26.07.2013
В Москве с 15 сентября вводится плата за эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей. О том, сколько эвакуаторов появится в городе и какую сумму придется выложить за эвакуацию, рассказал первый заместитель гендиректора ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" Сергей Мариничев.
Жизнь московских автомобилистов в 2013 году серьезно изменилась: помимо платной парковки в центре города, которая не всем пришлась по душе, с 15 сентября будет введена плата за эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей, что значительно отразится на бюджете автовладельца, который решится нарушить правила парковки. О том, сколько эвакуаторов появится в городе в сентябре и какую сумму придется выложить за эвакуацию, рассказал в интервью РИА Новости первый заместитель генерального директора ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" Сергей Мариничев. Беседовала Марина Ведяшкина.
— Сергей Владимирович, сколько эвакуаторов выйдет на улицы города в сентябре?
— В городе будет работать 300 эвакуаторов, из которых 150 будет закуплено городом, и 150 эвакуаторов будут наняты. Это будет частный оператор, который будет осуществлять услугу перевозки. Мы понимаем, что как только начнется эвакуация, количество нарушений резко снизится. Поэтому закупать большое количество техники для нас нецелесообразно, так как техника будет простаивать, мы потратим бюджетные деньги, она будет требовать обслуживания. Коммерческий оператор — это более гибкая структура, он может переоборудовать эвакуаторы в манипуляторы для погрузо-разгрузочных работ, которых в городе не хватает.
Штрафы за неправильную парковку в Москве
© РИА Новости. Екатерина Глушакова
Как идет борьба с неправильной парковкой в центре Москвы
— Сколько сейчас эвакуаторов задействовано в Москве?
— На балансе 100, а фактически около 80-ти. Есть эвакуаторы, которые были закуплены префектурами. Какие-то из них сейчас простаивают. Мы собираем информацию, чтобы все эти эвакуаторы передать на наш баланс для того, чтобы мы их включили в оборот. Сейчас из 100 эвакуаторов 80 работают, из них 30% выполняют функцию эвакуации, остальные – хозяйственную.
С 15 сентября количество эвакуаторов увеличится более чем в три раза. Мы планируем, что всего в городе будет порядка 1,3 тысячи эвакуаций в день. Это уже серьезный объем, который будет заметен всем. Я прогнозирую, что количество нарушений резко упадет. Эвакуаторы начнут работать в центре, а после того, как количество нарушений там начнет падать, они будут пропорционально распределяться по городу. Порядок надо наводить везде, не только в центре.
— Сколько будет легковых эвакуаторов и сколько грузовых?
— Грузовые эвакуаторы – это всего пять грузовых машин, которые будут заниматься перевозкой крупногабаритной техники, например, фуры, автобусы, троллейбусы. По большей части, это экстренная перевозка, потому что часто небольшая авария или поломка фуры на какой-то вылетной трассе приводит к тому, что вся трасса встает, а в час пик это проблема. Грузовая эвакуация – это достаточно сложный административный процесс, потому что просто так нельзя перевозить по городу такие крупногабаритные средства, нужно сопровождение, нужно оформлять специальный пропуск для проезда.
Обычный эвакуатор, который мы закупаем, может поднимать машину до 7 тонн. Это означает, что практически все микроавтобусы, даже бронированные, газели будут эвакуироваться нашими обычными эвакуаторами. А все автомобили свыше 7, 5 тонн будут эвакуировать грузовыми эвакуаторами. Грузовые эвакуаторы принадлежат городу, потому что в городе много задач, связанных с общественным транспортом, если где-то что-то сломалось. Грузовые эвакуаторы, прежде всего, предназначены для того, чтобы освободить проезжую часть. При этом неважно, что явилось причиной затруднения движения – нарушитель, поломка общественного транспорта или авария. Для нас важно, чтобы город ехал. Это первоочередная задача.
— Окупается ли процесс эвакуации?
— По законодательству сумма, которую платит гражданин за эвакуацию, называется "Расходы на перемещение, хранение и возврат задержанного транспортного средства". Транспортные средства все разные, расходы мы несем разные. Поэтому у нас будет не один тариф, общий для всех, под одну гребенку, а три тарифа: для малогабаритных транспортных средств, для средних, так скажем, и для крупных. Тарифы будут устанавливаться Правительством Москвы, будет отдельный распорядительный документ. Себестоимость была очень четко посчитана. Для нас тоже важно, чтобы коммерческие операторы, которые сделали инвестиции в такую технику, завтра не перестали работать. Поэтому мы консультировались с транспортниками в Правительстве Москвы в соответствующих организациях, это "Организатор перевозок", "Мосгортранс", ГСПТС, тарифы корректно рассчитаны.
— Ранее была озвучена цифра 5 тысяч рублей за эвакуацию легковых машин, какие тарифы определены сейчас?
— Для легковых машин будет три цифры: для малогабаритных автомобилей, автомобилей среднего класса и тяжелых автомобилей премиального класса, которые должна эвакуировать специальная техника. Какие-то машины весят 3 тонны, какие-то 2,5 или 2 тонны, а есть малогабаритные, до 1,2 тысячи тонн. Понятно, что расходы на эвакуацию разные. Поэтому будет установлено три разных тарифа, но они еще не утверждены. Стоимость эвакуации легковых автомобилей будет варьироваться.
Сейчас водитель не боится эвакуации, потому что он ничего не платит, ему надо только поехать в ГИБДД, получить копию протокола и поехать на стоянку забрать машину. Теперь у него будет выбор — бросить машину, точно зная, что ее эвакуируют, после чего он должен будет заплатить штраф 3 тысячи и 5 тысяч за эвакуацию и хранение машины, либо 10 минут потратить на то, чтобы найти правильную парковку. Конечно, человек будет относиться к этому процессу более сознательно. Он лучше извинится перед партнерами на встрече за опоздание, чем бросит автомобиль, что станет причиной пробки.
— Какова будет стоимость эвакуации грузовиков, ранее называли цифру 30 тысяч?
— Сумма 30 тысяч рублей — это расходы, которые город в совокупности будет нести за эту процедуру, включая участие ГИБДД, машины сопровождения, это финальная сумма. Дополнительно автовладелец будет оплачивать лишь хранение на вторые сутки. По статистике, 95% людей машину забирают в первые же сутки. Так как эта машина занимает место на стоянке, есть оплата за вторые сутки хранения. Ориентировочно около 1 тысячи рублей.
— К какому времени будут установлены тарифы?
— Тарифы будут установлены в ближайшее время. Это произойдет до объявления конкурса на оказание услуг по эвакуации. Правительство Москвы заинтересовано максимально быстро принять решение, чтобы 15 сентября процесс уже запустился.
— Как будут разделяться функции между ГКУ "Администратор московского парковочного пространства и ГБУ "Городская служба перемещения транспортных средств" (ГСПТС) после 15 сентября?
— Функция ГСПТС останется чисто хозяйственной. ГСПТС создавалась изначально для того, чтобы осуществлять хозяйственную функцию при ремонте и уборке дорог. Например, эвакуация автомобилей, мешающих асфальтированию дорог в летнее время, уборке дорог в зимнее время. ГСПТС решает проблемы, когда необходимо поднять так называемые "подснежники", из-за которых нарастает гора снега, эти машины могут стоять месяцами, никто их не эксплуатирует. Поэтому городу была необходима техника, чтобы перемещать машины. Не эвакуировать, а именно перемещать. Эта функция у них сохранилась. После 15 сентября будет четкое разделение функционала между нами, как спецорганизацией по задержанию и перемещению транспортных средств нарушителей, и ГСПТС, как организацией, которая фокусно занимается хозяйственными вопросами. Тогда на дорогах будет лучше, и порядка будет больше при проведении строительных и уборочных работ. Наша основная цель – это борьба с нарушениями, их цель – это хозяйственная работа. Будет четкий водораздел, которого до сих пор не было.
Платные парковки в центре Москвы: позиция властей и мнение водителей
© РИА Новости/Аврора. Е. Бебех, И. Чеботарев, В. Шумов, М. Чупрасов
Платные парковки в центре Москвы: позиция властей и мнение водителей
— Насколько, по вашему мнению, изменится ситуация с неправильной парковкой после 15 сентября?
— Представьте себе: 15 сентября начнут выезжать стайки эвакуаторов. Даже психологически ситуация изменится. Когда на улицах работают один-два эвакуатора, вы можете увидеть такую картину: ГИБДД оформили машину, погрузили на платформу, эвакуатор отъезжает, и тут же на место, где стоял нарушитель, подъезжает и встает новый нарушитель. Потому что люди понимают, что у них есть достаточно много времени, пока эвакуатор уедет, освободится, вернется, пока приедет ДПС. Поэтому психологически люди, понимая, что эвакуаторов больше, что это уже мощные хорошие качественные машины, будут совершать нарушений меньше процентов на 60. Как только все обнаружили "Парконы", мобильные комплексы фото- и видеофиксации, на их маршрутах число нарушений падало более чем на 60% сразу. Мы 20 лет ничего не делали, поэтому сейчас вынуждены и больше денег тратить, и серьезнее наказывать за это. Пока другого пути нет.
— Как определяется маршрут, по которому будут ездить эвакуаторы?
— Это не маршрут, это точки расстановки. План расстановки эвакуаторов связан, во-первых, с количеством нарушений в той или иной части города. Потому что есть участки, на которых очень много нарушений, а есть участки, которые уже давно администрируются, люди привыкли, что там лучше не парковаться, там нарушений мало. Соответственно, эвакуаторы должны с утра располагаться максимально близко к месту максимального количества нарушений. Есть приоритетные улицы, есть улицы менее приоритетные. Приоритет улицы означает, что любое нарушение на этой улице приводит к затору, пробке. Поэтому у нас будет категорийность улиц. Диспетчер, который будет управлять этим процессом, должен понимать, что, пока он не очистил эту улицу, он за соседнюю не возьмется. То есть максимально быстро нужно очистить ту улицу, которая влияет на транспортный поток, и только потом можно заниматься соседними.
Платные парковки в центре Москве
© РИА Новости, Инфографика. Илья Каныгин/Надежда Андрианова
Платные парковки в центре Москвы
— Какие улицы Москвы можно считать приоритетными?
— Например, все вылетные магистрали, которые ведут в центр, приоритетные. Потому что, как только там возникают проблемы, связанные с брошенным транспортом, эта магистраль сразу тормозится, снижается скорость, народ начинает рассасываться по другим улицам, и там возникают проблемы. Точки расстановки эвакуаторов предусмотрены по всему городу, но все равно существует градация. Нарушения там, где проезжает общественный транспорт, например идет линия троллейбуса, вызывают особые затруднения, так как троллейбус ничего не может сделать, он не может объехать нарушителя. Кроме того, есть выделенная полоса для движения общественного транспорта, если там встали нарушители, автобусу нужно встраиваться в поток на соседнюю полосу. Это дискредитирует саму идею выделенной полосы. Это тоже приоритетная улица. Мы должны обеспечить максимальное влияние на транспортный поток. Но мы понимаем, что максимальное количество нарушений сосредоточено в центре, поэтому с точки зрения пропорций, конечно, количество эвакуаторов в центре будет больше. В спальных районах — меньше. Хотя и там есть точки притяжения. Например, вокруг крупных торговых центров очень много нарушений, которые влияют на проходимость улиц. Поэтому эвакуаторы будут в первую очередь работать по таким точкам. Мы должны поднять эффективность эвакуационной службы в городе.
— Будет ли создано приложение для мобильных, с помощью которого можно отслеживать работу эвакуаторов?
— Это будет не просто приложение для мобильных. Это будет открытая информация: сколько, где, каких эвакуаторов, сколько на стоянках эвакуированных машин, какая ежедневная статистика в городе, сколько парковок, насколько они заняты, сколько денег собрали, какая средняя стоимость парковки. Все это частично доступно уже сейчас. Мы стараемся автоматизировать этот процесс, максимально открыть, чтобы вся информация была доступна на сайте департамента транспорта, на сайте parking.mos.ru. Там уже сейчас можно ввести данные машины, чтобы узнать, куда она эвакуирована. Могу с уверенностью сказать, что такой комплексной системы нет ни в одной стране мира. Конечно, технически где-то происходят сбои. То же самое у нас иногда происходит с паркоматами, нам отключают электричество, но надо понимать, что это не проблема департамента транспорта, и спокойно к этому относиться. Мы стараемся, чтобы перечень возможностей для оплаты был настолько широким, чтобы автомобилист не ограничивал себя. Перечень способов оплаты включает в себя: мобильное приложение, смс, парковочную карту, банковскую карту, терминал "Элекснета", а также через кассу "Связного". Очень много вариантов, просто не все об этом знают, не все это используют.
— Как понять, угнали или эвакуировали вашу машину?
— Водитель должен позвонить в ГИБДД. Потому что первоисточником информации обо всей дорожной ситуации, о проблемах, которые связаны с дорожным движением, является ГИБДД. Когда машина эвакуируется, информация поступает в диспетчерскую ГСПТС и в ГИБДД. Поэтому человек может позвонить в ГИБДД. Можно сразу же набрать номер экстренной службы 112 или 911, они переключат на нужное подразделение, и можно выяснить, что с вашей машиной. Если в базе ГИБДД ее нет, значит, нужно подать заявление о том, что машина угнана. Будет объявлен план-перехват. Что касается возможности угона автомобилей эвакуаторами, поскольку у нас вся работа автоматизирована, то участие в этом процессе мошенников практически невозможно. Потому что машины будут брендированы, купить такую машину слишком дорого.
— Москвичи могут пожаловаться на неправильно припаркованные грузовики. Смогут ли жители сообщать о неправильной парковке легковых автомобилей?
— Мы планируем создать систему, чтобы люди могли использовать мобильное приложение для информирования о нарушении. Но тут есть сложности. Мы посчитали, что в пределах Центрального округа нарушают правила парковки порядка 45 тысяч автомобилей. Вот представьте: 45 тысяч номеров машин нарушителей и умножьте это на количество людей, которые будут фотографировать одни и те же машины. Такой объем материала ежедневно кому-то нужно будет обрабатывать. Вот заработает эвакуация, выйдут инспекторы, которые будут штрафовать нарушителей, работает фото и видеофиксация – все это приведет к тому, что количество нарушений упадет. Дальше ситуация с нарушениями станет стабильной. Мировая практика показывает, что 10-15% людей нарушает, несмотря ни на что. Но с таким количеством нарушений уже можно будет работать и использовать общественный контроль на дорогах. Департамент транспорта – за общественный контроль, он планирует открыть эту систему, но надо четко понимать, как это делать, чтобы не навредить всем. Мы планируем ввести такую систему уже в этом году. Задача поставлена, до конца года постараемся реализовать.
— Какие расходы возьмет на себя город?
— Финальный бюджет покажет конкурс. Мы приобретаем эвакуаторы в лизинг. В конечном итоге за это заплатят нарушители, а не сам город, не налогоплательщики. Первоначальный лизинговый взнос идет из бюджета города. Эвакуатор такого типа, какой мы выбираем, стоит от 5 до 6 миллионов рублей. В аукционе предусмотрены только технические параметры. Вопрос — какое предложение нам даст лизинговая компания на конкурсе. Все будет зависеть от стоимости техники и периода. Период мы сделали максимально длинным — пять лет, для того чтобы нагрузка на бюджет была минимальной. Первоначально вносится 10%. Примерную первую сумму затрат города можно рассчитать следующим образом: 5,5 миллионов — это средняя стоимость одного эвакуатора, умножаем на 150 — количество эвакуаторов, которые закупает город, умножаем на 10% первоначального взноса. Получаем 82,5 миллиона рублей. Но итог будет зависеть от результата конкурса.
— В каком порядке будут проводиться конкурсы?
— Будет проведено два конкурса. Первый — на определение лизинговой компании, у которой город будет закупать эвакуаторы. Город не покупает сразу все эвакуаторы, это лизинг, платежи растянутся на пять лет, и в конце срока машины переоформятся в собственность города. В этом процессе есть налоговая экономия, транспортный налог — все это делает собственник, которым является лизинговая компания до момента, когда заканчиваются платежи.
Второй конкурс будет на привлечение частных компаний. Мы примерно подсчитали количество перемещений — 1,3 тысячи в день на пять лет. На конкурсе будут разные компании, которые будут торговаться за право оказывать услугу. Чем дешевле услуга, тем городу лучше. На аукционе будет представлено три лота. Обеспечение по законодательству от 10% до 30% от суммы контракта. В этом конкурсе будут участвовать самые крупные, самые серьезные компании, потому что это серьезные объемы, серьезные контракты. Основное требование — технические характеристики транспортных средств, второе — цена и сроки выхода. Мы планируем объявить этот конкурс до конца июля.
x