Прежде всего надо знать: повреждение автомобиля от попадания на различного рода неровности – это дорожно-транспортное происшествие, хотя сотрудники ГИБДД нередко упорно настаивают на обратном, зачастую даже отказываясь выезжать на место происшествия. Им можно процитировать ч. 2 федерального закона «О безопасности дорожного движения», где прямо указано, что дорожнотранспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Поскольку автомобиль в процессе движения по дороге получил повреждения и они тянут на материальный ущерб, этот факт является именно ДТП и накладывает на всех его участников определенную ответственность.
Еще один момент, который полезно знать. В каждом территориальном подразделении Госавтоинспекции предусмотрена специальная должность – инспектор состояния дорог, который обязан следить за всем, что касается ям, луж, фонарей, светофоров и знаков. Следовательно, никто не знает больше о сложившейся на дороге ситуации, чем гаишники.
Поэтому обращаться в ГИБДД – обязательно! Но сначала водителю, как причастному к ДТП лицу, необходимо выполнить возложенные на него обязанности (п. 2.5 Правил дорожного движения) – остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. После этого позвонить в ГАИ и записать фамилии и адреса очевидцев. Не стоит забывать и о страховой компании, если автомобиль застрахован от ущерба, – обязательным, в зависимости от условий договора, может стать вызов на место аварийного комиссара.
Все больше аварий, ущерб по которым страховые компании обязаны компенсировать по Закону об ОСАГО, происходит из-за плохого качества дорог и состояния средств регулирования дорожным движением. И страховщиков это, естественно, напрягает. Поэтому страховая компания – ваш союзник в поисках виновного в этом ДТП.
Поскольку повреждения получены в результате попадания в дорожные «неровности», основной упор надо сделать на фиксацию именно этой «неровности» (ее размеров, формы, расположения и проч.). Здесь подойдут все средства, и их должно быть как можно больше – фотовидеосъемка, участие свидетелей (с этой целью можно позвонить друзьям или родственникам, чтобы они приехали на место, сами убедились в обстоятельствах происшествия и могли потом выступить свидетелями).
Самое главное – установить размеры ямы, в которую попал автомобиль, поскольку именно от ее размеров зависит соответствие ГОСТу, нарушение которого и может быть основанием возложения вины за произошедшее на организацию, занимающуюся обслуживанием данного участка дороги.
При фиксации обстановки сотрудниками ГИБДД надо внимательно изучить все документы, составленные ими и предлагаемые на подпись, обратив особое внимание на описание состояния дороги и повреждений, полученных автомобилем. Иначе вам тут же припишут нарушение ПДД, несоблюдение скоростного режима и т.п.
Закон «О безопасности дорожного движения» гласит, что ответственность государства выше, чем ответственность гражданина. Это значит, что суд прежде всего должен рассматривать вину дорожных служб, а уже потом водителя. И первичной является вина дорожников, не справившихся, например, с гололедом, а не водителя, который якобы не учел дорожных условий. Однако в нашей стране, к сожалению, все наоборот. Вот и получается, что виновником подобных ДТП зачастую становятся водители.
Необходимо разобраться и с тем, кому предъявлять претензии по поводу ненадлежащего качества дороги. Узнать конкретную организацию, которая должна следить за состоянием дорожного полотна на участке ДТП, можно у того самого специального сотрудника ГИБДД.
Затем необходимо оценить «тяжесть» полученных автомобилем повреждений. Для этого надо обратиться в любую оценочную организацию, занимающуюся данным видом деятельности (в настоящее время с этим проблем нет – подобных организаций много). На осмотр поврежденного автомобиля нелишне будет пригласить представителей той организации, что обслуживает дорогу, дабы лишить их возможности ссылаться на осмотр автомобиля в их отсутствие.
После получения отчета об оценке и установления точной суммы ущерба следует составить письменную претензию в дорожную организацию – хотя закон и не требует обязательного досудебного урегулирования данного спора, принятие предварительных усилий по его разрешению всегда расценивается судом в пользу истца, кроме того, не исключено, что после получения грамотной и обоснованной претензии с вразумительным расчетом ущерба дорожники согласятся добровольно возместить ущерб (и такие случаи известны, хотя бывают они как правило при не очень значительном его размере).
Если дорожники отказываются возмещать ущерб, вам прямая дорога в суд. В случае возникновения проблем с доказательством причинной связи между попаданием автомобиля в яму или колдобину и получением им повреждений может потребоваться соответствующая экспертиза. Расходы по ее проведению, равно как и затраты на оценку, эвакуацию автомобиля, а также на участие в деле представителя, суд взыщет с ответчиков.
«Мой автомобиль попал колесом в яму и получил повреждения подвески. Можно ли получить компенсацию за ремонт с дорожных служб?» В принципе – можно.
Для начала определим – а когда вообще возможно получить какую-либо компенсацию в принципе? Согласно ГОСТ 50597-93, размеры ям не должны превышать 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине. Также, по ГОСТ Р 50597-93 отклонение крышки люка от уровня покрытия может быть не более 2 см. Поврежденные и деформированные крышки не допускаются. Если же размеры ям или состояние крышки люка превышают указанные нормы, то участок дороги должен быть обозначен соответствующими знаками, либо должны быть установлены специальные заграждения.
Исходя из вышесказанного, получается, если яма или люк не вписываются в вышеназванные параметры, а на дороге знаков и заграждений нет – тогда можно задуматься о возможности взыскать ущерб за ремонт. Но не забываем, что водитель пострадавшего автомобиля сам не должен был нарушать правила – превышать скоростной режим, совершать запрещенный маневр и т.д. Если и здесь все в порядке – тогда, как говорится, «карты в руки».
Первый шаг – оформление ДТП
Главная отправная точка – оформление ДТП. Без этого получение возмещения невозможно. Протокол о ДТП является главным документом на основе которого иск будет принят к рассмотрению судом.
Поэтому, после «заезда» в яму или люк нужно остановиться «тут же», как при любой дорожной аварии и вызвать ГИБДД. И быть готовым ждать и ждать – судя по рассказам посетителей форумов, сотрудники ДПС приезжают на такие ДТП в самую последнюю очередь.
Впрочем, во время ожидания будет на что потратить время. Вам Нужно будет составить схему ДТП, сфотографировать место ДТП – саму яму и окрестность. На фото должны быть видны размеры ямы, расположение ее на местности, отсутствие ограждений и дорожных знаков. Эти же сведения о яме должны быть вписаны и в протокол о ДТП, который будет составлять (наконец-то!) приехавший инспектор.
Что касается свидетелей, то им может быть любые совершеннолетние граждане в том числе и ближайшие родственники, находившие в тот момент в машине – жена, муж, родители, дети.
Оценка ущерба
Следующий шаг – проведение экспертизы полученных повреждений и калькуляция стоимости ремонта. Проводить такую экспертизу должны специализированные компании имеющие гослицензию на этот род деятельности. Найти такую компанию можно в Интернете, вбив в строку поисковика такие слова, как например «Независимая оценка ущерба при ДТП». Обязательно интересуйтесь наличием лицензии.
Определение виновного
Тем временем пресловутая «группа разбора» в ГИБДД должна определить виновника ДТП. Если это не вы – тогда будет названа конкретная организация, ответсвенная за эксплуатацию данного участка дороги. На нее затем и нужно подавать иск в районный суд по месту, где зарегистрирована сия организация. Если в ГИБДД назовут виновником вас –еще один круг - можно подать апелляцию в суд, который может назвать виновником дорожников и тогда – готовим иск.
Кстати, в ГИБДД рассмотрение подобных дел нередко затягивают «до бесконечности». В этом случае придется обратиться в прокуратуру. При этом, если материальный ущерб в ДТП превышает 500 МРОТ, либо имеются пострадавшие лица, возбуждается уголовное дело, которое прокуратура сама направляет в суд.
Добровольно…
Еще один возможный ход - выслать по почте дорожной организации требование о добровольном возмещении ущерба. К нему нужно приложить копии имеющихся у вас документов: протокола постановления и справок ГИБДД, акта экспертизы и оценки ущерба. Не получив ответа в течение месяца – можно подавать иск в суд.
Заявление
Для подачи иска в суд потребуются следующие документы
1. Справка ГИБДД о ДТП формы 12 и 746
2. Копии протокола и постановления о привлечении к административной ответственности виновного
3. Акт осмотра автомобиля с калькуляцией повреждений.
4. Фотографии поврежденной автомашины и дорожного полотна в месте ДТП
5. Квитанция об уплате госпошлины.
Не только «дорожнкики»…
Кстати, в теории, можно подать иск и на ГИБДД, поскольку, согласно действующим правилам несения службы, сотрудник ДПС перед началом патрулирования должен проверить свой участок дороги и в случае обнаружения на нем не вписывающихся в ГОСТы повреждений в виде ям, люков и пр. обязан немедленно вызвать «дорожников» а до их приезда позаботиться о безопасности движения по данному участку дороги, вплоть до того, что самому встать с жезлом перед ямой. Правда, с ГИБДД решаются судиться очень и очень немногие.
P.S.
В принципе все выглядит как бы просто: оформляем ДТП, оцениваем ущерб, подаем иск. Но в жизни все оказывается гораздо сложнее и муторнее. Как можно видеть из сообщений форумов, дорожники очень любят не являться в суд, ставить под сомнения результаты экспертизы и оценку ущерба, пытаться переложит вину на водителя.
x