цитата: |
8 июня 1909 года за ворота Русского Балтийского вагонного завода, что располагался в Риге на улице Волмарской, выехало первое собранное авто. Так в Российской империи началось серийное производство автомобилей. Этому событию предшествовал весьма лирический эпизод. Как-то раз ранним летним утречком шел по безлюдному Верманскому саду солидный господин по фамилии Шидловский. Любил он, председатель правления одного из крупнейших в России предприятий, в хорошую погоду пройтись от Старого города до заводоуправления пешочком. Выйдя из сада на Елизаветинскую, Шидловский остановился, залюбовавшись переливами черного лака на моторном экипаже, спешившем спозаранок невесть куда. Полюбовался - да и окаменел. Дама, сидевшая на заднем сиденье экипажа, понимающе улыбнулась, приняв причину окаменелости на свой счет. Но Шидловский не тронулся с места и после того, как автомобиль скрылся из виду - настолько был поражен вдруг осенившим его очевидным решением, которое он так долго и так мучительно искал... А искал он то, что сегодня называют словом «диверсификация». Спрос на железнодорожные вагоны повсеместно упал, а потому нужно было придумать, выпуском какой продукции занять производственные мощности завода. Да такой продукции, чтобы она долгие годы имела гарантированный сбыт... Придя на завод, председатель собрал правление и предложил организовать производство автомобилей. Предложение Шидловского было осмыслено, обсуждено и единодушно принято. Для выпуска автомобилей на Волмарской (ныне Валмиерас) возвели специальный цех, а для организации конструкторских работ и производства пригласили талантливого бельгийского инженера Жюльена Поттера двадцати четырех лет отроду... Надо заметить, что в России перед революцией работали предприятия, которые только собирали автомобили из зарубежных комплектующих - это заводы Пузырева, Фрезе, Лейтнера, Леснера и с десяток других, помельче. Но автомобильной промышленности как таковой, кроме как в Риге на Волмарской улице, в Российской империи не было. Сконструированная Жюльеном Поттера базовая модель С24/30 имела 4-цилиндровый двигатель мощностью 24 л. с. с рабочим объемом 4,5 литра и трехступенчатую коробку передач, - эта машина и выкатила за заводские ворота 8 июня 1909 года, то есть всего через год после того, как Шидловскому в Верманском парке пришла идея заняться автомобилями. |