о продаже Советской России тракторов "Фордзон". СССР превратился в самого крупного зарубежного покупателя тракторов Форда. По утверждениям самого Генри Форда, его компания поставляла в СССР 85% всех грузовых автомашин, легковых автомобилей и тракторов (в общей сложности с 1921 по 1927 СССР приобрел более 24 тыс. тракторов "Фордзон", сотни легковых и грузовых автомашин). 31 мая 1929 с компанией Форда был подписан договор о технической помощи Советскому Союзу в строительстве автозаводов сроком на 9 лет. Для строительства завода полного цикла был избран Нижний Новгород (будущий Горьковский автомобильный завод, ГАЗ). По соглашению производственная мощность завода должна была обеспечивать выпуск 100 тыс. грузовых и легковых машин ежегодно; советские автостроители могли пройти стажировку на заводе Форда в Дирборне, под Детройтом. Со своей стороны, советское правительство брало на себя обязательство закупить в течение 4 лет продукцию компании Форда на общую сумму 4 млн. долл. 1 февраля 1930 из ворот Автосборочного завода Љ 1 вышла первая советская "полуторка". В мае 1931 под Нижним Новгородом был заложен завод полного цикла, а в январе 1932 он начал выпускать продукцию.
Второе автосборочное предприятие - завод имени КИМ (потом АЗЛК) вырос в Москве и вступил в строй с ноября 1930 г. Оба завода выпускали легковой ГАЗ-А(Форд-А) т грузовой ГАЗ-АА( Форд-АА),сначала из привозных деталей,потом из отечественных.Ваш покорный слуга имел возможность покататься на ГАЗ-А еще в в году 1936.А на полуторке ГАЗ-АА даже стажировался и сдавал на водительские права в 1952 году в Киевском Автодорожном институте.Такое вот живучее оказалось это фордовское творение.Понятно о том,что это бывший Форд-АА никто даже и не упоминал.
ГАЗ-А был точной копией американского "Форда А" середины 20-х годов и был устаревшей конструкции. Поэтому руководство Горьковского автозавода приняло решение заменить ГАЗ-А на более современную и технологичную модель.
За основу взяли "Форд V8-40" (Ford V8-40), конструкцию которого переработали, чтобы приспособить к суровым условиям эксплуатации в нашей стране. Для этого, например, усилили раму,а вместо мотора, которым оснащался "Форд V8-40", стали ставить двигатель ГАЗ-М. По сути, это была усовершенствованная копия мотора от "Форда ББ" (Ford BB).Новый легковой автомобиль получил название
ГАЗ М-1.В народе за ним укрепилось название "Эмка".На эмках разъезжало все советское начальство.Особенно любили их работники НКВД.
На базе фордовских,потом ГАЗовских, автомашин были разработаны и стали выпускаться бронеавтомобили для армии.Потом их производство было передано на специализированный Ижорский завод.
В 1930 г. для выпуска на московском заводе АМО была закуплена лицензия на американский грузовик "Аутокар-5С" (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После запуска в 1931 конвейера он именовался АМО-3,а после модернизации в 1933 году переименован в
ЗИС-5.(Завод имени Сталина). ЗИС-5 и его модификации и стали в дальнейшем основной грузовой машиной СССР.Они пережили войну и верно служили даже в 50-е и 60-е годы.Об их "несоветском" происхождении не знал почти никто.Мне доводилось во время и после войны слушать от водителей дифирамбы о их преимуществах перед американскими Студебеккерами,Доджами и Фордами.В основном все водители напирали на то,что американские машины хороши,но требуют более качественного горючего,более сложного техобслуживания и т.д. А вот "наши отечественные" имея в виду ГАЗ-5 и ГАЗ-АА более простые и легче поддаются ремонту помощью наших основных традиционных инструментов-молотка и зубила.Но об этом попозже.
Американцы принимают участие в строительстве "Днепрогэса" и Америка поставляла турбины для этой стройки.Шеф-консультант Днепростроя полковник Хью Купер и инженер Си Джи Томсон,работавшие от фирмы "Дженерал электрик", были даже награждены орденами Трудового Красного Знамени. Илья Ильф и Евгений Петров, в своей знаменитой "Одноэтажной Америке" описывали свою встречу с Томсоном и его воспоминания о работе в СССР.
О размахе американского участия в советской индустриализации лучше всего свидетельствуют выдержки из статьи доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН--Б.М.Шпотова:
--"Получение западных технологий в годы первой и второй пятилеток многократно усилило экономический, технический и военный потенциал Советского Союза, что повлияло на весь ход истории ХХ века."
"Без участия американских и европейских фирм не появились бы в считанные годы Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Нижегородский автозавод, химическая, авиационная, электротехническая промышленность, военно-промышленный комплекс."
--"В опубликованных официальных документах и решениях правительства подчёркивалось, что подавляющее новых видов производств на таких промышленных гигантах, как Сталинградский и большинство иностранных рабочих и инженеров оказали существенную помощь в строительстве, пуске и освоении Харьковский тракторные заводы, Горьковский и Московский автозаводы, Кузнецкстрой, Магнитострой, Уралмашзавод, Запорожсталь и др."
--"С американскими компаниями договоры заключались, прежде всего, по проектированию наиболее крупных предприятий, где применялись технологии массового производства. В таких отраслях, как машиностроение и металлообработка (включая автотракторную промышленность), чёрная и цветная металлургия, электропромышленность, горно-топливная, химическая, строительная, текстильная, лесная индустрия, производство искусственного волокна, кинофотоматериалов и др. действовало, на 1 марта 1931 г., 108 договоров с компаниями США, Германии, Франции, Италии, Швеции, Швейцарии и др.. Доминировали американские и германские фирмы"
--"Техпомощь в строительстве одного крупного советского предприятия требовала участия целого ряда зарубежных фирм. Так, строительство, пуск и расширение Магнитогорского металлургического комбината потребовали разработки комплексного генерального плана, проектирования и строительства доменных печей, коксовых батарей, прокатных станов, горнообогатительного оборудования, электросетей, а также поставок землеройной и строительной техники. В этих колоссальных работах участвовали американские и германские фирмы Arthur McKee of Cleveland (главный проектировщик), Freyn Engineering Corporation, The Coppers Corporation of Pittsburgh, General Electric, Demag AG, Krupp AG, German Koppers AG engineers, и несколько фирм, выпускавших экскаваторы, подъёмные краны и другую землеройную и строительную технику."
--"Технологическую и строительную часть проекта крупнейшего в Европе Сталинградского тракторного завода выполнили американские компании International Harvester и Albert Kahn, Inc., и 90% его оборудования поставили более 100 машиностроительных фирм США. Наверное, не многие россияне знают, что завод этот был построен под Чикаго, потом демонтирован и перевезён в Сталинград."
---"Когда крупную промышленность построили, эти факты были преданы забвению, особенно в годы "холодной войны". В общественном сознании и на страницах книг закрепилась рассчитанная на невежд картина: почти весь успех обеспечили своими силами.
-- "В настоящее время российские историки и архивисты воссоздают картину широкого и открытого советского сотрудничества с Западом"
Albert Kahn (Альберт Кан ) ,о котором упоминает доктор исторических наук Б.М.Шпотов,стал главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству.В феврале 1930 года в Детройте, тайно от общественности, несмотря на то, что дип-отношений между СССР и США еще не существовало, был подписан договор о деловом сотрудничестве между Альбертом Каном (Albert Kahn) и представителем "Амторга". Вслед за этим в Москву прибыла группа американских архитекторов и инженеров во главе с братом Альберта - Морицем, которые основали "самое большое архитектурное бюро мира" под названием "Госпроектстрой". Вскоре ВСНХ СССР заключил договор, согласно которому фирма Кана стала главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. Причина обращения советского руководства именно к Кану заключалась в том, что на заводах Форда он отработал высокопроизводительную технологию проектирования промышленных предприятий. В США его фирма штатом в 400 человек готовила рабочие чертежи за неделю, а корпуса промышленных предприятий возводила за пять месяцев. И Кан смог на практике доказать, что способен сделать то же самое и в СССР. Американский опыт проектирования предприятий был принят в Советском Союзе за основу. Проект Сталинградского тракторного (впоследствии танкового) завода был выполнен в рекордно короткие сроки: строительные конструкции для него были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы в течение шести месяцев. Затем следующий заказ - на проект гигантского Челябинского тракторного завода. В 1931 году побывавший на строительстве ЧТЗ журналист Кникербокер в своей книге "Угроза красной торговли" писал: "Строящаяся сейчас тракторная фабрика в Челябинске может почти моментально быть переориентирована на военные цели для отражения ожидаемого нападения капиталистического мира. Планируемый выпуск 50 тысяч десятитонных гусеничных тракторов, очень сильно напоминающих танки, в год, означает, что речь идет о производстве одного из типов танков". . СССР. Между 1929 и 1932 годами фирма Альберта Кана спроектировала в СССР от 521 до 571 промышленных объектов, организовала поставку оборудования для сооружаемых предприятий и этим создала едва ли не всю советскую военную промышленность, без которой невозможна была бы в будущем победа над фашистской Германией. Теперь тракторные заводы могли в кратчайший срок начать выпускать танки. А гусеничный трактор "ЧТЗ" сам по себе напоминал танк. Через 11 лет, к июню 1941 г., в Красной Армии на вооружении находилось 24 тысячи танков собственного производства.
Была еще одна техническая новинка,пришедшая из Америки в СССР.Только ни счастья,ни радости,ни пользы народам СССР она не принесла.Скорее наоборот.Я имею в виду колючую проволоку. В 1874 году фермер из Иллинойса Джозеф Глидден, получил патент на колючую проволоку.
Изобретение предполагалось применять исключительно в сельскохозяйственном бизнесе: с помощью колючей проволоки стали делать загоны для скота.В СССР этим изобретением воспользовались,чтобы ограждать лагеря в которых миллионы собственных граждан страны содержались как скот.Колючей проволокой были обнесены и все границы страны,чтобы насильственно загоняемые в социализм народы не могли покинуть СССР.
x